Народный депутат и член Бюджетного комитета Верховной Рады Павел Жебривский проанализировал основные показатели принятого 23 декабря в целом государственного бюджета на 2011 г.:

— Павел, на что, главным образом, ориентирован основной финансовый документ страны в следующем году?

— Как ни прискорбно это признавать, но утвержденный парламентом бюджет на 2011 год не имеет никакой философии. Кроме «священной коровы» — Евро-2012, которая обойдется налогоплательщикам в примерно в 20 млрд. грн. Но при этом он является локальным проектом, никаких других стимулов для разогрева отечественной экономике я лично в этом документе не увидел. На 85% — это бюджет потребления, и лишь 15% — это средства, которые отчасти могут дать какой-то толчок к развитию экономики. В то же время, заслуживают положительной оценки макропоказатели. Но в этом контексте следует отметить, что к их разработке имел непосредственное отношение Международный валютный фонд.

— Выделите наиболее спорные моменты в смете страны

— При написании госбюджета ежегодно в уровень валового внутреннего продукта закладывается 20% теневой экономики. И когда руководство правительства отмечает, что ВВП составит 1 трлн. 250 млрд., то из этой суммы следует высчитать примерно 20% теневой экономики и получим, что реальный сектор экономики даст 1 трлн. 50-80 млрд. грн. При этом, согласно планам Кабмина, половину бюджета в следующем году должны обеспечить отрасли, ориентирующиеся на экспорт. Но, как и раньше, Украина будет экспортировать не готовый продукт, а, главным образом, сырье. То есть наша страна в очередной раз подтверждает свой условный статус «сырьевого придатка» развитых стран.

Также, ничего не меняется и в финансовых отношениях центра и регионов. Несмотря на обещания партии власти, относительно развития самодостаточности регионов, на практике наблюдаем совсем иную картину. Сведенный бюджет составляет 360 млрд. грн., а расходы Минфина при этом — 143 млрд. грн. общегосударственных расходов и около 47 млрд. грн. внутренних расходов. Таким образом, распорядителем большей части, а это примерно 190 млрд. грн. из 360 млрд. грн., будет Министерство финансов. Теперь давайте глянем вглубь: поступления из местных бюджетов. 81 млрд. грн, которые должен собрать общий специальный фонд местных бюджетов — это только 22% от общего бюджета. В пересчете на показатели ВВП в местные бюджеты попадет лишь 6% средств.

— Какие статьи расходов в новом госбюджете стали приоритетными?

— Проанализировав расходную часть принятого документа, я прихожу к выводу, что наиболее важной структурой в нашей стране является Генеральная прокуратура. В текущем году это ведомство уже получило повышенное финансирование, но в 2011 г. щедрость в отношении ГПУ просто зашкаливает. Сумма содержания этого учреждения увеличивается с 200 млн., до 2 млрд. За ним следует СБУ, которая получит примерно на 20% больше средств, чем в текущем году. А «бронза» досталась МВД, которое может рассчитывать на дополнительное финансирование в размере 14,7-15%. В то же время, вооруженные силы получат дополнительно лишь 4%.

— Другие органы власти также смогут рассчитывать на увеличение бюджетного содержания?

— В госбюджете на 2011 год на чиновников будут потрачены значительные средства. Ведь кроме финансирования силовых структур, позаботился о себе и государственный аппарат. Государственное управление делами довольно содержательно подошло к своим потребностям. Так, на финансирование Феофании в следующем году выделяется на 200 млн. гривен больше, чем в прошлом. Для так называемой «верхней» поликлиники, которая обслуживает высокопоставленных лиц, бюджет увеличивается на 108 млн. грн. При этом расходы на транспортное обслуживание чиновников в 2011 г. увеличивается с 120 млн. до 180 млн. грн. Что же касается правительства, то все министерства смогут увеличить свои расходы на 3-5%.

— В прошлые годы бюджет был преимущественно социально ориентированным. Как в этом контексте изменится бюджет на 2011 г.?

 — Несмотря на повышение финансирования нужд чиновников, социальные стандарты останутся примерно на том же уровне. Минимальная заработная плата вырастет в следующем году на 63 грн, а минимальная пенсия — на 50 грн. Но если учесть прогноз инфляции — 8,9%, то эту надбавку попросту «съест» рост цен.