Миротворец — это тот, кто кормит крокодила в надежде, что тот съест его последним

Уинстон Черчилль

Киев сделал еще один шаг к замораживанию конфликта в Донбассе. А по существу — политическому и экономическому отсечению контролируемых боевиками территорий.

На последнем заседании СНБОУ, 18 февраля, было принято решение — с одобрения Верховной Рады попросить Организацию Объединенных Наций о вводе в страну миротворцев с мандатом Совета Безопасности ООН. «Голубые каски», по мнению киевских властей, должны встать на линии разграничения между украинскими войсками и сепаратистами, а также вдоль тех участков украинско-российской границы, которые сейчас не контролируются центральным правительством.

По словам Петра Порошенко, «лучший для нас формат — это полицейская миссия Евросоюза» на основании мандата СБ ООН. Министр иностранных дел Павел Климкин, в свою очередь, выразил надежду, что в случае, если примут решение о направлении на Восток Украины совместной миротворческой миссии ЕС и ООН, то в ней будет доминировать евросоюзовский компонент.

А ведь еще несколько недель назад Киев был категорически против ввода «голубых касок», в частности, ООН. На Мюнхенской конференции по вопросам безопасности Петр Порошенко, отвечая на вопрос российской журналистки, заявил, что «нам не нужны миротворческие контингенты». На тот момент у Киева было несколько причин, чтобы занимать такую позицию. Напомним основные.

Во-первых, перспективы российского участия в миротворческой миссии ООН на Востоке Украины. Россия — страна-агрессор, непосредственный участник вооруженного конфликта. И наивно ожидать от российского контингента беспристрастности в миротворческой операции. С уверенностью можно утверждать: «голубые каски» ООН были бы полностью под контролем Москвы.

Во-вторых, миротворческий контингент в зоне конфликта означает его замораживание, а не разрешение. При этом центральные власти теряют контроль над территорией, контролируемой сепаратистами. В конечном счете — и суверенитет. Так произошло в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье. Сегодня они пусть формально и не признанные международным сообществом, но фактически — независимые государства.

В-третьих, при введении миротворцев Киев берет на себя определенные обязательства и теряет возможность проведения любой военной операции по восстановлению контроля над территориями, контролируемыми сепаратистами и российской армией. Иначе Украина в глазах международного сообщества будет выглядеть инициатором эскалации конфликта. А вот сепаратисты и Москва сохраняют полную возможность возобновить боевые действия в любой удобный для них момент, и далее продвигаясь на запад и юг.

По нашей информации, в Минске на переговорах в расширенном формате о миротворцах не говорили. Не исключено, что этот вопрос поднимался во время личных встреч на самом высоком уровне. Во всяком случае, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что эта идея обсуждалась во время встречи лидеров «нормандской четверки». В свою очередь замглавы АПУ Валерий Чалый уверяет, что в Минске Владимир Путин не возражал против ввода миротворцев в Украину.

И вот в среду вечером президент объявил о намерении Украины обратиться к ООН и ЕС с просьбой ввести миротворцев. Так что же стало причиной столь кардинального изменения позиции украинского руководства? Наши информированные собеседники в один голос утверждают: «Дебальцево».

Невыполнение сепаратистами и россиянами Минских договоренностей о прекращении огня, захват ими новых территорий, неспособность миссии ОБСЕ провести мониторинг и верификацию режима прекращения огня привели к тому, что в повестке дня появился вопрос о миротворческой миссии. После этого в Киеве в экстренном порядке начали рассматривать разные варианты привлечения миротворцев, чтобы остановить ползучее продвижение боевиков на запад, снизить эскалацию и перевести конфликт в режим низкой интенсивности.

Одним из ключевых условий при реализации этого сценария должно быть полное отсутствие российского контингента в миротворческой операции. Поэтому выбирая между миротворческими миссиями в рамках различных организаций — ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС — в Киеве решили остановиться на полицейской миссии Евросоюза. С точки зрения украинского руководства, есть несколько серьезных аргументов в пользу этого варианта.

Так, в случае еэсовской миротворческой миссии, в ее составе точно не будет россиян. Поэтому, несмотря на сдержанный оптимизм постоянного представителя Украины в ООН Юрия Сергеева, маловероятно, что Россия согласится и даст отмашку в СБ ООН на отправку «голубых касок» из ЕС в Украину: в Москве не хотят пускать миротворцев на территории, контролируемые пророссийскими боевиками. Ведь это свяжет им руки. Зато для принятия решения о направлении миротворческого контингента в Украину Евросоюзом вовсе не требуется согласие СБ ООН. Вполне достаточно и консенсусного решения Совета ЕС.

Кстати, именно Совет ЕС одобрил летом прошлого года направление в Украину специальной консультативной миссии Евросоюза по вопросам реформ сектора общественной безопасности. Она состоит из гражданских представителей полиции и судебной системы, которые помогают нам в разработке стратегии безопасности и быстрой реализации реформ в этой сфере.

Конечно, для стран Евросоюза предпочтительнее, когда есть мандат СБ ООН: с точки зрения европейцев, это усиливает правовые основания для пребывания миротворческого контингента в зоне конфликта. Тем не менее, ЕС дважды принимал решение о направлении своей миротворческой миссии без ооновского мандата: в 2003 г. — в Македонию и в 2011 г. — в Ливию.

Что важно для Киева, с момента принятия решения об отправке миротворцев из государств — членов ЕС в нашу страну может пройти около трех месяцев. А вот в случае с ООН время от принятия решения Совета Безопасности Организации до появления миротворческого контингента на Востоке может пройти полгода. Шесть месяцев для Украины — слишком долгий срок, учитывая, что вскоре наступит весна, а с ней начнется и активизация действий боевиков.

Подобные расклады с миротворческой миссией ЕС не устраивают Москву, достаточно нервно отреагировавшую на решение СНБОУ. Как и марионетки Кремля — представители «народных республик».

По утверждению российских дипломатов и пророссийских сепаратистов, планы Киева пригласить на Восток миротворцев, их размещение на украинско-российской границе «ставят под сомнение намерение властей Украины выполнять Минские договоренности». Понятно, что Москва использует весь арсенал средств в работе со своими традиционными союзниками в Европе, чтобы заблокировать решение Совета ЕС о миротворческой миссии Евросоюза в Украине.

Признаться, сегодня, глядя на боязливых европейцев, и вправду трудно поверить, что немецкие, испанские, итальянские или немецкие полицейские отправятся на Восток Украины, чтобы рисковать своими жизнями, когда конфликт находится в «горячей стадии». Как правило, миротворческая миссия появляется тогда, когда уже прекращены боевые действия, и всеми сторонами принято решение о политическом урегулировании кризиса.

С другой стороны, ведь находятся европейские контингенты в Сомали, Центральноафриканской Республике, Мали… Неужели они ближе для Европы, чем Украина — географически, исторически, культурно и, в конце концов, ценностно?..

По информации ZN.UA, Петр Порошенко не услышал слова «нет» от Ангелы Меркель и Франсуа Олланда, когда обсуждал с ними на этой неделе по телефону вопрос миротворцев. Впрочем, первая публичная реакция Берлина и Брюсселя на украинскую инициативу не слишком обнадеживает.

Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что предпосылкой для отправки в Украину миротворческой миссии должно быть стабильное перемирие. А еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан предложил не торопиться с миротворчеcкой миссией: «Наше понимание таково, что на данный момент нужно сфокусироваться — и я передал это президенту Порошенко и другим представителям украинской власти — на имплементации Минских соглашений». Хотя даже наш миролюбивый президент уже заявил, что хватит учаcтникам переговоров в «нормандском формате» закрывать глаза на нарушения Минских договоренностей.

Миротворческая же миссия ЕС имеет смысл только в том случае, если ее отправку поддерживают все стороны конфликта… Так что, прозвучит ли обращение Верховной Рады к ООН и ЕС о направлении миротворцев, зависит от того, каким будет окончательное решение наших основных западных партнеров на украинскую инициативу.

Сейчас Киев готовит свои предложения к мандату полицейской миссии ЕС. А вот каким он будет — неизвестно. Судя по всему, и в Киеве это не до конца себе представляют.

Одни наши собеседники из властных коридоров говорят, что это будет военная операция по поддержанию мира и безопасности. Другие — гражданская миссия. Различия — существенны. Если это военная операция, то ее функция — разъединение сторон. Если гражданская миссия, то она фактически будет подменять СММ ОБСЕ, наблюдая за выполнением Минских договоренностей. Вот и Валерий Чалый в интервью «5 каналу» сказал, что миротворческая миссия будет мониторить ситуацию в зоне АТО. Вопрос в том, насколько полицейская миссия ЕС будет эффективнее, нежели СММ ОБСЕ.

При этом один из наших собеседников отметил, что мандат миротворческой миссии ЕС может изменяться «по ходу ее работы».

Еще один принципиальный вопрос: где будет зона ответственности миротворческой миссии? В Киеве говорят о том, что миротворцы должны стоять как вдоль линии столкновения в Донбассе, так и вдоль неконтролируемого участка российско-украинской границы.

С точки зрения Киева, раз уж Старый и Новый Свет не хотят разрешения конфликта военными средствами, то они должны хотя бы взять и на себя часть ответственности, чтобы «спасти минский процесс и имплементировать эти договоренности». В том числе и посредством контроля за украино-российской границей. Но весьма маловероятно, что в Евросоюзе захотят размещать свои «голубые каски» вдоль украино-российской границы…

Ничтожны шансы и на то, что сепаратисты пустят миротворческую миссию ЕС на украино-российский участок границы, не контролируемый Киевом. Зачем же демонстрировать наблюдателям, как через границу заходит российская техника, отряды наемников и подразделения российских солдат? Будем реалистами: если уж сепаратисты не пускали представителей СММ ОБСЕ в район Дебальцево, то на украино-российскую границу и подавно никого не пустят.

Поэтому наиболее реальным представляется вариант размещения миротворцев на линии столкновения — для создания буферной зоны между территориями, контролируемыми украинским правительством и пророссийскими боевиками.

Миротворческая миссия — не гарантия прекращения боевых действий. Но миротворцы будут тем стоппером, который сделает невозможным продвижение наших войск на восток и серьезно затруднит дальнейшее углубление пророссийских сепаратистов на запад. В этой ситуации «голубые каски» — не просто один из элементов «замораживания» конфликта на долгие годы. Это, повторим, шаг к экономическому и политическому отсечению неконтролируемых центральным правительством территорий.

А к такому варианту развития событий в Киеве, похоже, уже психологически почти готовы.

Возможно, сегодня для нашей страны «замораживание» конфликта — не самый худший сценарий. В конце концов, проблема Северного Кипра не помешала Кипрской Республике успешно развивать туристический бизнес и стать членом Европейского Союза. Что же касается ЕС, то вся его политика с момента начала вооруженного конфликта на Востоке была направлена на то, чтобы его «заморозить»: Европа хочет хотя бы видимости стабильности ситуации в Украине и решения кризиса в Донбассе. Да только вот у кремлевских «гроссмейстеров» свои геополитические комбинации.