Чем ближе к выборам, тем больше свежие социологические данные подтверждают, что украинские избиратели — люди инертные, а порой и продажные (только половина из них полагает, что свой голос продавать нельзя, хотя 82,9% убеждены, что голос продавать не станут). Из тех, кто решил заработать на своем голосе, 29,1% претендуют на сумму свыше пятисот гривен. Четверть населения признает, что до сих пор не определилась, за какую партию будет голосовать, а пятая часть затрудняется с ответом, почему делает выбор в пользу одной из партий. 37,1% респондентов не могут ответить на вопрос, что повлияло на их выбор в мажоритарном округе, а 48,9% даже не имеют представления, работал ли раньше в их округе кандидат-мажоритарщик. 25% избирателей не знают, что для них будет доказательством того, что выборы окажутся сфальсифицированными (притом для 20,2% вообще доказательств не потребуется, они «и так знают, что выборы будут сфальсифицированы»).
С 18 сентября по 4 октября 2012 года фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с Киевским международным институтом социологии было проведено всеукраинское социологическое исследование «Мнения и взгляды населения Украины: „Еxit-poll-2012".
Кому бы дать „порулить"?
Изучая социологические данные, приходишь к выводу, что именно из-за своей предательской инертности и нежелания брать на себя ответственность за все, что происходит вокруг, украинцы больше всего и страдают. Хотя на наличие харизмы у лидеров партий рассчитывают уже меньше, чем на ясность и удобоваримость их политических программ: программы, идеи и предложения политиков вызывают интерес у 37,4% опрошенных, за лидеров склонны голосовать 26%, а то, что партия выражает интересы таких людей, как сам избиратель, признают всего 21%.
Интересно, что 60,9% избирателей проголосуют за ту или иную партию (блок) потому, что она им нравится, а 23,3% — чтобы не допустить к власти политиков противоположного политического лагеря. Хотя наш смирный обыватель не прочь и сострить: пусть, мол, власть дерется с оппозицией, тогда у нее руки не дойдут до жизни простых людей. А эту самую жизнь простых насквозь пронизал трайбализм, когда вопросы решаются по принципу «свій до свого по своє» и страна по разлому власти—подчинения делится на взяткодателей и взяткобрателей.
Только 51,4% избирателей верят в то, что голосование на выборах дает людям возможность влиять на решения, принимаемые властью. Но суть взаимоотношений населения с властью далеко не в единичных актах признания — потеря доверия к лидерам столь воодушевившего наш народ Майдана не была бы так болезненна и не повлекла бы за собой разочарование, растянувшееся на годы, если бы люди контролировали власть, собираясь в общественные организации, ассоциации, профсоюзы; если бы позицией народа стала постоянная деятельность по утверждению в обществе общих для всех правил порядочности и компетентности. И на эту почву легли бы идеи порядочных и профессиональных народных избранников.
На то, что выборы пройдут честно, без подтасовок, надеются всего 8,8% респондентов; в то, что отдельные нарушения существенно не повлияют на общий результат, верят 34,2% опрошенных; допускают, что результаты могут быть перекручены 31,1%. В том, что обязательно все будет подтасовано, не сомневаются 15,9% респондентов. Однако в том случае, если люди будут уверены, что результаты выборов были сфальсифицированы, не станут протестовать 70,9% избирателей, а готовы выйти на улицу с протестом всего 17,5% граждан. Но это весьма сомнительная самооценка людей, поскольку против сворачивания демократии в стране выступает слишком мизерный процент респондентов.
Получать продуктовые наборы и лекарства от кандидатов-мажоритарщиков считают для себя незазорным 5,5% избирателей, намеренных обменять свой голос на паек; 32,4% опрошенных помощь примут, но на их волеизъявление это не повлияет. 53,3% проявят неподкупность, и за «щедрого» кандидата не проголосуют. 10,3% опрошенных относятся положительно к тому, что некоторые люди продают свои голоса; с пониманием относятся к этому 31,8%; и однозначно осуждают это явление всего 53,2% опрошенных. «Почему бы людям не заработать на выборах, если им безразличны все депутаты?» — этим вопросом задаются 25,9% граждан. Тяжелым материальным положением объясняют такую продажность 48,9%. Хотя утверждают, что не продадут свой голос за деньги 82,9% респондентов, а готовы заработать на нем 11,3%. Было бы интересно, если бы каждый респондент оценил «потенциальную подкупаемость» своего окружения — не исключено, что «коэффициент продажности» был бы намного больше.
Исследуя перед выборами свой электорат, некий кандидат-мажоритарщик, бывший ранее нардепом-бютовцем, а затем бесславно «перетекший» во фракцию Партии регионов, проводил фокус-групповые исследования у себя в округе в Черкасской области. Выяснилось, что избиратели дали хлесткое определение «Жлобы!» тем из кандидатов, кто не раздает пайки, не ремонтирует перед выборами подъезды и детские площадки. И «изнанка мысли» у смирных обывателей проста: все равно депутаты воруют, пусть хоть крохами делятся… И вот это «крохоборство» граждан страшнее предательства: сколько можно притворяться «выживающими», если нужно просто полноценно, достойно жить, отвечая за свои действия?! Похоже, что от нас уходит время надежд нашего гражданина на интеллект, профессионализм, порядочность народных избранников, — и это сродни массивной мировоззренческой кровопотере, в которой повинны и власть, и население.
«Хата с краю» расширяет горизонты
Предвыборные «кульбиты» в сознании наших людей имеют основу — шаткое и ограниченное мировоззрение. Хотя 49,8% респондентов и считают, что политическая ситуация в Украине является напряженной, 50,5% отмечают: жить тяжело, но терпеть можно (33,5% полагают, что терпеть уже невозможно). Только 28,8% граждан убеждают себя в том, что выборы позволят улучшить ситуацию, а почти половина (48,3%) уверены: выборы ничего не изменят. 7,2% считают, что выборы лишь ухудшат ситуацию. Маловероятными и вообще невозможными считают массовые выступления с протестами в случае ухудшения жизни или в защиту своих прав у себя по месту жительства 73,2% респондентов. Уверены, что они будут, 2,3% опрошенных. Приняли бы участие в таких акциях всего 21,2% граждан. И для наших поросших сорняком приспособленчества широт естественно, что главными проблемами, из-за которых люди вышли бы на протест, стали проблемы выживания: резкое падение уровня жизни (24,3%), невыплата зарплат и пенсий (21,9%), резкое повышение цен (15%). К тому же ничто не заставит 45,3% граждан выйти на улицы с протестом.
Против сворачивания демократии готовы выступить всего 3,5% граждан; если закроют прогрессивный телеканал или газету —1,2%, если власть будет преследовать близких людям по духу политиков — 2,1% граждан. Вот и живем в свинцовой серости, сами себя ущемляя в гражданских правах. Так, отключение от кабельных сетей телеканала ТВi возмущает всего 17,5% граждан; безразличны к этому факту 17,4%; считают, что канал и так следовало отключить — 0,9%; и 54,8% заявили, что ничего об этом не знают.
Роскошное поместье Януковича в Межигорье возмущает 51,1% украинцев; 20,3% к этому безразличны; а 12,6% полагают, что так и должен жить президент страны. Умудрились до сей поры не узнать об этом 10,3% граждан.
Инертность наших людей, их равнодушие к горизонтам, простирающимся шире пресловутой «хаты с краю», и приводит нас к геополитическому тупику. Страна движется к большей интеграции с Европейским Союзом, — так считают 14,9% опрошенных; полагают, что к большей интеграции с Россией и странами СНГ, — 24,1%; а убеждены, что страна вообще никуда не движется, — 40,9% (затруднились с ответом 20,2%).
Выборы как раз и подтверждают, что наше население бережет «хату с краю» как последний форпост своей местечковой «цивилизации».
—То, что граждане могут быть неинертными, они доказали во время оранжевой революции. Но так как их вера в справедливость и возможность что-то изменить была подорвана, они и стали инертными, — говорит генеральный директор КМИС Владимир Паниотто. — А желание людей продавать свои голоса — это тоже следствие разочарованности и отсутствия веры в обещания будущих народных избранников. А если они вряд ли потом что-то дадут, надо ловить момент — «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Ну и, конечно, это низкий уровень политической культуры, непонимание того, что тот, кто сейчас раздает, — это не благодетель, а человек, который нарушает существующие законы, ведет себя непорядочно и, скорее всего, будет продолжать так себя вести и после избрания. Рекомендация брать, но голосовать за других, вряд ли сработает (впрочем, я думаю, что те, кто покупают голоса, позаботятся и о механизмах контроля — «половину сейчас, половину после фото на мобильном с отмеченным бюллетенем», как это было в 2004 году, «карусель» и т.п.).
У населения нет нежелания идти в Европу, большинство за вступление Украины в Европейский Союз. Правда, если спросить об отношении к вступлению в союз с Россией и Беларусью, то большинство и за этот союз (даже более весомое, чем за союз с Европой). Такая амбивалентность объясняется тем, что отношение к союзу с Европой зависит от того, не помешает ли это отношениям с Россией, прежде всего, не приведет ли к появлению виз — большинство хочет независимости Украины, но с сохранением особых отношений с Россией — без виз и таможни.
— У меня уже нет никаких пожеланий к власти — кроме одного: чтобы ее, если она не справляется, можно было бы сместить демократическим путем, без революций. Главная опасность — власть, которую нельзя сместить, — заключает В.Паниотто.
Спору нет — в массе у нас процветает «демократия „для чайников"… В последнем интервью «Обозревателю» кардинал Любомир Гузар задается вопросом: «Хочет ли украинская нация быть свободной? Ведь быть свободным означает быть ответственным». И развивает тему: «Я думаю, что много людей хотят быть свободными, но свобода — это очень большое понятие, и не исключительно политическое. Быть свободным, понимать свое человеческое достоинство во всей полноте и стремиться жить в соответствии с этим — это большая задача. Для настоящей свободы людей еще нужно воспитывать, а наша сегодняшняя трагедия в том, что такого воспитания нет, потому что свобода не дается просто так, за нее еще нужно бороться и преодолевать собственную лень. Политики не увлечены тем, чтобы воспитывать других свободными людьми. Скорее они хотят, чтобы люди им не мешали. Пусть люди подумают над тем, что это значит — быть избранным: не только хорошо зарабатывать, но и служить людям. Люди избирали бы значительно ответственнее, если бы сами лучше работали. Если бы хорошо понимали себя самих и то, чем является возможность создавать при помощи выборов свою государственность, свое общество».
Так что у нас в обществе работа над ошибками — это всегда работа гражданина над собой.