Зачем нужен закон о выборах? Странный вопрос – затем, чтобы его выполнять, конечно же. Затем, чтобы выборы наших представителей – народных депутатов прошли по единым правилам. И чтоб в Раде наши интересы представляли именно те, кого мы пожелали там видеть. Ага, можно и от противного пойти. Например, утверждение о том, что закон о выборах нужен для того, чтоб в Раду не пробрались типы, алчущие неприкосновенности, под сенью которой намерены набивать свои бездонные карманы, совсем не лишено смысла. В противном случае в депутатах окажутся практически все уголовники, алчущие беспредельной наживы и беспредельной власти над людьми. Впрочем, можно также утверждать, что некоторые уголовники сами депутатами не станут, но напихают в парламент прорву своих представителей и будут ими кукловодить. Так шансов на успех становится гораздо больше.
Сама процедура голосования проста. Есть один общегосударственный избирательный округ, в котором будут избраны 225 депутатов по партийным спискам – это когда в бюллетене ставится галочка за партию. И есть 225 одномандатных округа, в каждом из которых будет избран один депутат. Избиратели голосуют по месту жительства.
Для тех избирателей, которые в день выборов по разным причинам не находятся дома, а могут проголосовать в другом округе предусмотрена выдача только одного бюллетеня – для голосования по общегосударственному округу. И это понятно – каждый избиратель, где бы он ни был, все равно будет выбирать партию, которой доверит представительство своих интересов в Раде. Раз список партий одинаков везде – нет никакой разницы, где именно избиратель сделает свой выбор. Зато с бюллетенями по одномандатному округу все не так просто. Считается, что депутат от такого округа знает проблемы своих избирателей, своего округа и будет способствовать в парламенте принятию таких законов, которые помогут решить проблемы людей, доверивших ему. А поскольку избиратель, который в одномандатном округе оказался случайно, не знает ни кандидата, ни проблем округа, и людей, его населяющих, то и голосовать «понаехавшему» незачем. Именно так в пункте 10 статьи 2 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» и записано:
«Виборець, який проживає або на день проведення голосування на виборах депутатів перебуває на території іноземної держави, а також громадянин України, якому тимчасово змінено місце голосування (без зміни виборчої адреси) на іншу виборчу дільницю поза межами одномандатного округу, до якого такий виборець віднесений на підставі відомостей Державного реєстру виборців про його виборчу адресу, має право голосу на виборах депутатів лише у загальнодержавному окрузі. Реалізація цього права забезпечується включенням виборця до списку виборців на відповідній виборчій дільниці із зазначенням, що такий виборець отримує лише бюлетень для голосування у загальнодержавному окрузі.»
То есть, как можно прочесть собственными глазами, избирателю, находящемуся в день выборов за пределами своего одномандатного округа выдается только один бюллетень – для голосования в общегосударственном округе. А теперь перейдем к практике выборов и деятельности избирательных комиссий.
Город Харьков, округ №168, участковая избирательная комиссия №631167, которая находится на спецучастке в областной клинической больнице №1. Там находится на стационарном лечении 181 человек со всей области. Соответственно, они как избиратели не могут знать ни проблем Дзержинского района города Харькова, ни что за кандидаты в депутаты зарегистрированы в этом округе. И, как это записано в пункте 10 статьи 2 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины», участковая избирательная комиссия должна выдать им только бюллетени для голосования в общегосударственном избирательном округе – то есть, по партийным спискам. Это если читать закон и выполнять его именно так как там записано.
Для начала маленькая деталь: на этот избирательны участок были завезены по 520 бюллетеней каждого вида – как для голосования по общегосударственному округу, так и по одномандатному. Заметим, что на врачей и медсестер рассчитывать не приходится – они голосуют по месту жительства. То есть, на 181 человека окружная избирательная комиссия по 168 избирательному округу решила завезти почти втрое больше бюллетеней. Плюс туда же – бюллетени, которые, как мы уже прочитали в законе, выдавать вообще не положено.
Но сколько бы чего не завезли, участковая комиссия стала работать именно так, как того требует закон. Больные голосовали по общегосударственному округу и бюллетеней для голосования по одномандатному округу не получали. Вскоре это не понравилось председателю окружной комиссии Людмиле Мосежной, представляющей соцпартию. Она позвонила и потребовала, чтобы бюллетени для голосования по одномандатному округу были немедленно выданы больным. Ссылки на норму закона ее не интересовали, равно как и объяснения, что жителю села на границе области проблемы центра Харькова настолько далеки, что о них нет смысла даже заикаться. В ответ она потребовала принять по факсу разъяснение центризбиркома.
Нельзя сказать, что гражданин Данилевский неправильно процитировал закон. Все точно. Однако вывод из этого был потрясающий. Поскольку закон требует голосования на спецучастке только по общегосударственному округу, необходимо выдать и вторые бюллетени.
Оставим предположения о том, с чем именно у Ю. Данилевского проблемы – с чтением, адекватным восприятием, совестью или законопослушанием – для особо интересующихся. А члены участковой комиссии вполне резонно ответили Мосежной, что письмо адресовано вообще в другой округ – не 168, а 169. К тому же если им и направлено какое письмо, то оно должно быть не факсовой копией непонятно чего, а оригиналом с чернильной печатью и подписью. И пока этого не будет, говорить не о чем, поскольку за ход выборов отвечает именно участковая комиссия. Для которой факс – не документ, но может оказаться поводом для привлечения к уголовной ответственности, чего никто из комиссии не жаждет.
Через некоторое время из окружкома в участковую комиссию было доставлено письмо-разъяснение председателя центризбиркома М. Охендовского, который оказался полностью солидарен со своим коллегой Данилевским и смысл его письма вкратце сводился к тому, что раз в законе написано – надо сделать наоборот.
В присутствии наблюдателей – как отечественных, так и международных, комиссия приняла решение работать по закону. Тем более, что письмо опять оказалось копией. Но у всех уже проснулся интерес – ради кого из кандидатов так старается председатель окружкома Мосежная и ее «партнеры» из ЦИК. Ответ не заставил долго ждать.
В комиссию ворвался киевский специалист по инвестициям Юрий Петренко – он же представитель кандидата Писаренко. При нем были двое избирателей - Ольга Чуб и Ярослав Кононенко - никакого отношения к больнице не имеющих. Хорошо, хоть прописаны оказались на территории округа.
Стоит заметить, жить в округе №168 они стали совсем недавно. Ольга Чуб ранее жила в Орджоникидзевском районе города Харькова, а Ярослав Кононенко – в г. Дергачи Харьковской области. Но чего под выборы не случается, тем более на камеру телеканала «Харьковские известия». Журналист этого канала Игорь Бескровный шнырял в помещении комиссии, все время что-то требовал от людей, орал на членов и откровенно провоцировал их если не на драку, то хотя бы на грубость. Но безрезультатно.
Чтобы прояснить этот ответ, скажу лишь, что кандидат Валерий Писаренко как на прошлых, так и на этих выборах пользовался беспредельной поддержкой харьковского мэра Кернеса – уголовника по кличке «Гепа». Убедиться в этом просто – достаточно зайти на сайт Харьковского горсовета, задать поиск по слову «Писаренко» и посмотретьна количество результатов. Можно поискать по фамилиям других кандидатов или депутатов и сравнить.
Можно просто поискать упоминания и сравнительный анализ по сайтам. Например, ЛІГАБізнесІнформ сообщает следующее:
«Уроженец Херсонской области, 32-летний Валерий Писаренко, дважды избиравшийся в парламент по спискам БЮТ, теперь намерен получить мандат при поддержке ПР в округе №168. Свои виды на выборы Писаренко обозначил еще весной прошлого года, когда начал мелькать на публичных мероприятиях рядом с мэром Харькова Геннадием Кернесом. С тех пор он - постоянный спутник градоначальника, за что получил от местных острословов прозвища «депутат-брелок» и «мэрский хвостик». Писаренко - неизменный герой сайта горсовета. Вместе с мэром то и дело что-то вручает, открывает и обещает. Правда, не всегда успешно. Например, еще в апреле Писаренко обратился к премьеру Николаю Азарову с инициативой выделить дополнительное финансирование для Харькова, в том числе 300 млн.грн. на строительство метро. Денег нет до сих пор, а сроки сдачи станции «Победа», которую должны были открыть в мае, перенесены на следующий год с оговоркой «при наличии финансирования». Зато в программе Писаренко есть отдельный пункт о развитии метрополитена и завершении строительства «Победы».
То есть все старания СПУ в лице Людмилы Мосежной – ради брелока Кернеса-Гепы в виде депутата Писаренко. Так все начало становиться на места. Но визитом доверенного специалиста по инвестициям дело не закончилось. Был еще сотрудник СБУ, посетивший участок и требовавший выполнить его распоряжение, которое он прочитал с листочка бумаги и утверждал, что его устами глаголет центризбирком. Члены комиссии позвонили на горячую линию СБУ, сообщили о случившемся и попросили призвать сотрудника спецслужбы к порядку. На том конце поинтересовались званием и должностью, которые сотрудник упорно не хотел называть, утверждая, что это есть великая государственная тайна. Но в конце концов назвал, выслушал пожелания начальства и исчез.
И был еще курьер, доставивший в участковую комиссию телеграмму ЦИК.
В ней слово в слово сообщалось то, что читал по бумажке незадачливый спецслужбист. И это было уже последней каплей. Члены участковой комиссии решили подать заявление в милицию.
На следующий день Людмила Мосежная демонстрировала свою обиду на строптивую участковую комиссию, как только могла. А могла она разве что притормозить сдачу протоколов и бюллетеней, чем и пользовалась. Даже члены окружной комиссии были шокированы ее откровенно враждебным отношением к людям, которые уже вторые сутки трудились на выборах. В итоге протоколы были сданы только вечером.
Депутат-брелок Писаренко теперь продолжит свое депутатство. Разбираться в причинах давления на участковую комиссию никто не стал. Милиция ограничилась только приемом заявления, больше никаких действий не было произведено. Международные наблюдатели были сильно возмущены, обещали доложить о постоянных попытках подтасовки везде, где только возможно. Не исключено, что доложили. Но толку от этого не заметно.