Перепроизводство овощей и падение цен на них вынуждает аграриев избавляться от урожая, даже не собрав его. При этом, как ни парадоксально, экспорт снижается, а импорт — растет. Сельхозпроизводители считают, что их лихорадит в первую очередь по вине государства. Пока оно не сориентирует фермеров, сколько овощей необходимо стране, и не начнет централизованные закупки, рынок будет страдать то от дефицита, то от профицита, а цены — скакать с амплитудой 200-300%.
Много — плохо, мало — тоже нехорошо
Так случилось и в этом году. Чиновники рапортуют о втором за пятилетку рекордном урожае овощей. «Мы соберем 1789,4 тыс. т капусты при потреблении 1589 тыс. т, 878,7 тыс. т свеклы — при потреблении 606 тыс. т, 897,6 тыс. т моркови — при потреблении 649 тыс. т, 1016,9 тыс. т лука — при потреблении 763 тыс. т»,— говорит глава Минагропрода Николай Присяжнюк. При этом министр сознает: то, что для него является предметом гордости, для тружеников села — очередная головная боль. «Многие производители понесли убытки. Наша задача — сбалансировать производство овощей и спроса и избежать убытков»,— с пониманием дела заявляет чиновник.
Фермеры жалуются, что хоть по всей стране и понастроили коммунальных рынков, из цепочки «производитель — покупатель» посредников устранить так и не удалось. «Посмотрите, что получилось. На этих рынках фактически перекупают товар у производителей, платят продавцам низкую зарплату, а мы вновь оказались отстраненными от процесса»,— сетует фермер из Черкасской области.
Свое гноим, покупаем чужое
Если посмотреть на данные Госкомстата, то можно увидеть, что в овощеводстве у нас все хорошо. В сравнении с 90-ми годами мы и производство нарастили (с 6 млн. т до 9 млн. т), и экспортом занялись, и цены, в общем-то, выросли. Но почему этот бизнес так и не стал подчиняться законам спроса и предложения? Это главный вопрос, на который в самую пору ответить профильному министерству, осуществляющему аграрную политику.
Экспорт овощей в январе-августе снизился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Упала выручка поставщиков. Так, за этот отрезок времени производители заработали $72,7 млн., что составило всего 91,8% от выручки овощей в прошлом сезоне. Импорт за восемь месяцев этого года, наоборот, увеличился. На нашем рынке нерезиденты заработали с января по август 2012 г. $111,6 млн., что почти на 4% больше, чем в январе-августе 2011 г.
Согласно данным компании Graine Ukraine, с 2006 г. мы более чем в восемь раз нарастили поставки за рубеж моркови (до 8 тыс. т в 2011 г.), более чем в шесть раз — помидоров (до 76 тыс. т) и в три раза — огурцов (до 17,8 тыс. т). Хуже с луком — после 2009 г., когда экспорт составил 68, 4 тыс. т, в 2010 г. и в 2011 г.сельхозпроизводителисерьезно сократили поставки за границу данного овоща (экспорт упал до 2,7 тыс. т).
В то же время (с 2006-го по 2011 г.) импортеры больше всего ввезли в Украину именно лука и помидоров. В 2010-2011 гг. поставки моркови, свеклы, помидоров и лука уменьшились. Отчасти это можно объяснить перепроизводством, которое сложилось в стране к 2011 г.
Но остался овощ, по которому импортеры продолжают увеличивать поставки. Это капуста. С 2009-го по 2010 г. ее импорт вырос более чем в 11 раз — с 1,8 до 23 тыс. т.
Поскольку экспорт и импорт овощей у нас пока измеряется десятками тысяч тонн (на большие показатели рынок не вышел), внешняя торговля не оказывает особенного влияния на производство.
Собирать урожай накладно
Благо на его предприятии выращивают еще зерно и масличные, которые помогли в этом сезоне перекрыть убытки, полученные на овощах. «Придется перепахать 9 га с луком, это примерно 500 т»,— сетует господин Кириченко. Он считает, что убирать лук — себе дороже. Поэтому овощу этой осенью придется стать органическим удобрением.
Самым раздражающим фактором для фермеров являются не столько поставки конкурентов, сколько низкие закупочные цены. Прежде всего, на лук. Они грешат на перекупщиков, но правды некуда деть — в супермаркетах 1 кг лука можно купить за 1 грн. А себестоимость овоща в хозяйстве Леонида Кириченко составляет 85 коп. И это не считая доставки. «Себестоимость 1 кг моркови у нас — 60 коп., свеклы — 50, капусты — 60, помидоров — 1 грн., картофеля — 70. Перекупщики предлагают цены не намного выше. Поэтому проще избавиться от проблемного овоща, чем торговать им»,— говорит фермер.
Смотрим на средние цены реализации овощей на сельхозпредприятиях в 2012 г., предоставленные Госкомстатом. Их стоимость колеблется с января по сентябрь в пределах 1,6–5,1 грн./кг. Самая высокая наблюдалась в мае. С тех пор овощи постепенно дешевели и в сентябре уже продавались в среднем по 2 грн./кг. Очевидно, ниспадающая динамика и стала беспокоить фермеров.
Куда больше можно было выручить за овощи в закрытом грунте. Тут цены варьировали в пределах 9-18 грн./кг. Самые высокие цены на тепличные продукты наблюдались в феврале, самые низкие — в сентябре, что логично — кому нужен тепличный помидор, если есть херсонский, напитанный энергией солнца.
Дешевых овощей не будет
Казалось бы, переизбыток овощей — хорошая новость для конечных потребителей. Но эксперты предупреждают, что рано радоваться. «Весной произойдет сезонный рост цен на овощи. Если сейчас картофель стоит 2-3 грн., то к этому периоду он будет оцениваться в 5-6, а то в 7 грн. за 1 кг. Морковь/свекла подорожают вдвое — с 4 до 8 грн. Помидоры — в три раза, с 5-6 до 15-20 грн. за 1 кг»,— прогнозирует глава Союза сельскохозяйственных кооперативов Украины Иван Томич. Он объясняет тенденцию тем, что овощи к весне не доживают, добрая их половина попросту сгнивает от недостатка мощностей по хранению. А те объемы, которые остаются, автоматически вырастают в цене.
Сбалансировать рынок и убрать ценовые качели может Минагропрод, уверен Леонид Кириченко. Чиновникам вполне под силу начать централизованную закупку овощей в детсады, школы, больницы, устранить посредников между производителями и покупателями на внутреннем рынке, найти рынки сбыта за рубежом и защитить собственных овощеводов от импорта. Но, очевидно, объем рынка овощей не так привлекателен для них, если до сих пор не найден выход.