За последние два года ситуация с контрабандой в Украине усугубилась. Если раньше «серыми дырами» на украинской карте считались западная граница, морская граница Одесской области и приграничные районы с РФ, то сейчас к ним добавились крымское направление и зона АТО.
При этом, согласно данным ГФС, количество возбуждаемых дел в отношении контрабанды стало снижаться. Так, если в 2012-13 годах Фискальная служба завела порядка 23 тыс. дел о контрабанде ежегодно на общую сумму 1,9 млрд. грн. и 0,8 млрд. грн. соответственно, то уже в 2014 году этот показатель снизился до 15 тыс. дел (0,7 млрд. грн.), а за 9 месяцев 2015 года – 13,5 тыс. дел на 1 млрд. грн.
Более того, по некоторым оценкам, западные регионы Украины – Львовская, Закарпатская, Волынская, Черновицкая области – в настоящий момент являются лидерами по количеству нарушений таможенных правил и объемам контрабанды. Но в этих приграничных областях контрабандные потоки являются чуть ли не единственным источником заработка большого количества людей и мелких предпринимателей.
Так, согласно данным Госстата по официальному уровню безработицы, в региональном разрезе показатели выше среднего по стране зафиксированы в западных областях – Волынской (10,6%), Закарпатской (9,8%) и Черновицкой (10,2%). И органы власти на разных уровнях, не имея возможности другим способом обеспечить их рабочими местами и опасаясь социального взрыва и народного негодования, «закрывают глаза» на ситуацию.
«Лакмусовой бумажкой уровня контрабанды в стране является, безусловно, наш вещевой и продуктовый рынок. Ведь, контрабанда, как правило, не идет в супермаркеты и торговые центры. В виду определенного обеднения населения из-за внешнего воздействия на Украину потенциально могут усилиться позиции нелегальных торговцев на этих рынках, поскольку их продукция является более дешевой, чем та, которая завозится официально», - считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины Сергей Свистиль.
Естественно, что контрабандные потоки напрямую влияют на различные отрасли украинской экономики, в частности, в 2015 году они изменили расстановку сил на рынке подгузников. Так, согласно данным исследовательской компании Nielsen, в прошлом году пятерка ведущих производителей выглядела следующим образом - Bella Baby, Huggies, Libero, Pampers и Pufies. Но за 9 месяцев текущего года диспозиция изменилась: из Топ-5 вылетели Pufies, место которых заняла польская DaDa. По некоторым оценкам, объем «серого рынка» к концу года составит 20%.
Путь к успеху
Каким же образом торговой марке из Польши удалось завоевать успех на украинском рынке за такой короткий промежуток времени? «Комментарии» обратились в польскую розничную сеть Bedrionka, которой, собственно, и принадлежит бренд DaDa. Но, как оказалось, ритейлер не экспортирует эти подгузники в Украину. Более того, они производятся только для внутреннего рынка Польши.
«Подгузники DaDa производятся для магазинов Biedronka, это private label нашей сети. Они реализуются через нашу сеть, которая насчитывает 2650 точек по всей Польше. Кроме того, этот бренд продается в аптеках Hebe, которые также находятся только в Польше», - сообщили в пресс-службе Biedronka.
То есть, судя по всему, подгузники DaDa не должны появляться на украинских просторах в таких объемах. «Комментарии» попытались прояснить этот факт у компании-производителя private label Ontex, но там наотрез отказались комментировать проблему. «Мы не можем предоставить комментарии по этому поводу, поскольку торговая марка DaDa не принадлежит компании Ontex BVBA», - сухо заметили в украинском представительстве ООО «Онтекс-Украина».
По словам представителя одного из производителей подгузников, пожелавшего остаться неназванным, игроки обеспокоены стремительным ростом нелегальной продукции на рынке подгузников, от которой, «в конечном итоге, страдают не только производители, но и потребители, и госбюджет».
«Компании готовы к сотрудничеству с органами власти для создания здоровой конкурентной среды, как через урегулирование законодательства, так и через выявление продаж несертифицированной и незаконной на территории страны продукции», - подчеркнул собеседник.
Кто виноват
Государственные органы знают о проблеме. Так, в Государственной фискальной службе Украины сообщили, что компании-производители подгузников жалуются на серый импорт этой продукции, причем весьма активно.
«В ГФС Украины неоднократно рассматривались обращения субъектов ВЭД, которые импортируют в Украину детские подгузники, а также организации, которые представляют интересы производителей и импортеров этих товаров по этим проблемным вопросам», - сообщили в налоговой службе, добавив, что в январе-сентябре в Украину ввезли 21,7 тыс. т подгузников на $73,5 млн.
Знают об этой проблеме и в бизнес-ассоциациях. Например, в Европейской бизнес ассоциации отметили, что по этому вопросу регулярно собирается профильный комитет, но детальную информацию предоставить не смогли.
В Американской торговой палате (AmCham) также подтвердили, что импортеры подгузников обращались и к ним со своей проблемой. Более того, основной вал жалоб сыпался на незаконный ввоз продукции именно из Польши, что, естественно, только усиливает подозрения в отношении DaDa.
В то же время, производители сетуют, что госорганы о проблеме «серого импорта» подгузников знают, но реальные действия для ее решения не предпринимают.
Контрабанда, но не до конца
Как известно, продукция медицинского назначения в Украине должна получать сразу два разрешения: регистрацию и сертификацию. Первый документ выдает Гослекслужба, в пресс-службе которой «Комментариям» сообщили, что подгузники DaDa не проходили процедуру регистрации до 1 июля текущего года.
Но, как сообщил представитель Гослекслужбы, с середины лета ведомство уже не занимается регистрацией новых модификаций подгузников, поскольку эта функция упразднена. Теперь, по новому техническому регламенту, подгузники считаются медицинскими изделиями на основании декларации производителя либо импортера. Стоит сказать, что смещение акцента в сторону декларативного подтверждения медицинских изделий обычная практика в ЕС. В любом случае, в настоящее время процедура регистрации медицинских изделий (в том числе подгузников) упразднена, а предприятию достаточно выдать самостоятельно на них декларацию соответствия, которая при таможенном оформлении подгузников к подаче не обязательна.
В то же время, в пресс-службе Минздрава объяснили, что все еще сохраняется сертификация изделий, поэтому поставщик подгузников должен получить такой документ от Санэпидемслужбы, но на продукцию DaDa он не выдавался. Благо товар производится в ЕС.
Тем не менее, поскольку продукт не пришел сертификацию, его упаковка не содержит информацию на украинском или русском языке - только на польском, которого большинство украинцев не знают. Дальше – больше: в случае возникновения жалоб потребители не смогут обратиться в представительство производителя или импортера – таковых в Украине нет. И, в конце концов, государство из-за серого импорта недополучает налоги и таможенные сборы – как от подгузников, ввезенных для «личных целей» и проданных на базаре, а также в связи с сокращением доли рынка легальных производителей.
Разговор с контрабандистом
Поскольку в Украине нет никого, кто представлял бы DaDa, «Комментарии» вышли непосредственно на реализаторов этой продукции, которые оказались простым СПД. Вот диалог корреспондента с продавцом подгузников:
- Добрый день, звоню по объявлению о продаже подгузников. У вас только DaDa или есть другие торговые марки?
- Добрый день! Мы реализуем только DaDa, это прямой импорт из Польши.
- В наших маркетах я не видел этой торговой марки. У Вас есть ли разрешения на эти подгузники от Минздрава?
- Да, конечно, у нас все документы в порядке, есть все разрешения, не беспокойтесь.
- Сколько стоит одна упаковка? Меня очень интересует цена, поскольку кризис, мои доходы не растут, а цены высокие в сетях…
- Мы продаем упаковку за 210 грн., а на рынках она стоит 250 грн., в маркетах – еще дороже.
- Отлично! А если я возьму не одну, а нескольку упаковок, будет ли скидка за мелкий опт?
- Нет, такое не практикуем. Разве что сделаем скидку, если возьмете от 100 упаковок и выше. Кроме того, постоянным покупателям мы делаем бесплатную доставку на дом.
- А куда мне можно подъехать, чтобы купить товар?
- У нас в Киеве три склада: возле метро Тараса Шевченко, на Лукьяновке и на Харьковском массиве. Подъезжайте на склад, там рассчитаетесь. Работаем до 9 часов вечера, так что можете после работы приехать.
Таким образом, видно, что бизнес на DaDa не случайный, а поставлен на поток. Если упростить, то схема завоза выглядит следующим образом: из Польши к украинской границе подъезжает автобус, заполненный «дельцами», каждый из них имеет право провести через таможню без декларирования товаров для личного пользования на общую сумму до 500 евро. После пересечения границы подгузники попадают к СПД, которое занимается мелкой реализацией или на стихийном рынке. По словам партнера юридической фирмы WTS Consulting Ивана Шинкаренко, именно таким образом попадает на украинский рынок львиная доля подгузников.
По словам С. Свистиля, в Украине действует система поддержки малого и среднего бизнеса в виде соответствующих преференций, которые даются по налогам. В то же время, она не до конца продумана, и поэтому предприниматели, которые имеют такие преференции, располагаются, порой даже не зная об этом, в схемах «серого» импорта или внутренней торговли товарами, которые имеют сомнительное происхождение.
Собственно, из разговора с одним из таких СПД видно, почему продукция DaDa так популярна: обедневшее население вследствие девальвации гривни отдает предпочтение более дешевому товару, тогда как импортные подгузники международных брендов оказываются неконкурентоспособными из-за начисления НДС, а также дополнительных импортных сборов.
Что делать
В польской Bedrionka недовольны появлением ее продукции на украинском рынке. «Мы осведомлены о том, что некоторые наши покупатели перепродают купленную в нашей сети продукцию. В этой ситуации ответственность за потенциальное нарушение закона ложится на таких продавцов. Мы обязаны предпринимать шаги в законодательном поле, когда нас уведомят о таких нарушениях», - отметили в ритейлере.
Но привлечь к ответственности таких нарушителей не просто. «Необходим всеохватывающий контроль со стороны государства в отношении контрабанды, а законодательство необходимо сделать более системным и эффективным. Вопрос контрабанды – это ж не просто нелегальное пересечение границы, это гораздо шире. Это контроль от границы до покупателя (сквозной контроль)», - считает С. Свистиль.
Среди других идей для системного решения – постоянный мониторинг рынка на предмет присутствия брендов с большой рыночной долей, которые не имеют официального представительства в стране (как DaDa). Можно также привести зарубежные примеры, когда контроль над оборотом товаров находится у одного ведомства. В частности, в США таможенники специальных подразделений наделены большими полномочиями, они могут прийти в магазин и потребовать документы, на основании которых товар там оказался.
Стоит ли создавать в Украине одно фискальное сверхведомство по контролю за контрабандой – вопрос дискуссионный. «Комментарии» обращались в МВД с просьбой прокомментировать появление и сбыт DaDa в нашей стране, но там отказались, ссылаясь, что это функция СБУ. В спецслужбе же заняты антикоррупционными мероприятиями на Таможнях и выявлением товаров, связанных с Криминальным кодексом, которые возят через границу вне таможенного контроля: оружие, наркотики и культурные ценности. Именно на них приходилось, по данным ГФС, свыше 90% контрабанды, тогда как остальную незначительную долю занимали потребительские товары.
Таким образом, когда продукция пересекает границу, она растворяется на рынке. Сейчас достаточно сложно спросить с одного ведомства причину появления товара, незаконно завезенного на рынок. Поэтому необходимо не только давать полномочия, но и возлагать ответственность: кто в конечном счете отвечает за борьбу с контрабандой и предложение конечному покупателю контрабандного товара.
По мнению Ивана Шинкаренка, «для решения проблемы нелегального ввоза на территорию Украины подгузников необходимо предпринять ряд мер. Во-первых, ввести специальное количественное ограничение для ввоза подгузников в личных целях. Во-вторых, создать рабочий механизм контроля за оборотом «контрабандных товаров» в стране. В-третьих, бороться с непродуманными фискальными решениями о налогообложении, как в случае с подгузниками».
При этом стоит обратить внимание на один любопытный факт: повышение налогов на импорт подгузников не только не способствовало уменьшению «серого импорта», но даже способствовало его росту. В AmCham отмечают, что на подгузники еще в 2014 году был введен НДС в размере 20%, тогда как на другие медизделия – 7%. Кроме того, действует дополнительная импортная пошлина в размере 5% от цены товара. Эти факторы, а также падение курса национальной валюты и снижение покупательской возможности потребителей, способствуют росту серого импорта.
«Поскольку теневые делки, в отличие от сознательных импортеров, налоги не платят, с введением сбора незаконные ввоз товаров стал более выгодным», - констатировали в AmCham. С. Свистиль также говорит, что ТППУ выступает против дополнительных импортных пошлин. «Это удар по импортерам, а, в конечном счете, производителям и экспортерам», - сказал он.
Таким образом, из создавшейся ситуации существует два выхода: уменьшать налоговую нагрузку для легально работающих компаний или создавать эффективные инструменты контроля на таможне. В данном контексте стоит упомянуть, что сейчас AmCham участвует в разработке проекта изменений в налоговый и таможенный кодекс. Среди предлагаемых мер - ограничение необлагаемого налогом количества ввезенных подгузников (до 50 или 75 шт.) для личного пользования, а также ряд других. «Рабочая группа в AmCham готовит проект изменений в кодекс, и в ближайшее время их подаст», - рассказал Иван Шинкаренко.