Существуют стратегические вопросы и проблемы, относительно которых со временем появляются, скажем так, другие возможности для их разрешения. Среди них — проблема газотранспортной системы Украины. О создании на ее основе газотранспортного консорциума с "Газпромом" ZN.UA пишет со дня появления этой идеи. Третья сторона там только формально возникала время от времени. Хотя с 2009 г. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) ожидают конкретных предложений украинской стороны и прежде всего — реального реформирования газового и энергетического рынков, чтобы начать кредитование модернизации украинской ГТС.
Но, очевидно, нынешняя власть Украины не желает долго ждать и заглядывать за горизонты 2015 г., а тем более слушать разных евросоветчиков. Как и учитывать то, что условный краткосрочный выигрыш на газовом фронте обернется через пять-десять лет полнейшим фиаско не только власти Украины (любой), но и государства в целом.
Сегодня В.Янукович готов сдать россиянам отечественную ГТС за 8–10 млрд долл. и таким образом пополнить бюджет в целом своего предвыборного штаба. Для него это жизненно необходимо. И какое значение имеет по сравнению с этой идеей-фикс, как там развиваются мировой и европейский энергетический и газовый рынки? Какое ему дело, что "Газпром" сегодня готов заплатить любые (разумеется, "в разумных пределах") деньги, лишь бы не потерять едва ли не крупнейший в Европе рынок газа? Ведь миллиарды Янукович может получить уже сегодня...
Поэтому почти закономерно, что накануне саммита с ЕС появляется информация о создании двустороннего — без участия ЕС или еврокомпаний — совместного предприятия Украины с "Газпромом". И если ситуация будет развиваться именно таким образом, то за несколько месяцев до возможного подписания соглашения об ассоциации с Европейским Союзом Украина может... выйти из Второго энергетического пакета. И вообще остаться вне европейских соглашений по вопросам энергорынка в целом и рынка газа в частности. Однако именно эти документы являются основополагающими и в скором времени станут обязательными для всех, кто даже приближается к границам ЕС, тем более с энергоемким товаром или энергоносителем и предложением услуг по их доставке странам Евросоюза.
СП на двоих
Итак, в этот раз общество огорошили планами команды В.Януковича создать совместное предприятие с российским "Газпромом" (50% на 50%) — эдакий консорциум, стремящийся взять в управление украинскую ГТС. Для этого ему вроде бы крайне необходима концессия на управление газопроводами. На сколько десятков лет — пока еще не определено.
Но россияне уже пообещали Януковичу — при условии сохранения за "Газпромом" по меньшей мере ежегодных поставок российского газа в Украину в объеме 52 или, по крайней мере, 43 млрд кубометров — цену для внутреннего рынка в 270–
280 долл. за тысячу кубометров. За это Украина должна заплатить сохранением очень умеренных, как для Европы, цен на транзит российского газа. А "Газпром" за это якобы обещает ежегодно транспортировать через украинскую ГТС в Европу 60 млрд кубометров газа. Правда, не спросив Европу, нужно ли ей столько именно российских энергоносителей. Но об этом — чуть ниже.
Еврокомиссия: "ГТС Украины — ключевая составляющая евросети"
ZN.UA по поводу появления очередной информации о создании СП с "Газпромом" обратилось за официальным комментарием в Европейскую комиссию. И оперативно, как для брюссельских чиновников, получило следующую информацию.
"Нам известно из прессы о возможной договоренности между Украиной и Россией относительно украинской газотранспортной системы. Мы внимательно следим за ходом событий вокруг этого вопроса. ЕС постоянно подчеркивает то, что Украина сама должна решать, как управлять своей газотранспортной системой.
Тем не менее ЕС является конечным потребителем газа, проходящего через украинскую систему газопоставок (по данным 2011 г., на украинский газотранспортный маршрут приходится приблизительно 68% экспорта газа из России). ЕС постоянно отмечает необходимость обеспечить надежную и прозрачную систему газопоставок. Еврокомиссия готова и в дальнейшем оказывать активную поддержку Украине для улучшения ее газотранспортной инфраструктуры, а также содействовать Украине в том, чтобы она оставалась главной частью панъевропейской энергетической сети (и сотрудничала с международными финансовыми учреждениями для достижения этой цели).
Европейская комиссия уже много раз декларировала готовность ЕС в любой момент вступить в трехсторонние консультации по вопросам транзита газа, если Украина и Россия изъявят такое желание. Европейская комиссия также подтвердила готовность играть роль посредника в возможном трехстороннем консорциуме ЕС—Украина—Россия. Поэтому мы ожидаем, что нам сообщат о возможных двусторонних договоренностях между Украиной и Россией заблаговременно.
Более того, ЕС твердо верит, что в суверенных интересах Украины — убедиться, что любая достигнутая договоренность отвечает обязательствам Украины перед Энергетическим сообществом. Членство в Энергетическом сообществе заключается в проведении работы в направлении достижения экономически жизнеспособных, конкурентоспособных, открытых, стабильных и интегрированных энергетических рынков, которые будут привлекать необходимые инвестиции. Это обеспечит Украине энергетическую безопасность, защитит ее от последствий неконкурентного энергетического рынка, опирающегося на единого внешнего поставщика, свидетельством чего является работа над обратным потоком газа из ЕС в Украину. Европейская комиссия также готова предоставлять консультации Украине с целью предотвратить нежелательные последствия любых соглашений, которые страна намерена заключить. (Договор об Энергетическом сообществе никоим образом не ограничивает Украину в том, кто должен владеть или управлять ГТС. Однако в договоре речь идет о некоторых правилах, определяющих, как система газоснабжения должна функционировать с целью соответствия необходимым требованиям внутреннего энергетического рынка ЕС, как, например, недискриминационный доступ к сетям.)
Договор об Энергетическом сообществе является необходимой частью отношений между ЕС и Украиной. Соглашение об ассоциации, глубокой и всеохватывающей зоне свободной торговли в соответствующих своих положениях по энергетике основывается и дополняет правила Энергетического сообщества. Поэтому мы ожидаем, что Украина будет соблюдать эти правила в полном объеме".
Кроме того, представители ЕБРР в Украине рассказали ZN.UA, что этот банк не выдвигал украинской стороне, в частности Минэнергоугольпрому новых условий относительно предоставления займа на реконструкцию ГТС (речь идет о 308 млн евро) А выразил "в рабочем порядке" свое видение реформирования газового рынка, в частности "Укртрансгаза".
Еврокомиссия также добавила: "ЕС придает большое значение необходимости обеспечить надежное и прозрачное функционирование газотранспортной системы Украины, являющейся ключевой составляющей европейской сети. Еврокомиссия продолжит тесно сотрудничать с украинской властью, помогая ей заручиться поддержкой международных финансовых учреждений для модернизации украинской ГТС при условии, что Украина продолжит осуществлять реформы в газовом секторе согласно требованиям Энергосообщества.
Мы осознаем, что ЕИБ и ЕБРР находятся в тесном контакте с украинской стороной по вопросам займов, в частности займа на приоритетный инвестиционный проект (газопровод Уренгой—Помары—Ужгород).
ЕС активно вовлечен в процесс содействия Украине в получении первого займа (308 млн евро) именно потому, что он является одним из стейкхолдеров (основателей. — Авт.) ЕБРР, а также потому, что ЕИБ тоже является институтом ЕС".
Следует также отметить, что Еврокомиссия выступает только как координатор международных финансовых институтов. Решение о возможном получении займов принимаются в соответствии с правилами и процедурами каждого международного института. Поэтому Европейская комиссия не может взять на себя обязательства от их имени.
Назад, в УССР?
Казалось бы, для украинского олигархата и власти тема сдачи трубы должна быть табу в отношениях с Россией, поскольку ГТС Украины — универсальный ключ доступа к основным промышленным активам, на которых паразитируют ведущие ФПГ. Так продолжалось в течение двух десятилетий.
Сейчас положение может претерпеть тектонические изменения. По информации из кулуаров переговоров, формировать баланс газа для Украины будет все тот же так называемый двусторонний консорциум (читай — "Газпром"). Правила российского монополиста будут проталкиваться и в будущий консорциум, который, по сути, станет технологическим подразделением дочернего ООО "Газпром Трансгаз Москва".
Кстати, схемы распила укртрансгазовских средств, которые недавно были так рельефно показаны журналистами ТВі, перейдут россиянам. Там хватает своих "жаждущих и голодных".
Также не следует питать иллюзий, что коррупциефильной власти в Украине удастся сохранить европейский принцип свободного доступа к трубопроводным мощностям. Это означает, что даже газ украинской добычи с трудом будет попадать в трубу. Достаточно посмотреть, какое условие на днях предложил "Газпром" российским независимым производителям газа — "транспортируй или плати" на основе месячных заявок. Любое отклонение в ту или другую сторону от заявленной цифры приведет к штрафным санкциям. При таких подходах "Укргаздобыча" быстро станет чем-то вроде "Газпром Добыча — Украина".
Итак, фактически властная группировка хочет — под видом формального сохранения ГТС в собственности государства — передать "Газпрому" (читай — Кремлю) энергетический руль управления газозатратной экономикой Украины. Со всеми вытекающими отсюда последствиями — сначала для олигархата, потом и для власти, которая это сделает, а со временем и для страны в целом.
Из этого можно сделать предварительный, но весьма вероятный вывод — сцементированный коррупцией альянс власти и олигархата дал трещину. "Гидроразрыв" провела сама власть. Это означает, что олигархат устраняют от доступа к власти. Одного внезапно лишили любимой игрушки — футбольного клуба. Другой — уже в Монако, хотя и не был владельцем газозатратных активов. Еще двое — металлургический и трубный олигархи, подготовили лондонские пентхаузы для постоянного проживания.
Пространство в олигархической среде расчищается неслучайно. На смену старой паразитарной олигархии приходит новая паразитарная генерация. Ее отличительная особенность — все в одной семье: и деньги, и активы, и власть. И это почему-то не называется коррупцией, трайбализмом, клептократией... С деньгами у них проблем нет. Финансовые потоки преимущественно под их контролем. С активами — это вопрос скорости перераспределения прав собственности, а значит, времени. Ведь не случайно олигархическим конгломератам на протяжении последних двух лет было разрешено "нагулять жир" в ходе приватизации различных активов по упрощенной процедуре "в одни руки". Теперь понятно, что этот режим максимального содействия был не для "старой олигархии", а для нововзращенной паразитарной субстанции homo cleptodonus.
Проблема вырисовывается с властью, ведь в 2015 г. она подходит к концу. Поэтому правящая камарилья решила купить ее за счет "удешевленного" сомнительным образом газа от соседнего газократического режима. Логика проста — дешевый газ позволит улучшить состояние экономики, получить деньги от МВФ и международных банков, не повышать тарифы для населения. И тогда победа на выборах — почти в их кармане.
Чего не учитывает "властелин Межигорья"
Сдав ГТС, В.Янукович, синдикат "Отец и сыновья" и стая homo cleptodonus становятся ненужными звеньями между Россией и Украиной. А на должность главы Малороссийской коллегии есть другой кандидат. Украинский выбор Россией сделан, и не сегодня.
Теперь относительно труб и газа в них. Напомним, что, по уточненным данным ЦДУ ТЭК РФ, "Газпром" потерял на рынке ЕС в 2012 г. 11,2 млрд кубометров газа по сравнению с 2011-м. Общий объем поставок в ЕС составил 112,7 млрд.
А вот норвежская Statoil увеличила экспорт газа в Европу на 13,4 млрд кубометров, достигнув показателя 107,6 млрд (по итогам 2012 г.). Можно предположить, что по итогам текущего года впервые в истории газовых поставок в Европу "маленькая" Норвегия сравняется, а то и превзойдет "большую" Россию. И это без сжиженного газа (LNG), без газа из сланцевых залежей. Их разработкой в Украине занимаются нидерландская Shell и американская Chevron. Именно они прогнозируют, что через семь-десять лет Украина получит вероятные шансы из импортера газа превратиться в экспортера. (И этим также объясняется желание россиян взять под бдительный контроль украинскую ГТС.) Как это произошло, например, с США после так называемой сланцевой революции.
К тому же после отказа США от такого количества импорта газа в сжиженном виде его немалое количество может довольно быстро и сравнительно дешево попасть на рынок Европы. И Украины. Если власть это интересует...
"Газовая мощь" РФ становится все более призрачной. Но инерция кремлевских представлений о том, что Россия с трубами и газом в них сможет показать "кузькину мать" Европе, не угасает. Результат будет таким же, как и в СССР времен Никиты Хрущева.
В Киеве, а точнее, в Межигорье, есть другая инерция иллюзий — стоит немного уступить трубу "Газпрому", и получишь если не "газовый рай", то, по крайней мере, "газовую подушку" к выборам. Не получат. А если и получат, то такую "подушку", которой можно будет легко задушить. И рука, а точнее, газовый кран консорциума, не дрогнет.
Транзитного минимума в 60 млрд кубометров тоже не будет. Европа вряд ли увеличит объемы закупки российского газа, поскольку на фоне заявленного Норвегией с этого года курса на постепенный отказ от привязки газовых цен к нефтяным европейские потребители отдадут предпочтение Statoil, а не "Газпрому". Есть норвежский газ, есть сжиженный, со временем появится газ с Каспия. Вырисовываются контуры нового трансатлантического партнерства между США и Канадой, с одной стороны, и ЕС — с другой. Со временем должно быть заключено соглашение о зоне свободной торговли между США и ЕС, что послужит дополнительным стимулом для развития энергетического сотрудничества обеих берегов Атлантики. Американские танкеры с LNG придут в Европу уже через пару лет.
При таких тенденциях привязать себя к России — верх безрассудства и недальновидности. Конечно, в Европе, с которой вдруг перестали считаться в Межигорье, найдутся те, кто одобрительно отреагирует на двойственный консорциум. Официально Брюссель сделал сдержанное заявление. Реально же многие обрадуются, особенно те, кто получает дивиденды в кантоне Цуг в Швейцарии. Однако таких будет все меньше, поскольку акции "Газпрома" теряют в цене. Вряд ли двусторонний консорциум (СП) по управлению ГТС спасет их от дальнейшего падения, поскольку больше труб не означает больше газа. А когда газа все меньше, то "Боливар не вынесет двоих". Кто-то будет сброшен. И понятно, кто. Независимо от того, что он и его homo cleptodonus надумали там себе в Межигорье.
Сценарий "назад, в УССР", когда всем заправляла Москва, а в Киеве втихаря руководили местной экономикой и "следили за порядком на вверенной территории", не осуществится. Москва уже другая. Ей нужны не местные клептократы (своих хватает), а "универсальные солдаты" империи. Если какие-то крохи системного мышления еще остались где-то на окраинах Межигорья, то инфраструктура, в частности газотранспортная, должна быть сохранена под контролем государства.
Сможет ли жить организм без кровеносной системы? А ГТС Украины и является такой кровеносной системой нашей экономики.