Ключевым форматом восстановления мира на Донбассе может стать миротворческая миссия. В то же время любые временные перемирия - это путь к дестабилизации ситуации, в том числе внутри Украины, а боевики и Кремль могут даже повысить ставки в войне. Такое мнение высказал «Апострофу» руководитель военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский, комментируя договоренность об очередном перемирии на Донбассе, которое должно начаться 30 марта.
Чего ждать от боевиков на Пасху? Это лучше к психологам обратиться, чтобы понять, что у них сидит в голове. В принципе, я не вижу никаких признаков того, чтобы Владимир Путин, не говоря уже о марионеточных ДНР/ЛНР, отказывался от своих целей на Донбассе. То есть они как стояли, так и стоят. И нет никаких признаков смягчения их позиции, кроме заявлений, что Путин может пойти на использование каких-то временных администраций с сохранением всех остальных требований (такую информацию недавно опубликовало издание Time, - «Апостроф»). И все эскалации вялотекущего конфликта являются игрой на повышение ставок. Они хотят показать себя сильными игроками в случае перевода решения этого конфликта в плоскость переговоров.
Военный сценарий нашими силами с помощью того же американского оружия? Дело в том, что без перекрытия границы это невозможно. То есть пока наш военный потенциал не равен потенциалу не только России, а даже той группировки, которая сосредоточена на границе. Если граница открыта, то нет гарантий, что там не окажутся регулярные силы российской армии.
Появление временных администраций? Это введение миротворческой операции, которая будет предполагать размещение миротворцев на границе, на линии разграничения и введение на эти территории миротворческих миссий, которые называются временными администрациями – не столько военных, сколько для перевода ситуации в мирное русло. Это и демилитаризация, и разминирование, и восстановление экономической жизнедеятельности, и восстановление нарушенных прав, и так далее. Может быть частично, если в помощь им будут организованы какие-то комиссии по амнистии, то будут решаться и эти вопросы. Это необходимо рассматривать в комплексе. Сама по себе временная администрация там не окажется хотя бы потому, что ей самой необходимо обеспечить безопасность.
А все эти временные перемирия – не разрешение конфликта. То есть Украина заинтересована в стабильном разрешении этого конфликта, а не во временных перемириях. Соответственно, все эти временные перемирия и их нарушение – тот же путь к дестабилизации, в том числе внутри Украины. И это ни к чему не ведет.
Усилят ли наши западные партнеры давление на Кремль? По идее, должны были бы. Просто они уже заявили о своих позициях – о том, что они являются сторонниками реализации Минских соглашений. И им как-то не с руки от этого отказываться. Поэтому такая ситуация и продолжается, хотя давно уже пора было поставить вопрос о том, что Минские договоренности провалены, поскольку не выполняется самый первый пункт, нарушителем этих соглашений является Россия с ее марионетками, а дальше этот конфликт решается в рамках миротворческого мандата. И не надо искать никаких других форматов. На мой взгляд, это ключевой формат для восстановления мира. Тут нужна какая-то компромиссная и консолидированная позиция.