На каком-то этапе нововведения на газовом рынке стали столь кардинальными, что участники этой сферы просто перестали их воспринимать. И начали искать выход из тупика в обострении отношений с властью. Так было, например, с прошлогодним постановлением Кабмина №647, которым все крупные потребители газа в принудительном порядке были переведены на закупку этого ресурса у одного продавца — НАК «Нафтогаз Украины». Это решение лишило частный промысел самой платежеспособной категории потребителей, поэтому пострадавшая сторона заблокировала его с помощью судебных решений.

Будни биофитов

Такая же картина наблюдается по всему фронту отношений частных компаний и правительства. Явного лидера в этой борьбе не было, но сейчас у денег появилась возможность победить административный ресурс. Этот шанс представился частникам на днях, когда в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №2395, которым предлагается кардинальным образом пересмотреть правила игры на газовом рынке. Речь идет о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, после которых у приватных газодобывающих компаний появится возможность продавать газ напрямую НАК «Нафтогаз Украины».

На практике предложенная схема взаимоотношений выглядит просто. Газодобытчик обращается к госмонополии с уведомлением о необходимости выкупа его ресурса, после чего последняя обязана в течение трех дней подписать с заявителем соответствующий специальный договор и акт приема­передачи. Несмотря на то что эти условия не оставляют свободы выбора «Нафтогазу», ресурсный перегруз НАК не грозит. Во­первых, потому, что доля частников в общем объеме добычи газа в стране даже в лучшие времена недотягивала до 20%.

Во­вторых, законопроект предусматривает жесткую привязку суммы спецдоговора к обязательствам компании­реализатора по оплате ренты: первое не может превышать второе.

Ненавязчивый тон предлагаемого нововведения повышает шансы принятия парламентариями законопроекта №2395.

Более того, его автор, депутат Оппозиционного блока Александр Онищенко, утверждает, что данная идея поможет стабилизировать финансовое состояние частных газодобытчиков, а вместе с ним и их производственные показатели. Эта тема стала особенно актуальной в Украине еще несколько месяцев назад, когда прирост добычи частников стал замедляться буквально на глазах. Эту тенденцию игроки рынка объясняют чрезмерной жадностью правительства, которое в прошлом году подняло рентную плату по добыче газа вдвое — до 55%.

А с начала 2015 года дополнительный сюрприз ждал бизнесменов, ведущих промысел в рамках договоров о совместной деятельности: с 1 января ставка для них была повышена до 60% от стоимости газа. При этом со второго квартала с.г. она уже составляет 65%, а с третьего будет поднята до 70%.

Под давлением этих поборов многие добытчики стали сворачивать инвестпрограммы, а некоторые из них просто перестали платить ренту. Но с помощью предложенных Онищенко корректировок Налогового кодекса компании фактически смогут рассчитываться с государством бартером (газом). Именно поэтому в правительстве к этому предложению относятся лояльно. При такой протекции у законопроекта №2395, который на днях будет вынесен на рассмотрение парламента, есть шансы стать нормой.

Идеальная среда

Последствия не заставят себя долго ждать. Правда, не факт, что они будут в пользу государства. Например, из­за цены, по которой «Нафтогаз» будет выкупать топливо у частников. В соответствии с законопроектом №2395 она будет соответствовать тарифу НКРЭКУ, который установлен для промышленных потребителей. Это означает, что на последующей перепродаже газа промышленникам НАК не сможет заработать ни копейки, исполняя роль лишь гарантированной точки сбыта ресурса (по максимально допустимой цене) для бизнесменов­газодобытчиков.

В таких условиях участникам промысла даже не нужно будет конкурировать друг с другом за клиентов. Что особенно актуально в нынешних условиях сокращенного спроса на рынке, обусловленного внутренним экономическим кризисом.

И еще одна приятная новость. По предложенным законопроектом правилам добытчики имеют право не платить ренту до тех пор, пока «Нафтогаз» не расплатится с ними полностью. Таким образом, у частных компаний появляется повод для своеобразных налоговых каникул при малейшей задолженности со стороны компании Андрея Коболева. Воспользоваться ими наверняка пожелают все участники рынка: от середняков вроде Онищенко, который контролирует газодобывающее ПАО «Пласт», до таких тяжеловесов, как Игорь Коломойский («Укрнефтебурение»), Николай Злочевский («Пари»), Виктор Пинчук («Гео альянс») и заходящая олигархическая звезда Ринат Ахметов («Нефтегаздобыча»).