Ну, что – приехали. Еврокомиссия выделила грант в 116 миллионов евро на распространение коррупции в Украине. Вчера парламентское большинство его успешно освоило. Проект станет " наиболее успешным" за всю историю грантов в Украине: кражи из госбюджета увеличатся на миллиардные суммы. Возможно, Еврокомиссия и Мировой банк мечтали только о хорошем. Только дорогу из их благих намерений вымостило наше правительство. В известно каком направлении.
После того, как в августе 2010-го Рада постановила, в том числе под давлением Запада, демократический закон о госзакупках, европейце впали в эйфорию. Но предложили нашим руководителям внести еще несколько мелких правок согласно действующим евродирективам. "Предложили", кстати, довольно жестко: параллельно ЕК приостановила Украине транш на суму в 116 миллионов евро.
Останавливаться на сути европожеланий не будем. Важно другое: "наши" выполнили рекомендации по-украински - влепили в один законопроект как пожелания "западников", так и штук 5 абсолютно коррупционных статей. Для себя. Пронумеровали все это добро №7532, и понесли экспертам.
Произошла стандартная "фишка" нашей элиты: пихать в закон о бензине акцизы на прокладки.
Примеров десятки. Следует вспомнить пусть, что решение о приватизации украинской ГТС появилось в законопроекте о Евросуде. Да и знаменитейшая Тендерная палата вынырнула в Украине по той же процедуре.
Возможно, Еврокомиссия и Мировой банк не успевают анализировать схемы украинских изобретателей - в каждом случае два степенных международных учреждения ЗАВИЗИРОВАЛИ эту коррупцию. Ну, а дальше все пошло, будто по маслу в темной комнате.
15 марта, за 20 минут до закрытия парламента 254 народные депутата послушно нажали клавиши "за" законопроект №7532, который уничтожает существующую систему госзакупок, и, согласно выводам научно-экспертного управления Верховной Рады, "не в полной мере согласовывается с основной целью этого закона, которая состоит в создании конкурентного среды в сфере государственных закупок, предотвращении проявлений коррупции".
Вторая попытка пошла намного легче, чем первая. Напомним, что 11 января №7532 уже старались принять. Однако Владимир Литвин лично снял его из рассмотрения. Вице-спикер Николай Томенко тогда хвалился друзьям, что это был результат его личного лоббизма.
Дескать, за пять минут до голосования он показал спикеру вывод научно-экспертного управления ВР. И Литвин, якобы пришел в ужас от возможных репутационных следствий, решил попробовать "прокрасться между капельками".
Именно после того январского дня давка Евросоюза и Мирового банка усилилась еще больше. Многие из оппонентов закона №7532 не понимают, чем была вызванная такая позиция. Некоторые депутатские горячие главы в разговорах "не для печати" позволяют себе даже предположить, что лоббисты законопроекта банально подкупили представителей международных учреждений.
Учитывая цену вопроса - 172 миллиарда гривен - такое предположение не выглядит такой уже бредом. В конце концов, европейце тоже люди.
Поэтому было очень интересно глянуть на неофициальную сторону медали. Месяц назад общественное партнерство "За добропорядочность государственных закупок в Украине" опубликовало открытое обращение к руководителям Украины, а также представителям международних структур.
Ее следствием стала неофициальная встреча с экспертами Мирового банка, инициированная самой же международной структурой.
В режиме off the record эксперты делали круглые глаза, узнавая о коррупционной составной №7532, объясняя свое положительное отношение к законопроекту следующим. Дескать, мы пользуемся услугами заграничных экспертов, а те не очень разбираются в украинском правовом поле.
Кроме того там берут на анализ лишь те документы, которые им официально, в бумажном варианте, присылают из властных инстанций. И присланный из правительства текст не содержал указанных коррупционных элементов.
Каждый может сам выбирать: верить/не верить в предложенную версию. Хотя один из авторов этих строк, который принимал участие во встрече, был очень удивлен тем небольшим нюансом, что представители Мирового банка пришли на разговор, имея на руках именно тот, аутохтонный текст 7532, который содержал все коррупционные факторы.
Затем представители НОО попробовали донести в Мировой банк, что отсутствие коррекции позиции СБ относительно закона может натолкнуть обычного журналиста на простую мысль: "Если Мировой банк, даже узнавши о коррупции, будет молча "поддерживать" законопроект, то это будет означать, что он или ленивый, или коррумпированный".
Поскольку положительные месседжи Евросоюза и Мирового банка так и не изменились, то их с радостью взяли на флаг сторонники №7532.
За день до голосования Виктор Янукович довел до сведения Литвина, что госзакупочный законопроект входит в десятку наи-наи-первоочереднейших законопроектов, которые уже надо принять здесь и сейчас.
После этого спикер перестал изображать из себя бунтаря. Он просто давал слово всем: как противникам, так и приверженцам законопроекта. Дискутировали недолго.
Единственное, что сделал спикер самостоятельного, так это за несколько секунд к голосованию пожелал от себя профильному комитету ко второму чтению убрать из законопроекта антиконституционные нормы.
А убирать там следует, как в Авгиевых конюшнях.
Законопроект №7532 устанавливает, что закупки госпредприятий – а это две трети всех госзакупок – должны регулироваться не законом, а правительством. То есть в ручном режиме и абсолютно независимо от депутатов.
Но Бог с ними, с депутатами. Главное, что отныне украинцы смогут только мечтать о том, чтобы узнать, где будет построенный новая вертолетная площадка и за сколько купили очередной "Мерседес". Это - коммерческая тайна.
И вторая важная новелла – Минэкономразвития, которое в декабре после короткой, но напряженной стычки с Сергеем Тигипко возглавил первый вице-премьер Андрей Клюев, теряет свои полномочия по выдаче согласований на закупки у одного участника.
Если до этого времени все прихоти государственных органов провести бестендерную закупку должны были получить разрешение Минэкономики, то закон №7532 ликвидирует эти лишние осложнения.
Затем Клюев остается простым зрителем на этом чужом празднике. Принимая во внимание годовой объем подобных закупок - 30 миллиардов гривен на год – тоску вице-премьера нетрудно предусмотреть.
Однако нас в данном случае интересует другой аспект. Умножение на нуль Минэкономики будет означать, что всяческая подобная закупка лишается вообще любых дополнительных фильтров.
Напомним, что экс-министр Данилишин прячется в Праге из-за того, что лишь однажды не так отфильтровал ( то есть позволил "Борисполю" внетендерную процедуру).
Отныне шлюзы сняты. Каждый – сам себе данилишин. Добавьте до этого еще отказ от обнародования данных, и попробуйте угадать: на сколько теперь подорожает, скажем, строительство "Олимпийского"? Победителей викторины не будет: истинных цифр не узнает уже никто.
Напоследок еще несколько подковерных нюансов.
№7532 хоть и был представлен от лица правительства и Николая Азарова лично (так прописано в титуле законопроекта) но писался в пользу совсем других людей. Об этом свидетельствует такой момент.
После того, как 11 января был провален первый подход к снаряду, состоялось заседание руководства фракции Партии регионов. Там парламентский представитель президента Юрий Мирошниченко прибавил массу усилий, лишь бы доказать Ефремову&Ко необходимость скорейшего принятия №7532.
По свидетельствам одного из участников заседания, нардепы-"регионалы" выслушали представителя Банковой прохладно. Там же не дураки сидят, и понимают у которого Клюева (согласование на закупку в одного участника) и в пользу кого отбирают потоки. По мнению источника, это удостоверило два важных тренда.
Во-первых. Андрей Клюев на тот момент доказал свою способность контактировать с депутатским корпусом. Ведь именно он в руководстве ПР отвечает за работу с парламентом. А это не только вопрос "тушек", но и консолидация своей же фракции вокруг важных лоббистских вопросов, включая и свои личные.
Во-вторых, лоббирование правительственного законопроекта представителем Банковой и полная индифферентность Николая Яновича лично, который не дал никакого комментария из этой темы, показало "кому выгодно" - администрации президента.
Напомним, именно оттуда Литвин получил ценное указание о немедленной перекройке системы госзакупок.
И здесь будет уместно вспомнить нынешнего руководителя администрации президента Сергея Левочкина. В ночь второго тура президентских выборов он рассказал о спешных задачах новой власти. Их было три.
Первым он назвал "десятки миллиардов годовых" на таможне. Третьим – "увеличение эффективности налоговых органов".
А вторым – именно перекрышевание госзакупок: " Нужно привести порядок в сфере госзакупок. Что вытворяли в прошлые года знаменитые "тендерные палаты"? Потом перенесли эти схемы в Министерство экономики, но суть не изменилась. Все делалось за откаты, в ручном управлении. Нужно просто не продавать подставным компаниям государственные контракты. Этот рынок мы оцениваем в несколько десятков миллиардов гривен на год. Нужно не только закон принять, но сделать системные шаги по очищению властных институтов от людей, которые злоупотребляют служебным положением".
Ну что же, очистили. Теперь тех, " кто злоупотребляет служебным положением" со свечкой не найдешь. Слишком темно стало в комнате.
И уже действительно последнее. Именно в эти дни в России зарегистрировали новый законопроект, который имеет целью резко сузить, вплоть до уничтожения, обнародование данных на государственном тендерном сайте.
Один мужчина утверждал, что "Украина – не Россия". Так выглядит, что ошибался. Таки Россия. Да еще и достаточно глубокая.