Борьба с коррупцией — жизненно необходимое дело общества,
поскольку это явление угрожает национальной безопасности
и конституционному строю в Украине.

В.Янукович, 22 апреля 2010 года

С каждым днем деятельность новой властной коалиции все больше напоминает четвертый поход крестоносцев, ставший ярким примером цинизма и корыстолюбия в мировой истории. Крестоносцы обещали освобождение родины христианства, а на деле разграбили Константинополь, блистательный центр его восточной ветви. К вящему удовольствию спонсоров — венецианских торговцев и Папы Римского.

Цели регионалов и их союзников не менее святы — восстановление Украины из кризисного пепла, превращение в демократическое государство с сильной высококонкурентной экономикой. Однако их методы похожи на действия феодала-хищника, раздающего ключевые секторы госуправления в кормление и на откуп своим вассалам и союзникам. Результат всегда плачевен — полунищее население и разрушенное государство.
Доказательства и примеры? Ситуация в Министерстве экономики, Госпотребстандарте, Госфинуслуг и на таможне. Сфера госзакупок превращается в опричное владение Петра Симоненко со товарищи. Причем роль опричников исполняют депутаты и чиновники, которых журналисты давно окрестили «тендерной мафией».
На командные посты системно расставляются лица, тем или иным образом причастные к функционированию сомнительных тендерных схем. Кадровая зачистка исходит из единственного принципа — безусловной лояльности к патрону.
В сфере госзакупок стремительно строится коррупционная посредническая схема — вокруг обязательных справок от Госинспекции по ценам. Ее авторы прилагают максимальные усилия, чтобы легитимизировать свое ноу-хау в законе о госзакупках. Замаячили и тендерные рейдеры — похоже, не без помощи проверенных кадров, внедренных в департамент госзакупок еще в прошлом году.
При этом высшие лица государства уверяют Всемирный банк, МВФ и европейских партнеров, что система госзакупок наконец-то будет приведена к международным стандартам. И ни один цент из жизненно необходимых кредитов не будет украден...

Тендерное кормление Петра Симоненко и Ко

А начиналось все обнадеживающе. В середине марта Виктор Янукович вернул скандальный законопроект о госзакупках в парламент со своими возражениями и замечаниями, уничтожающими лазейки для построения общенациональных коррупционных схем.

А потом последовал ледяной душ реальных действий. В недавнем интервью интернет-изданию proUA Петр Симоненко прямо заявил, что ценой создания «КоСаРей» (коалиция «Стабильность и реформы») стали «делегаты»—ставленники коммунистов в экономическом блоке правительства. Это В.Цушко (министр экономики), В.Волга (Госфинуслуг), А.Рябченко (глава ФГИУ) и И.Калетник (таможня).

Имя непосредственного куратора экономического блока от фракции КПУ (или все же — «смотрящего»?) обнародовал В.Цушко на одном из первых министерских совещаний после своего назначения. Им оказался... Антон Яценко, народный депутат от БЮТ и ключевой фигурант журналистских расследований деятельности Тендерной палаты и ряда других коррупционных схем. Неудивительно, ведь президентом ТПУ был коммунист А.Ткаченко.

Как сообщают источники «ЗН», неофициальный офис А.Яценко на Артема, 50, превратился в своеобразный центр занятости. Здесь можно увидеть и бывших работников Тендерной палаты, и консультантов-посредников, и депутатов с чиновниками, регулярно мелькающих на телеэкранах.

Сначала был зачищен департамент госзакупок Минэкономики. На собрании департамента с участием Ю.Витренко (месяц назад — замминистра и одновременно директор департамента) и В.Врублевского (старый партнер А.Яценко, а ныне его помощник на общественных началах) его сотрудников настоятельно попросили написать заявления об увольнении по собственному желанию. Без даты. В знак лояльности к новому министру. Наиболее неблагонадежных попросили на выход.

А вот работу получили Т.Сергиенко и А.Мовчан (адвокаты Тендерной палаты и Европейского консалтингового агентства), И.Моторко (бывший сотрудник палаты и помощник нардепа-бютовца О.Лукашука)...

После того, как Ю.Витренко оставили только должность замминистра, место главы департамента вакантно. На него прочат и одиозного главу правления ТПУ В.Лабу, и Т.Дергалюк (контролировала госзакупки в ГлавКРУ; ее сын был адвокатом ТПУ и ЕКА), и Викторию Сухову (бывший сотрудник ГлавКРУ, ТПУ). Говорят, возникли сложности: «самоубийц» не так много. Неприкосновенного патрона, в худшем случае, пожурят, а вот чиновник может загреметь и за решетку...

Шоком стало назначение главой Главпотребстандарта 29-летнего Олега Поволоцкого. Как утверждают источники «ЗН», совсем недавно он работал в руководстве ООО «Оператор электронной отчетности». Это подтверждается и данными, обнародованными «Деловой столицей». Данный оператор выступает частным посредником в подаче предпринимателями электронных отчетов в ГНАУ и фонды социального обеспечения. Как писали «ЗН», «Украинская правда» и другие издания, схема внедрялась с участием все тех же тендерных деятелей. Так, ООО «Эффективные информационные системы», один из соучредителей оператора, фактически находится на Артема, 50, а среди его учредителей значатся люди, работавшие в структурах ТПУ. Биография О.Поволоцкого до сих пор недоступна на сайте комитета.

Главным инспектором Госфинуслуг стала 33-летняя Виктория Жесан. Она работала в налоговой, КРУ, а также контролировала госзакупки продукции пищевой и перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства Тендерной палаты. Замечательный опыт работы для регулирования рынков финансовых услуг, не так ли?

По данным источников «ЗН», Светлана Легойда, партнер А.Яценко еще с конца 90-х, приставлена советником к главе комитета В.Волге. А сам Волга недавно предложил тем, кого он регулирует, сбрасываться на содержание своего комитета. Это даже не «простота хуже воровства». Это — классика феодального кормления.

Наконец, международным скандалом грозит кадровая зачистка в Национальном агентстве Украины по аккредитации (подчинено Минэкономики). Недавно оно добилось официального признания соответствующими структурами Евросоюза. Это значит, что разнообразные сертификаты, выдаваемые украинскими лабораториями, действительны и на территории ЕС. Одним из условий признания было обеспечение независимости и невмешательства органов исполнительной власти в деятельность агентства.

В прошедший четверг новым главой агентства был назначен Николай Товстановский, бывший глава правления Тендерной палаты. При этом, по данным источников «ЗН», увольнение предыдущего главы — Дмитрия Зоргача — происходило с нарушениями законодательства. Его пятилетний контракт еще не истек. К тому же в момент увольнения он находился на больничном. Чем не грубое вмешательство министерства в работу агентства, не говоря уж о нарушении норм КЗоТ? Впереди — потеря признания со стороны Европейского Союза?

Очевидно, что приведенные выше примеры грозят одним — укреплением и развитием масштабных коррупционных схем в важнейших сферах государственного регулирования. А всего-то несколько недель назад министр Кабинета министров А.Толстоухов на пару с министром юстиции А.Лавриновичем убеждали «ЗН», что новая власть не проводит масштабных кадровых чисток. А если увольняют старые и набирают новые кадры, то исключительно по профессиональным признакам.

Может быть, они и правы. Ведь в таком роде занятий, как коррупция, тоже есть профессионалы!

Зиц-председатель Фунт?

Не меньший шок вызвало и назначение Василия Цушко министром экономики. И на то есть весомые причины. Еще в 2002 году, будучи депутатом, в своем законопроекте №1138-1 (доступен на сервере Верховной Рады) он предлагал передать ключевые полномочия в сфере госзакупок «организатору торгов» — «самоуправляемой общественной организации, которая объединяет экспертов по закупкам». Организация должна была иметь «зарегистрированную интеллектуальную собственность, которая может быть использована заказчиком торгов».

Тема этой собственности звучит и в законопроекте о разработке тендерной документации №3024 от 29.01.03 г. Он был подан В.Цушко вместе О.Лукашуком (тогда — фракция СДПУ(о) и В.Кирилловым.

К тому времени А.Яценко и В.Врублевский уже зарегистрировали частные патенты на тендерную документацию. И вскоре за ее использование с участников торгов будет требовать роялти «Центр тендерных процедур и бизнес-планирования» (ЦТП), ими контролируемый.

Инициативы В.Цушко не имели успеха. Зато успешным оказалось лоббирование схемы с роялти в администрации Л.Кучмы и Кабмине. В результате органам исполнительной власти было поручено «соблюдать требования законодательства по охране интеллектуальной собственности во время организации и проведения торгов». Мол, тендерная документация центра сэкономит миллиарды бюджетных гривен.

(Кстати, согласно официальной биографии А.Яценко, в 2002— 2003 годах он работал в главном управлении по вопросам внутренней политики администрации президента. А с ноября 2003-го по апрель 2004-го был помощником первого вице-премьера... Николая Азарова.)

Из ныне действующих чиновников и политиков отличился и Владимир Семиноженко (см. копию его поручения от 18.08.02 г.). Письмом к генпрокурору подобного содержания разразился и тогдашний глава комитета ВРУ по борьбе с организованной преступностью и коррупцией В.Стретович (см. копию письма №06-1812-922 от 21.04.03 г.). Ныне он — замглавы комитета по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности и вице-премьер оппозиционного правительства Тимошенко—Соболева.

К тогдашнему вице-премьеру Д.Табачнику с призывом соблюдать интеллектуальные права ЦТП обратился и В.Цушко в качестве первого замглавы комитета ВР по финансам и банковской деятельности (см. копию письма №06-10445 от 09.06.03 г.).

Пакеты этих документов централизованно рассылались в обладминистрации и центральные органы власти. И к 2004 году схема с роялти работала в масштабах всей страны.

С 2004 года В.Цушко выступает соавтором трех из четырех законов (вместе с С.Осыкой, О.Лукашуком, одним из братьев Буряков и др.), которые обеспечили Тендерной палате и ее бенефициарам безбедное существование до 2008 года.

Впрочем, есть основания полагать, что в сегодняшней истории В.Цушко, скорее отведена роль сбитого летчика и зиц-председателя в одном лице. Что не снимает с него ответственности за происходящее в министерстве.

Кстати, анализ электронных файлов законопроектов в сфере госзакупок приносит иногда удивительные результаты. Так, в проекте №1138-1 просматривается след ООО «Европейское консалтинговое агентство» (создано, в т.ч. А.Яценко, в 2000 году), которое впоследствии станет владельцем портала-монополиста zakupivli.com. Нужно открыть свойства файла, содержащего сравнительную таблицу. В графе «Организация» значится не очень понятное ECA. А ведь именно так, согласно уставу агентства, звучит его английское название — European Consulting Agency (ECA).

ТПУ, ЦТП и вариации на эту тему находим в законопроектах президента Тендерной палаты А.Ткаченко (№2810-1 от 05.01.07 г.), новоназначенного губернатора Сумщины Юрия Чмыря (№1209-6 от 04.09.06 г.), нынешних бютовцев Е.Кирильчука и С.Саса (№1209-10 от 06.09.06 г.), пламенного борца с киевским мэром В.Пилипишина (№1011-10 от 28.11.07 г.) и др.

С чего будем кормиться?

Как будут кормиться «КоСаРи» в Госфинуслуг, Госпотребстандарте или таможне — тема отдельных публикаций. А вот в сфере госзакупок одна из схем кормления уже ясна. 14 апреля десятки тысяч предпринимателей и госзаказчиков по всей стране изумились разъяснению Минэкономики под №3303-25/2973-07, подписанному Ю.Витренко. Этим документом предписывается, что заказчики обязаны требовать от участника-победителя торгов справку о соответствии его цены среднерыночным ценам. Справку нужно брать в центральном аппарате Госинспекции по контролю за ценами.

Редакцию «Вестника госзакупок» обязали не принимать объявления о проведении или результатах закупок, если заказчик не предоставит тендерную документацию с требованием справки или саму справку. А без публикации этих объявлений закупки проводить нельзя, согласно действующему Положению о госзакупках. Кстати, редактора «Вестника» тоже недавно сменили на более покорного.

Это было бы очередной чиновничьей глупостью, если бы в схеме не фигурировали частные фирмы-посредники.

Как рассказал «ЗН» один из киевских участников торгов, на прошедшей неделе вся процедура выглядела следующим образом. Из департамента по телефону его отослали в инспекцию. Там попросили выслать заявку, проект договора и спецификацию. И — ждать ответа сколь угодно долго.

При личном визите сообщили: «Вот вам список фирм, обращайтесь к ним, они вам сделают экспертную оценку, а потом к нам...» На вопрос: «На основании чего вы отправляете к каким-то фирмам?» был ответ: «Разъяснение вышло от Минэкономики, эти фирмы проходили обучение, поэтому все вопросы — к министерству, а именно — к замминистра Ю.Витренко».

Как сообщили «ЗН» другие источники, стоимость экспертных услуг может варьироваться от 1 до 4% объема закупки. Или даже выше.

Чтобы понять, откуда растут ноги у этой схемы, нужно вернуться в лето прошлого года. «ЗН» тогда писало, что «самооборонец» К.Куликов предлагал, по сути, создать оценочную палату по аналогии с палатой тендерной (см. «Каждый кулик хвалит свое болото. Коррупционное», «ЗН», №33 за 2009 г.). И распространить обязательную оценку (а также плату за эти услуги) практически на все сделки не только между компаниями, но и между гражданами (квартиры, машины и т.п.). По данным источников «ЗН», за этими инициативами маячили все те же А.Яценко энд Ко.

Одновременно шла дискредитация общественных организаций оценщиков, которые публично сопротивлялись подобным затеям. Острие удара было направлено на старейшую — Украинское общество оценщиков (УОО).

Однако к осени все утихло. А вскоре представители УОО воспылали любовью к своим оппонентам и зачастили на Артема, 50.

Любовь оказалась по расчету. В начале октября были проведены курсы по повышению квалификации оценщиков в сфере госзакупок (копия программы). Организаторы — УОО (в лице вице-президента Алексея Амфитеатрова) и НИИ при Минэкономики. Его возглавляет еще один выходец из ТПУ — Игорь Манцуров, бывший ректор Университета финансов и права при Тендерной палате.

На первый взгляд, учеба так учеба. Но вот 3 февраля 2010 года И.Манцуров информирует Госинспекцию по ценам (см. копию его письма), что повысившие свою квалификацию оценщики входят в пять компаний: ЧП «Сектор-Информ» (Житомир), ЧП «Радикал» (Одесса), ООО «Оценочный стандарт» (Одесса и Донецк), ООО «Международная компания «Имидж» (Киев) и ЧП «Сити-Эксперт» (Ривне). Они совпадают со списком, который вручили в инспекции и нашему киевскому участнику торгов.

Представители рынка оценочной деятельности связывают эти компании с такими деятелями в сфере оценки, как А.Амфитеатров, И.Антипенко, Л.Туровская, С.Фролов...

Судя по всему, сначала схему отрабатывали на закупках у одного участника. Две недели назад автор этой статьи, представившись заказчиком, имел телефонную беседу с неким Евгением Литвиновым («Имидж»). Который пообещал сделать оценку за три дня, но выдать ее — только после оплаты услуг. Их стоимость выудить так и не удалось.

Правда, тогда это делалось без какого-либо нормативного обоснования. Впрочем, и разъяснение Ю.Витренко не является нормативным актом. А правительственное Положение о госзакупках не содержит нормы об обязательном представлении ценовых справок. Расчет, как и в случае с «выводами» ТПУ, делается на рабскую психологию госслужащего и подконтрольность «Вестника».

В этой истории одной из ключевых является фигура Ю.Витренко. (Он, кстати, в 2008 году согласовывал закупки у одного участника в составе консультативно-методического совета, куда входили нардепы А.Пшонка, А.Яценко.) Предыдущее руководство департаментом, как и министр Б.Данилишин, сопротивлялись навязыванию ценовой схемы. А также выдвижению Ю.Витренко на первые роли в департаменте. Так что к выполнению этой задачи подключались С.Осыка и Б.Губский. Зимой они добились своей цели. Ю.Витренко был назначен, пусть и через голову министра и вопреки тому, что он уже достиг пенсионного возраста.

Логика авторов ценовой схемы повторяет их действия по продвижению схемы с ТПУ: посреднический рэкет необходимо узаконить! В конце марта «Экономические известия» обнародовали проект изменений в Положение о госзакупках («ЗН» также получило его текст), разработанный в недрах департамента. Там все те же обязательные справки о соответствии цены. А также право народных депутатов обжаловать тендеры.

Первому замглавы президентской администрации И.Акимовой пришлось даже заявлять о том, что эти нормы не соответствуют международным стандартам.

И действительно, «директивы и регламенты Европейского Союза, а также Соглашение о правительственных закупках ВТО не предусматривают никаких подобных подтверждений», как сообщила «ЗН» Елена Омельченко, член переговорной группы по госзакупкам Соглашения об ассоциации Украина—ЕС в 2008—2009 годах и директор Европейской правовой группы. По ее мнению, «если у государства возникает необходимость вводить дополнительный контроль над ценами, то это можно делать на стадии планирования бюджета, составления годового плана закупок». И «не вводить дополнительный регулятор на рынок, который и так перегружен различными преградами».

Ей вторит и Геннадий Островерх, глава профсоюза «Небайдужі»: «Зачем тогда вообще проводить процедуры закупки, если у нас на административном уровне будет регулироваться формирование цены?»

Примечательно, что 9 апреля Н.Азаров поручил В.Цушко, А.Лавриновичу, Ф.Ярошенко, С.Тигипко при разработке изменений в действующее положение предусмотреть норму, которая «запрещала бы уполномоченному и контролирующим органам требовать от заказчиков и участников процедур закупки предоставления справок, выводов, подтверждений, которые предоставляются коммерческими и другими негосударственными структурами» (см. копию поручения №17449/3/1-10 от 09.04.10 г.).

Однако профильному комитету ВР эти установки — не указ. И в проекте закона, им разработанного, вновь появляется ценовая схема. Она отсутствует в замечаниях В.Януковича, которые нардепы должны учитывать.

К основным функциям Уполномоченного органа по госзакупкам они относят разработку и утверждение «порядка определения подтверждения соответствия цены предложения участника-победителя процедуры закупки среднерыночным ценам на аналогичные товары, работы и услуги». А также «порядка перевода средств участнику-победителю процедуры закупки» (см. текст этого проекта).

Выход разъяснения Ю.Витренко вызвал бурю возмущения. Уже дошло до анекдотов. Трудности начало испытывать авиапредприятие, которое перевозит... Виктора Януковича. Как тут не переиначить поговорку — ворон ворону глаз все-таки выклюет!

Под давлением жалоб и протестов 21 апреля Ю.Витренко издает «разъяснение к разъяснению». Мол, заказчики-участники могут не подавать ценовые справки. Но они будут обязаны отправить весь пакет тендерных документов в Минэкономики, которое его отошлет в Госинспекцию, а уж та примет решение о соответствии цены! И сколько придется ждать заказчику и участнику этого решения?!

Похоже, приведенная схема кормления не единственная. Еще одной могут быть тендерные рейдеры, но об этом — в другой раз.