Религиозный бэкграунд прочно присутствует в немалом ряде конфликтов и противостояний, готовых перерасти в полноценную войну. Ближайшие примеры — индуистская Индия и мусульманский Пакистан, христианская Армения и мусульманский Азербайджан, иудейский Израиль и его исламские соседи, а также резко обострившаяся проблема с ИГИЛ — Исламским государством Ирака и Леванта, — действующим на территории Сирии, Ирака и частично Ливии. Что характерно, мусульмане, принадлежащие к разным конфессиям, зачастую относятся друг к другу с не меньшим ожесточением, чем к иноверцам.

Фактор радикального ислама — примета относительно нового времени, но история человечества изобилует самыми разными конфессиональными конфликтами, в которых с неменьшим рвением истреб­ляли друг друга и христиане: от крестовых походов до Варфоломеевской ночи. Уже в конце XX века схлестнулись в конфликте православные сербы, католики хорваты и боснийцы-мусульмане. Символом сюрреализма религиозной войны стала знаменитая фраза, приписываемая папскому легату Арнольду Амальрику. Во время Альбигойского крестового похода перед осадой города Безье (июль 1209 года) на вопрос, как отличить католиков от еретиков, аббат Амальрик сказал: «Убивайте всех! Господь отличит своих!».

Как показывает история, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные причины, могут длиться десятилетиями и даже столетиями. А в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.

Кришну не примирить с Магометом

Конфликт между Индией и Пакистаном является столкновением двух различных конфессий — индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий. Так, в штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство, а около двух третей населения штата Джамму и Кашмир составляют мусульмане. Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам. В этих штатах функционирует ряд политических исламских организаций, чья деятельность направлена на создание независимого государства (например, Фронт освобождения Джамму и Кашмира). Семена раздора, посеянные еще в конце 40-х годов при довольно условном и произвольном территориальном размежевании, многократно приводили к вспышкам насилия, пограничным конфликтам, не раз перераставшим в локальные войны. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.

Ирландцы и беспорядки

В рассказе О’Генри «Третий ингредиент» есть фраза: «В жизни есть некоторые вещи, которые непременно должны существовать вместе. Ну, например, розовый муслин и зеленые розы, или грудинка и яйца, или ирландцы и беспорядки». Смысл этой фразы становится ясным, если взглянуть на многовековую историю противостояния ирландских католиков и протестантов.

Сегодня большую часть населения Северной Ирландии составляют протестанты, выступающие за сохранение региона в составе Соединенного Королевства. Националисты-католики, требующие присоединения к независимой Ирландии, напротив, оказались в меньшинстве. Во избежание участившихся случаев насилия между католиками и представляющими интересы британской короны протестантами правительство начало активно возводить так называемые мирные стены. Их устанавливали в местах наибольшей напряженности — в Белфасте, Дерри, Портадауне. Всего на территории Северной Ирландии построено около 90 различных заградительных сооружений.

Политика компромисса, взаимных уступок, ряд британских и европейских просветительских программ, деятельность различных НГО позитивно влияют на отношение ирландцев к конфликту, в свое время унесшему жизни 3,5 тыс. человек. Однако и сегодня продолжают действовать экстремистские организации с обеих сторон, и говорить о полном мире и гармонии не приходится.

И если успехи имеют место в просвещенной Европе, то о взаимопонимании и примирении пассионарных исламистов с соседями и друг с другом можно только мечтать. И молиться.