На днях Верховная Рада намерена рассмотреть в первом чтении законопроект №4404 об усилении ответственности банкиров за невыдачу вкладов. В случае его принятия, нерадивых финансовых магнатов ожидает повышение штрафов до 800 необлагаемых минимумов.
Документом вносятся изменения в статью 166-5 Кодекса об административных правонарушениях. Пока за нарушение руководителями банков банковского законодательства действующая норма предусматривает наказание в виде наложения штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан. Аналогичные санкции последуют и в случае игнорирования нормативно-правовых актов НБУ или осуществления рисковых операций, угрожающих интересам вкладчиков.
По мнению автора документа, депутата Андрея Павловского, принятие предлагаемого проекта закона позволит гарантировать неукоснительное выполнение договоров банковского вклада финансовыми учреждениями.
Впрочем, эксперты Главного научно-экспертного управления Верховной Рады придерживаются иного мнения. Во-первых, говорят парламентские аналитики, правовые отношения по открытию банковских вкладов, установлению, изменению или прекращению прав и обязанностей сторон по этим вкладам определяются соответствующими договорами между кредитором и банковским учреждением и регулируются нормами гражданского или хозяйственного права. А значит ответственность за нарушение договорных обязательств должна носить гражданско-правовой, а не административный характер.
Кроме того, напоминают они, в качестве субъектов правонарушения в законопроекте определяются руководители банков или другие лица, которые, согласно закону, могут быть объектом проверки Нацбанка. Но согласно концепции надзора, ответственность за контроль рисков возлагается на руководство банка и наблюдательный совет. То есть оценка рисков является результатом совместной деятельности всего коллектива банка или значительной его части. Поэтому, отмечают юристы, осуществление рисковых операций не всегда является следствием деятельности именно руководителя банка или других лиц. Если решение об осуществлении таких операций принималось на основании ошибочной оценки риска, то более правильно, по мнению экспертов, было бы возложить ответственность на финучреждение, а не конкретных управленцев.
С парламентскими правоведами согласна и старший юрист юрфирмы «Василь Кисиль и Партнеры» Юлия Кирпа. По ее мнению, абсолютно логичным представляется наказание именно юрлица, а не отдельных сотрудников банка. Ведь кадровая политика, согласно которой в финучреждении работает тот или иной сотрудник, зависит от коллегиальных органов (акционеров, наблюдательного совета, правления и т.д.). Следовательно и ответственность должна быть коллегиальной.
По словам же почетного президента юридической компании «Юримекс» Даниила Гетманцева, одновременное привлечение к разным видам ответственности не является нарушением Конституции. Поэтому при определении меры наказания, например, в случае невыплаты банковского вклада, административная ответственность конкретного сотрудника выглядит адекватной мерой наряду с гражданско-правовой ответственностью юридического лица.
«В большинстве случаев ответственность действительно коллегиальна. Кроме того, обиженный вкладчик еще должен «найти» того, кто действительно виновен в его проблеме, а это практически невозможно»,— говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Подать же иск в суд на конкретного сотрудника банка и вовсе нереально. Единственный вариант — имущественный иск на компенсацию материальных потерь. Исправить ситуацию можно, внеся правки в Административно-правовой кодекс, которые бы позволяли НБУ штрафовать банки за административные правонарушения. Это избавит стороны конфликта от перспективы судебного разбирательства.
__________________________
Штраф от пятисот до восьмисот необлагаемых минимумов доходов граждан последует за:
— нарушение банковского законодательства;
— осуществление рисковых операций, угрожающих интересам вкладчиков или других кредиторов банка;
— нарушение нормативно-правовых актов Национального банка Украины;
— нарушение условий договора банковского вклада;
— невыдачу банковского вклада по требованию вкладчика по каждому соответствующему договору влечет наложение штрафа.
Таким образом, будет устранено нарушение ст. 41 Конституции Украины «Никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности нерушимо» и ст. 55 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», согласно которой банкам запрещается требовать от клиента приобретения любых товаров или услуг от банка и запрещается в одностороннем порядке изменять условия заключенных с клиентами договоров. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, нарушения прав вкладчиков стали возможными на том основании, что руководители банковских и кредитно-финансовых учреждений чувствуют безнаказанность, массово игнорируя условия договоров с клиентами.