85-летняя гражданка Венгрии Людмила Кертес не по годам энергична. Она регулярно приезжала из Будапешта во Львов к своему сыну Владимиру. Но последняя поездка Людмилы Ивановны, приехавшей в Киев навестить подругу летом прошлого года, закончилась печально: женщина получила тяжелую травму в супермаркете.

— У моей близкой подруги Светланы Мельник, которая проживает в Киеве, умер муж, — рассказывает «ФАКТАМ» Людмила Ивановна. — Решила повидать ее, утешить. В обед 15 июля мы с ней отправились за покупками в супермаркет «Сільпо», расположенный на улице Суворова. Подошли к кассе и едва успели рассчитаться (чек сохранился), как я поскользнулась на только что вымытом полу и упала (это зафиксировали видеокамеры, расположенные возле каждой кассы). Боль была адская! Закричала так, что все, кто находились рядом, бросились ко мне.

— Пол возле кассы действительно был мокрый после мытья, — подтверждает подруга пострадавшей Светлана Мельник. — На нем-то Людмила и поскользнулась. Все произошло так быстро, что я не успела ее поддержать. Позвонили в «скорую». Приехавшие врачи сделали ей обезболивающий укол и отвезли в городскую дежурную больницу № 9, расположенную на улице Рижской.

То, что несчастный случай произошел именно в супермаркете, официально подтвердили и медики.

— В базе данных автоматизированной информационно-диспетчерской системы зафиксировано, что вызов поступил 15 июля 2012 года по адресу: Киев, улица Суворова, магазин «Сільпо». Пострадавшая находилась возле кассы, выезжала бригада скорой медицинской помощи, — информирует главный врач Киевской городской станции скорой медицинской помощи Андрей Вершигора.

Сын пострадавшей пенсионерки Владимир Лукьяновский узнал о произошедшем, когда находился на лечении в Моршине.

— Я помчался в Киев, — рассказывает «ФАКТАМ» Владимир Леонидович. — В больнице встретился с лечащим врачом, который сообщил мне: «У вашей мамы сложный перелом правого бедра со смещением. Мы провели ей первую операцию, во время которой поставили титановую пластину — ее и лекарства вам надо оплатить. Далее Людмиле Ивановне предстоит пройти продолжительный курс реабилитации и разработки ноги. Потом ее ждет вторая операция и снова длительная реабилитация. Все это будет стоить несколько десятков тысяч гривен.

Таких денег у Людмилы Ивановны и ее сына не было, и она написала письмо директору супермаркета, в котором с ней произошла беда: «Обращаюсь к вам с целью возмещения материальных убытков и компенсации морального ущерба в связи с травмой, полученной в вашем магазине 15 июля. В связи с переломом 19 июля мне проведена сложная операция, после чего не менее трех месяцев будет проводиться реабилитация. Ситуация осложняется в связи с транспортировкой меня во Львов, необходимостью покупать лекарства, инвалидную коляску и костыли. Предполагаемые затраты составят 20-25 тысяч гривен». Директор ответила кратко: «Нужны справки, что это соответствует действительности».

— Это звучало вполне логично, — замечает Владимир Лукьяновский. — Сначала я попытался найти дежурную по торговому залу, которая работала в тот день, и взять у нее запись видеокамеры, но эта женщина как в воду канула. На мои вопросы, где ее найти, чтобы взять видеозапись, сотрудники магазина лишь пожимали плечами. Тогда я предъявил директору супермаркета магазинный чек на покупки с датой его выдачи, официальную справку скорой помощи с информацией, откуда медики забрали пострадавшую. Директор посмотрела эти документы и сказала: «Я должна связаться с руководством». Прошло еще некоторое время — ответа нет. Директор твердила одно и то же: «Решение еще не принято».

На машине Владимир перевез маму во Львов. Консультировался с врачами, покупал лекарства, инвалидную коляску и костыли, специальную подставку для туалета, искал сиделку. А его мама написала очередное письмо с просьбой о помощи. Ответ пришел довольно быстро.

«Мы придерживаемся высоких стандартов обслуживания, заботимся о безопасности в наших учреждениях, обеспечиваем надлежащие условия по предупреждению риска, связанного с жизнью и здоровьем людей при посещении ими магазинов, — информировал Людмилу Ивановну директор ООО „Фоззи-Фуд" (сеть магазинов „Сільпо") Дмитрий Морозов. — Внутреннее оборудование магазинов выполнено с соблюдением соответствующих норм и с использованием безопасных материалов, сотрудники технических служб поддерживают порядок и чистоту. Пол магазина, в котором вы травмировались в связи с падением, покрыт специальной керамической плиткой, которая не скользит. Согласно информации на чеке, копия которого вами предоставлена вместе с заявлением, вы осуществили покупку товаров в 14.15. В это время в магазине влажная уборка не проводилась, то есть пол был сухой. Таким образом, ваше падение является случайностью. Сочувствуем вам и с пониманием относимся к сложной ситуации, в которой вы оказались. Мы хотим вам помочь и принять участие в оплате затрат на необходимое лечение. В связи с этим просим предоставить нам копии документов, которые подтверждают соответствующие затраты. Предлагаем встретиться для обсуждения деталей».

— Я наивно подумала, что действительно нашла сочувствие, — вздыхает Людмила Ивановна. — Искренне поблагодарила директора сети магазинов, призналась, что не сторонница судов, тем более что жизнь моя сейчас парализована, все заботы и затраты легли на плечи моего сына. И в очередной раз выслала директору копии документов. Естественно, не все, например, не могла подтвердить, что из Киева во Львов меня везли на машине.

Вот на этой «оптимистической» ноте и закончилось общение покалеченной пожилой женщины с руководством сети супермаркетов. Владимир Лукьяновский еще несколько раз писал обращения и даже присылал факсы, но безрезультатно.

— Так что, если вы, упаси Бог, покалечились в супермаркете, не ждите сочувствия и помощи от его руководства, а сразу обращайтесь в суд, — прощаясь, советует Людмила Ивановна.

— Людмила Ивановна поступила правильно, вызвав «скорую» непосредственно в магазин, тем самым было зафиксировано место происшествия, — говорит известный киевский адвокат Марина Лебедева. — В этой ситуации главным камнем преткновения стал вопрос, был ли мокрым пол в торговом зале. Избежать этого спора помогло бы наличие фото- или видеосъемки, ведь сейчас почти у каждого с собой есть какое-либо устройство с камерой. Но трудно себе представить, как человек, испытывая острую боль, будет собирать доказательства. Хочется обратиться к читателям «ФАКТОВ» с просьбой: не будьте равнодушными! Если вам довелось оказаться рядом с человеком, получившим травму в общественном месте, сделайте фото- или видеосъемку обстоятельств произошедшего. Оставьте пострадавшему свой номер телефона и не отказывайтесь выступить свидетелем в суде. Ведь никто из нас не застрахован от таких ситуаций... Лечение и реабилитация после травм очень дорого стоят. Подчас от того, будет ли получена материальная компенсация за понесенные увечья, зависит возвращение человека к полноценной жизни. При этом в истории болезни или амбулаторной карте пострадавшего должны быть зафиксированы все назначенные ему лекарства, процедуры и санаторное лечение. Наличие одних только чеков на оплату всего вышеперечисленного не гарантирует компенсацию расходов. Суд должен быть уверен, что приобретенные препараты и услуги — не ваша прихоть, а необходимое лечение, назначенное специалистом.

— Потерпевшая может заявить иск о возмещении материального и морального вреда, — отметил в своих комментариях известный львовский адвокат, заслуженный юрист Украины Петр Борсук. — Несомненно, травма, которую получила гражданка Венгрии, — достаточно серьезная. Очевидно, что женщина пытается урегулировать спор без суда. В то же время обещание материальной помощи со стороны торгового учреждения является целиком декларативным.