Нынешняя посевная отличается двумя важнейшими факторами. Во-первых, это незапланированный 15%-ный рост цен на средства защиты растений (СЗР), а во-вторых, увеличение доли контрафактных и поддельных препаратов. И если годовой объем рынка средств защиты растений в Украине перевалил за отметку $400 млн., сегмент нелегальной продукции эксперты оценивают в 20–25% рынка — это $80–100 млн.

На стремлении сельхозпроизводителей сэкономить пытаются заработать как иностранные, так и отечественные компании, которые под видом оригинальной продукции безо всякого стеснения впаривают китайский товар. Как отмечает руководитель Госинспекции по защите растений Минагро Александр Токарь, до 40% пестицидов, которые поставляются в Украину, — это продукция китайского производства. Из них около 20% — фальсификат, который или незаконно завозится, или не соответствует сертификации качества. По его словам, количество поставщиков, к которым есть претензии, составляет до половины от их общего числа.

Как отмечают эксперты, многие европейские производители тоже перенесли часть своих производственных площадок по СЗР в Китай. Синтезировать химические вещества там гораздо дешевле, чем в ЕС, да и порядок регистрации их намного проще. Международные компании, понимая, что цена товара для украинского агрария имеет зачастую решающее значение при покупке, тоже уже везут в Украину свою продукцию из Китая — у нас немногих аграриев интересует вопрос чистоты действующего вещества, которое используется при производстве пестицидов. Хотя, как утверждают ученые, зачастую именно добавки, подмешиваемые к основному веществу, являются настоящим ядом.

Поскольку процедура регистрации новых средств защиты растений в Украине максимально упрощена, каждый из поставщиков считает своим долгом зарегистрировать новый препарат. На сегодня в стране зарегистрировано свыше 900 наименований СЗР. (Для сравнения: в соседней России их количество втрое меньше.)

В зоне особого риска оказываются генерики (по истечении срока патентной защиты молекулы производство этих химпрепаратов начать может кто угодно). По информации менеджера проектов AgriSurvey УКАБ Ирины Кулик, в 2012 году каждый пятый агропроизводитель планирует покупать генерики. В целом их доля на отечественном рынке СЗР оценивается в 40%. Некоторые из них содержат, к примеру, такие опасные примеси, как диоксины. Также учащаются случаи, когда препарат срабатывает, но в почве остаются остатки действующего вещества или примесей, что приводит к потере урожая сельхозкультур, которые будут посеяны на этой земле в следующем году. Правда, оценить количество недоброкачественных генериков, которые, не являясь подделками, вредят растениям, почве и потребителям, на практике нереально.

Но основная опасность исходит все же от фальсификатов. Так, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, всего 3% от общего объема пестицидов хорошо изучены с точки зрения потенциальной опасности и риска со стороны химических веществ. Поэтому, применяя низкокачественные поддельные пестициды, аграрии в лучшем случае теряют значительную часть урожая, в худшем — выращивают опасную сельхозпродукцию, урон от которой для организма человека оценить чрезвычайно сложно. Кстати, как отмечают в Институте экогигиены и токсикологии им. Медведя, сельхозпроизводители часто даже не знают, что оригинальные пестициды никогда не выпускаются расфасованными как фармацевтическая продукция. Таблетки, желатиновые капсулы или ампулы с этикетками мировых брендов — это практически 100%-ная фальшивка. В последнее время появились даже структуры, которые декларируют себя как китайские производители, а на самом деле являются офшорными компаниями. Правда, в этом вопросе ситуация может скоро сдвинуться с мертвой точки. Недавно Украина и КНР подписали меморандум о сотрудничестве в сфере совместной борьбы с реализацией на рынке низкокачественных средств защиты растений. В частности, для Украины очень важно получить от Китая информацию о том, кто является настоящим производителем химической продукции, а кто занимается подделками. «Китайская сторона согласилась предоставить список лицензиатов, которые занимаются производством», — заверил Александр Токарь. Однако это только часть проблемы. Остальные же вопросы, связанные с хроническим дефицитов средств у украинских аграриев, еще долго будут оставаться актуальными.