Сходство политической системы, выстраиваемой президентом Порошенко после победы Майдана-2014 с системой, выстроенной президентом Ющенко после Майдана-2004, достигло отметки «пугающее».

Апофеозом апгрейда конструкции Ющенко стал коррупционный скандал с «любыми друзями» – уже порошенковскими.

Безусловно, нельзя ставить знак тождества ни между двумя этими президентами, ни между их властными конструкциями. Отличий достаточно много.

Важнее другое: президент Порошенко в своей деятельности последовательно воспроизводит модели и механизмы, действовавшие в пост-майдановской Украине времён Ющенко. К созданию которых Пётр Порошенко собственноручно приложил немало усилий.

Именно поэтому с его деятельным участием и повторяются в новейшей истории Украины – с поправкой на изменившиеся условия жизни страны – алгоритмы ющенковской эпохи.

Оттуда родом полное игнорирование общественных требований-пожеланий-ожиданий, высказанных во время майданных протестов после получения вожделенного президентского кресла.

Оттуда быстрая дискредитация содержания Майдана и выхолащивание впустую огромной созидательной энергии креативной ответственной части общества.

Оттуда быстрый переход от показной открытости на Майдане к полной закрытости принятия решений, недопущения контроля общества над этим процессом.

Оттуда «договорняки» с частью деятелей очередного преступного режима вместо использования нового уникального окна возможностей и коренного изменения правил игры в политике и бизнесе.

Оттуда… много ещё чего – каждый, кто помнит хорошо времена и безвременья в нашей жизни после Майдана-2004 может этот список продолжить.

И если Порошенко вслед за Ющенко рассаживает своих «любых друзей» и их верных приказчиков на важнейшие ресурсные потоки, то вопрос с громким публичным скандалом и обвинениями его окружения, а значит и его самого, в коррупции был лишь вопросом времени.

Что и произошло: скандал с «любыми друзями» родом из «оранжевого» прошлого догнал Петра Алексеевича. Уже, конечно, на новом уровне: в 2005-м Порошенко был в числе обвиненных в коррупции «любых друзей» президента Ющенко. И в результате этого скандала лишился поста секретаря СНБО.

А сейчас его собственного «любого друзя» Кононенко открыто обвинили в создании вне-законной системы контроля финансовых потоков и влияния на работу государственных органов власти и госпредприятий.

Абромавичус в своем выступлении открыто сказал о том, что и до того было «секретом Полишинеля». А именно: вопреки обещаниям и клятвам демонтировать систему назначения «смотрящих» во все ресурсные сферы, введенную Януковичем, новая власть ее сохранила. Мол, если механизм работает и проверен временем, то зачем же от него отказываться?

Достаточно просто усадить других машинистов – и паровоз благополучно полетит дальше. Что новая власть сразу после своей победы в 2014-ом и проделала.

Новизна в выступлении Амбромавичуса в том, что он чётко назвал Кононенко как лицо, стоящее во главе пирамиды «смотрящих», назвал конкретные предприятия и обнародовал схемы внедрения этих посланцев к нему в министерство и на госпредприятия.

Как говорил герой фильма «Ночные забавы»: «Налицо та ситуация, когда тайное становится явным. Шарахнула она тебя. Задумаешься после всего того, что происходит у тебя в семье».

Вот и зарубежные партнеры Украины после вынесения сора из властной избы на всеобщее обозрение публике крепко задумались. Есть основания полагать, что они давно были полностью в курсе принципов и основных процедур работы власти в Украине.

Прошло без малого два года с победы Евромайдана – и веры бесконечному потоку обещаний, клятв и заверений с Банковой нет еще с прошлого года. Но одно дело – быть в курсе.

И совсем другое – столкнуться с резкой эскалацией ситуации и перехода затяжного политического кризиса из долговременного и хоть отчасти прогнозируемого и контролируемого в фазу острого и непредсказуемого.

Цель – «пропетлять»

Эта непредсказуемость касается и реакции президента Порошенко в новой, серьёзно усложнившейся для него ситуации. Если своего «любого друзя» Шокина он последовательно и упорно отстаивал, игнорируя все призывы об отставке Генпрокурора, то действовать так в отношении связки Кононенко&Шокин он уже не сможет.

От действий этой связи кумулятивный уровень негатива, направленного напрямую на самого Порошенко, реально зашкаливает. Но даже в этой ситуации он будет изо всех сил пытаться не «сдать» Кононенко.

Если обозначить ситуацию картинкой того, как древние представляли мироздание, то Кононенко если и не черепаха, на которой стоит весь выстроенный президентом политико-бизнесовый мир, то 100% один из тройки «слонов-основоположников».

И в этом отличие действий Порошенко-2016 от Ющенко в сентябре 2005-го. Последний после скандала с «любыми друзями» решительно смёл одним махом все фигуры с доски, отправив в отставку обоих непримиримых оппонентов – и секретаря Совбеза Порошенко, и премьера Тимошенко.

А еще подписал мировую с Януковичем для назначения технократического премьера Еханурова. Тем самым включив зелёный свет перед триумфальным возвращением Януковича и «регионалов» во власть. Что те и сделали спустя всего полгода – выиграв выборы в Раду и добившись для Януковича кресла премьера.

Таков был тогда результат внутриэлитных разборок внутри победившей партии Майдана, закончившихся скандалом «друзи»-1, дискредитацией победителей и их поражением от Януковича и Ко.

Кардинальный вариант реагирования на коррупционный скандал у президента есть и сейчас. Это досрочные выборы с труднопредсказуемым для власти результатом. Труднопредсказуемым – потому что сильно полагаться на имеющиеся социологические замеры не стоит.

Из-за очень динамичного изменения ситуации и появления на политической арене новых мощных игроков со своими интересами, того же Саакашвили, которые основательно спутают имеющиеся расклады.

Ситуация выглядит так, что традиционно ищущий компромиссные эволюционные пути выхода из сложнейших ситуаций Порошенко пытается и в этот раз пойти тем же путем.

Элементы его рецепта: предложение Абромавичусу остаться в правительстве, отказ Кононенко от должности первого зама главы фракции БПП – правда, пока только на время расследования, отказ фракции БПП голосовать за отставку Абромавичуса до отчета Кабмина 16 февраля.

И, наконец, есть информация о том, что в качестве крайней меры для стабилизации ситуации президент таки согласится отправить Шокина в отставку. Попытавшись «продать» эту уступку максимально дорого.

Что же до полного изменения принципов дискредитированной новым коррупционным скандалом власти в духе соответствия требованиям Евромайдана и обещаниям самого Порошенко той поры, то власти снова не до них.

Потому что это им и не нужно: доставшийся им по наследству от Януковича паровоз вперёд то летит, то, скрипя, ползёт. Их задача – здесь и сейчас «пропетлять» в нынешнем кризисе. С тем, чтобы благополучно вернуться к проверенным работающим схемам «папередников», возможно слегка придав им более пристойный вид.

Они уверены, что получится. Насколько обоснованна на этот раз их уверенность – покажет ситуация после кризиса. Пока что позитив в том, что в этом вопросе впервые за последнее время возможен не только положительный ответ.