Оказывается, что для наших народных избранников является слишком сложной задачей собираться иногда в сессионном зале парламента и нажимать на кнопки системы голосования. И они решили пойти на ухищрение...
Еще десять лет назад, после референдума Леонида Кучмы, было совершенно очевидно, что украинские парламентарии полностью дискредитировали себя в глазах избирателей. То, что подавляющее большинство высказалось за лишение депутатов неприкосновенности и сокращение их численности, было лишь очень мягкой оценкой итогов деятельности законодательной власти. Как совершенно верно тогда заметил Александр Мороз, если бы на референдум выдвинули вопрос о необходимости расстрела депутатского корпуса, то явка избирателей и положительный ответ составили бы 99 %.
А ведь когда-то система избираемых полномочных представителей народа (депутатов) считалась самой совершенной формой демократии. Во всяком случае, так она задумывалась при выборах первой Государственной Думы (1906), на первом съезде Советов УССР (1919), таковой она называлась в политически бурном 1991-м.
Но как мало времени понадобилось для того, чтобы люди возненавидели тех, за кого еще недавно голосовали, а то и драли глотки на кухне! Слово «депутат» уже стало практически синонимом наглости и подлости, халявы и безделья, жадности и роскоши, продажности и вранья. И наши парламентарии не только не пытаются улучшить свой имидж, но и, напротив, регулярно понижают его всё новыми выходками и затеями.
Вот и теперь в рядах депутатов появилась мысль разрешить, наконец, проблему, которая давно уже мешает им спокойно жить. А именно – отменить норму, обязывающую каждого депутата голосовать лично.
Погодите нервно смеяться или сердито шарить рукой в поисках кухонного топорика! Это только для нас, темного несведущего электората, кажется, что более простой работы, чем нажимание кнопок, трудно придумать. Но подумайте: ведь для этого нашему депутату необходимо, как минимум, сначала прибыть в город Киев. А ведь он человек не простой, у него очень важные дела, и даже не просто дела, а бизнес, и ему нужно не штаны в Раде протирать, а приобретать еще один заводик или открывать новую офшорную компанию. А потом отдохнуть от праведных трудов где-то на Канарах или Мальдивах.
Более того, не факт, что, даже прибыв в Киев, депутат пойдет сразу в Раду. Возможно, ему необходимо «перетереть» со многими нужными людьми, работающими в других ветвях власти – они ведь тоже занимаются бизнесом (и тоже не прочь съездить на Канары). Да и на Грушевского он направит колеса своего лимузина только тогда, когда сочтет необходимым свое присутствие в стенах Верховной Рады. А ведь может и не счесть!
И поверьте, определяет это вовсе не его добросовестность или забота о стране, а исключительно личные интересы. Если ему не прикажет быть на голосовании Иван Иванович, если ему не нужно будет встретиться в кулуарах с Иваном Петровичем или порешать с Иваном Васильевичем вопрос на заседании комитета, то депутат вполне может и задуматься: идти ему сегодня в эту Раду или, может быть, ну его на фиг?
Вот и получается: чем более «деловым» человеком является народный депутат, тем реже его видят в стенах Верховной Рады. Завсегдатаями же там являются исключительно «бездельники», не занятые регулярным расширением своего бизнеса, а некоторые из них вообще живут на средства своего «патрона».
Таким образом, явное нежелание тратить свое драгоценное время на бесцельное просиживание в стенах Рады является первой причиной, по которой депутатам давно уже мешает норма личного голосования. Второй причиной, думается, являются редкие случаи аврала, когда фракции в спешном порядке собирают в зал всех своих членов, кого только можно. Подобное оживленное столпотворение в Верховной Раде можно увидеть во время голосований по самым значимым для депутатов вопросам: переделе власти, распределении должностей, разрезании бюджетного пирога. Вот тогда бывает, что ценным является каждый депутатский голос, и если его хозяин отсутствует (бывают ведь и уважительные причины), то за него суют его карточку и нажимают кнопки соратники по фракции.
Хотя подобная манипуляция является нарушением, на неё уже давно не обращают особого внимания, если, конечно, дело не касается вышеупомянутых случаев борьбы за власть и ресурсы между парламентскими группировками нашей «элиты». Ведь одно дело, когда кто-то нажал кнопки сразу за троих своих коллег во время голосования по закону об инвалидах или ветеранах (никто не будет поднимать по этому поводу шума), и совсем другое, когда лишившаяся власти сторона парламента вдруг узнает, что один из их якобы голосовавших противников в это время вообще был где-то за границей. Охотился на русалок в теплых морях. Это уже не просто скандал, это повод опротестовать итоги голосования, объявить их незаконными.
Словом, давно уже назревший вопрос начали активно обсуждать в главной правящей фракции – среди депутатов Партии регионов. Правда, они дают своё, более мягкое обоснование этой идеи.
«Голосовать каждому депутату за себя невозможно. Как тогда ходить на заседания комитета, пресс-конференции, встречи с избирателями, приемные дни, следственные комиссии? Нереально быть одновременно и там, и в зале», – считает регионал Владимир Макеенко, который возглавляет Регламентный комитет.
Конечно, хотелось бы напомнить уважаемому господину Макеенко, что график работы народных депутатов Украины вовсе не такой хаотический и перегруженный, каким его пытаются нам представить. У парламентариев есть специальные дни для встреч с избирателями, дни для работы в комитетах и комиссиях и дни для голосования в сессионном зале. А бывает и так, что утром они заседают по комитетам, а после обеда идут обсуждать свои законопроекты. Кто имеет необходимость и желание, успевает всё.
Однако у Макеенко есть еще один аргумент отмены нормы личного голосования.
«У нас партия голосует практически единогласно. Неважно, сколько людей сидит в зале – 180 или 150», – поясняет он.
Что ж, с этим трудно не согласиться. Во фракции ПР царит строгая партийная дисциплина, достигшая высшей стадии «все, как один». Регионалы в этом отношении, кстати, не оригинальны: точно так же единогласно голосовали в свое время в БЮТ, а еще раньше – в других фракциях партий власти. Пока эта власть не начинала сыпаться из их рук песком.
Положа руку на сердце, признаемся: держать в своих руках карточки всей фракции и голосовать одному за всех является мечтой многих партийных лидеров. Ведь это даст ему не только стопроцентную «явку» личного состава, но и гарантию от предательства потенциальных «перебежчиков». Можно даже не сомневаться, что если эта затея получится, то партийные боссы довольно быстро отберут и положат себе в барсетку карточки коллег по фракции – точно так же, как отбирают паспорта у гастарбайтеров и проституток. И только самые крутые смогут иметь свое личное мнение и самостоятельно распоряжаться своей карточкой. Но учитывая занятость этих деловых людей, которые не всегда имеют время на выполнение депутатских обязанностей, они всё равно отдадут её другу или сбросят во фракционный «общак».
То, что украинская демократия при этом окончательно превратится в олигархию, уже никого не удивляет. Говорят, что всё к этому уверенно идет – при полном то ли безразличии, то ли испуганном бессилии электората. Да и что там карточки, если нынешняя Верховная Рада снова думает, как бы опять продлить себе полномочия – на это раз до 2015 года. Эта идея тоже уже оживленно обсуждается депутатами, и вопрос там наверняка стоит вовсе не о законности этого шага (ведь законность у нас уже давно стала понятием относительным), а о том, как устроить все так, чтобы не сильно обиделась оппозиция и не разозлился Запад. Мнение же электората, похоже, уже совсем не волнует украинскую «элиту».
Действительно, если несколько партийных боссов практически лишают права на собственное мнение своих коллег по фракции, то почему бы потом нашей «элите» не лишить права голоса весь народ? Для начала косвенно – отменяя очередные выборы и бесконечно продолжая свои полномочия...