Годы экспериментов с тендерными закупками закончились ничем. Попытка создать прозрачную систему с помощью обязательных тендеров привела к новым злоупотреблениям и даже заморозке отдельных государственных программ. Однако, ликвидировав прежнюю систему, государство не придумало ничего лучшего, как перевести государственные закупки под свое полное управление. Это не только усилило коррупцию в данной сфере, но и привело к полной беззащитности страны перед эпидемией гриппа.
Бюджетный пирог
Ежегодный объем государственных закупок составляет около 200 млрд грн. Безусловно, такой лакомый кусок лучше получить без всяких тендеров, требующих от продавцов низких цен и высокого качества товаров и услуг. А для получения заказа нужно всего лишь дать "откат" чиновнику, отвечающему за этот подряд. Со слов предпринимателей, сумма "отката" вследствие кризиса не изменилась и по-прежнему составляет около 20%. Часть денег нижестоящий чиновник заносит наверх с целью "подмазать" начальство.
Многочисленные нарушения в тендерных закупках в 2005-2008 гг. привели к тому, что депутаты в марте прошлого года упразднили закон о государственных закупках. Взамен написали временное положение, которое позволило правительству самостоятельно определять порядок проведения тендеров. Кабмин сразу же воспользовался такой возможностью и перевел их в ручной режим, чем фактически упразднил открытые торги.
Выводы Счетной палаты
Счетная палата Украины провела аудит государственных закупок в 2008 г. – первой половине 2009 г., когда действовал временный порядок госзакупок. По ее данным, распоряжениями премьер-министра Юлии Тимошенко и первого вице-премьер-министра Александра Турчинова в ручном режиме было израсходовано 52 млрд грн. (при общей сумме – 200 млрд грн.). В то же время коллегиальными постановлениями Кабинета Министров освоено всего 433 млн грн. Роль Минэкономики сейчас сводится к формальной статистике, а координацию сферы закупок никто не обеспечивает.
По данным Счетной палаты, в 2008 г. по конкурентным процедурам закупок составлено договоров на сумму 86,9 млрд грн., тогда как закупки у одного из участников – 80,3 млрд грн. (это 48% договоров). "Из-за непрозрачности системы государственных закупок государственный бюджет недосчитался 35-40 млрд грн.", – заявил председатель Счетной палаты Валентин Симоненко.
Последствия ручного управления
Получив в руки желаемый "руль", Кабмин стал распределять заказы направо и налево. Большая часть средств этой "кормушки" пришлась на подряды Минтопэнерго (32,8%), Минприроды (21,7%), Минтранс (6,9%), Минуглепром (5,4%), Днепропетровской облгосадминистрации (3,4%). Также Кабмин разрешил НАК "Нафтогаз Украины" покупать вне конкурса финансовые и других связанные услуги.
Так покупали лес и энергетический уголь шахты и государственные предприятия, продлевалась эксплуатация электростанций. Только с одним участником были проведены тендеры на закупку школьных автобусов для учеников из сельской местности. Так же неэффективно использовало госсредства Министерство образования (покупало учебники для ВУЗов и школ по завышенной цене), ГП "Международный детский центр "Артек" (закупка автобусов) и другие предприятия и организации.
Еще один вопиющий случай – выбор ХК "Киевгорстрой" подрядчиком реконструкции НСК "Олимпийский". Сумма проекта составила 2,1 млрд грн., тогда как другие компании предлагали сделать то же самое за значительно меньшую сумму.
По словам главного редактора журнала "Редукцион" (издание о тендерах) Владислава Зубаря, сейчас только 10-20% тендеров являются публичными, то есть о них можно получить информацию в прессе, принять участие и свободно узнать о результатах.
Председатель предпринимательской ассоциации Владимир Доброскок отмечает снижение интереса бизнеса к государственным закупкам. По его словам, государство стало чаще затягивать с оплатой заказов, в результате чего многие работы приостанавливаются.
Грипп и госзакупки

Как показала практика, ручной режим не только содействует коррупции, но и угрожает безопасности населения страны.
Еще в апреле Кабинет министров принял постановление о закупках оборудования, диагностикумов, сывороток, диагностических тест-систем, дезинфекционных препаратов, средств индивидуальной защиты, диагностических материалов для проведения лабораторных исследований. Однако ни сумма заказа, ни подрядчик так и не были определены.
Как сообщает газета "Зеркало недели", из бюджета таки было выделено 50 млн грн., однако ушли ли они по назначению, неизвестно. На сайтах министерств и ведомств ничего не говорится об освоении этих денег. По данным источников газеты, тендер на закупку тест-систем выиграла фирма, которая их не производит и не имеет к ним никакого отношения. Судя по тому, что в аптеках нет даже медицинских масок, это дает основание предположить, что деньги были освоены не по назначению.
5 декабря прошлого года Кабинет министров принял постановление о выделении 4,9 млн грн. на строительство и обеспечение Международного центра по изучению инфекционных болезней, идентичных болезням домашних животных. Но денег так и не выделили, да и заказчика не нашли. Информация об этом тендере также зарыта.
В итоге за чьи-то попустительства и коррупционные схемы расплачивается население страны, которое осталось один на один с эпидемией калифорнийского гриппа.
Новый закон
Временную схему госзакупок должен заменить новый закон, который уже был одобрен парламентом в первом чтении. Депутаты отложили его рассмотрение во втором чтении, но обещают принять до нового года.
В чем же отличия нового закона от предыдущего? Визуально он выглядит несколько лучше прошлой схемы, но в целом не решает проблем, с которыми сталкивались предприниматели в предыдущие годы.
В частности, если раньше разрешение на закупку без тендеров давала Межведомственная комиссия, то теперь вместо нее возникает новый орган с почти идентичными полномочиями – Консультативно-методический совет. Именно эта структура будет определять, кому позволить, а кому отказать провести закупки без тендеров.
В состав созданного Совета войдут представители министерств и ведомств, а также два представителя от Верховной Рады. Комитет по экономической политике выдвинул от парламента кандидатуру депутата фракции БЮТ Антона Яценко – известного лоббиста и экс-руководителя Тендерной Палаты, имя которого зачастую фигурировало в прессе в привязке к резонансным коррупционным скандалам. Тендерная Палата в 2005-2008 гг. осуществляла общественный контроль над госзакупками, но фактически могла изменять условия конкурса, что приводило к тендерным нарушениям.
Новый законопроект освобождает от процедуры тендеров аренду и покупку недвижимости, услуги железнодорожных перевозок (в т.ч. грузов) и многие другие работы.
По словам В.Зубаря, новый закон позволит быстрее отбраковывать недобросовестных участников, так как выставляет более жесткие требования к участию в тендерах. В то же время закон не решает вопрос коррупции в определении победителя торгов. "Здесь можно было бы учесть опыт России, где Федеральная антимонопольная служба (ФАС) смогла обеспечить достаточный уровень конкуренции. В РФ 60% тендеров признаются действительными и выполняются, а 40% обжалуются в судах", – заявил "МинПрому" Владислав Зубарь.