О причинах подачи начальником Главного следственного управления МВД Украины Василием Фаринником рапорта об уходе и о бомбе замедленного действия в виде Уголовно-процессуального кодекса «Комментариям» рассказал народный депутат Украины, генерал-лейтенант милиции Геннадий Москаль.
Геннадий Геннадьевич, как думаете, почему решил уйти Фаринник?
- Наверное, задачи ставят такие, что человек оказался перед выбором: либо их выполнять, а потом отвечать, либо потихоньку уйти. Ведь у Пукача тоже был выбор: написать заявление и уйти на пенсию. Написал бы рапорт и смотрел бы на все это по телевизору. Но он же сделал обратное.
Вы же видите, какие сегодня ставятся задачи. Скорее всего, аппетиты растут, вот и задачи ставятся непомерные. Я не думаю, что это его добровольный поступок, скорее вынужденный. Да, устал. Сегодня все устали. А кто сегодня в этой стране не устал? Кому сегодня хорошо живется? Ну, единицам.
Вы работал с Фаринником? Как его оценивали коллеги?
- Я с ним никогда не работал. Но, знаю, в своем деле он разбирался, тут нечего сказать. Он работал председателем районного суда, на следствии в МВД, адвокатом. Все эти факторы как раз дают хорошую профессиональную подготовку. В отношении профессиональной подготовки к нему никто не имел претензий. Он не всегда выполнял то, что хотел. Но в каких-то скандалах он не был замешан.
Но думаю, что 50% причин ухода - это все-таки новый Уголовно-процессуальный кодекс. Его никто не потянет. Ни тот, кто придет после Фаринника, ни тот, кто придет после-после. Еще пару месяцев и УПК всех засосет в трясину, из которой уже нельзя будет выбраться.
Неужели новый УПК так страшен, что из-за него могут уходить даже со столь высоких постов?
- По новому УПК, регистрируется все. Сегодня основная фигура процесса – следователь. Если раньше в следствие попадали только те материалы, где уже был установлен преступник, и материалы надо было процессуально оформить и отправить в суд, то сегодня следователь должен сам принимать решение по всему, независимо от того, что случилось. Есть еще прокурор, конечно, но в основном 90% материалов переваривают следователи в МВД. Но количество следователей не увеличилось. Количество судей и прокуроров тоже не увеличилось.
И оперативные работники сегодня, по новому УПК, остались не у дел. Оперативные службы на сегодняшний день как бы и не нужны. Если раньше нагрузка распределялась между оперативными службами и следователем, то сегодня вся эта нагрузка идет только на следователей. И сегодня каждый следователь смотрит, как бы навострить лыжи. Потому что он и сам пашет, и сам сеет…. Сегодня к следователю должна выстраиваться очередь принимать заявления, он должен все это вписать в единый реестр досудебных расследований в компьютере, все это зарегистрировать, человеку дать номер, дать бумажку и т.п. и начинать все самому делать: брать от человека заявление, опрашивать его, собирать свидетелей, соседей и т.п. это может довести до предела. И он так, как Фаринник, исчерпает свой ресурс, потому что у него будет кабинет весь забит этими материалами, потому что он не будет успевать все это делать.
Фаринник прекрасно понимает, что УПК уже никто не отменит, потому что он был разрекламирован как большое и самое главное достижение нашей власти. Ведь других каких-то положительных достижений не было, чтобы показать. Что бы они могли показать? Административную реформу? Провалилась. Судебную? Провалилась. Налоговую? Провалилась. Пенсионную? Провалилась. Медицинскую? Провалилась. Вот решили, что мало кто в этом понимает, и выдали новый УПК.
Вы думаете, сегодня кто-то хочет работать следователем? Сначала надо было состыковать закон об оперативно-розыскной деятельности, где следователь не является субъектом оперативно-розыскной деятельности, с новым УПК. Но там написали кучу положений, кому-то поручили, и никто это пока ничего не делает. Одним словом, есть огромные проблемы. Я думаю, что господин Фаринник решил, что лучше их пересидеть за пределами министерства и УПК.
Как думаете, когда взорвется эта мина?
- Рано или поздно эта бомба под названием УПК взорвется, потому что где-то к полугодию количество этих регистраций дойдет до космических цифр. Кто это будет перерабатывать? Это же все нужно переложить в процессуальную плоскость. Где взять людей? Ведь людей на это не дают. Деньги на реализацию УПК, самое главное, не заложены в государственном бюджете Украины. Так что дело только во времени, потому что с каждым месяцем количество всех этих уголовных производств будет нарастать, нарастать и нарастать.
Я спросил МВД: сколько вы установили электронных браслетов, потому что суды уже дают домашний арест: сиди дома. Но не все ж сидят дома, кто-то идет и дальше ворует. А где эти браслеты? МВД ответило: нигде нет. Кроме зарплаты, в МВД ничего не заложено. Так не будет следователь или судья сам покупать их за свои деньги и устанавливать.
К этому надо было подготовиться: увеличить количество следователей, увеличить количество судей, прокуроров, судебно-медицинских экспертов с учетом тех требований, которые сегодня предъявляет новый УПК. К сожалению, этого не случилось.