Текущий исторический момент объективно политизировал и невротизировал практического каждого украинца. Люди переживают, злятся, ссорятся, ругаются — и тому есть уважительные причины. Но рано или поздно проходит все. Поэтому уже сегодня нужно стараться думать о будущем, о том, как жить дальше, как склеивать разбитое и сшивать разорванное.

Контакты и конфликты

Боевые действия сегодня идут не только на востоке Украины. Война сейчас проходит в середине каждого из нас. Этот процесс начал Евромайдан, но основной раскол произошел после аннексии Крыма. Страна уже во время Майдана фактически раскололась пополам, о чем свидетельствуют результаты соцопросов. Но настолько острых дискуссий и конфликтов, которые были в 2004 году, когда распадались семьи, Евромайдан не вызвал. Раскол произошел позже — когда начался Крым. Родственники, друзья, коллеги, отношения внутри семей — конфликты начались везде. Соцопросы показывают, что приблизительно половина граждан общается исключительно с теми, кто придерживается тех же взглядов, что и они.

«Люди готовы порвать отношения с самыми близкими, если они придерживаются противоположных взглядов, — говорит социальный психолог Павел Фролов. — С одной стороны, идет раскол и разрыв отношений, а с другой — происходит капсулизация».

Нет налаживания диалога, зато есть укрепление собственной позиции и неприятие позиции другой стороны. Мы в большинстве своем привыкли, что тот, кто не разделяет наше мнение, в лучшем случае глупец, а в худшем — негодяй. Вот и идет обмен любезностями: «ватники» и «колорады» ругаются с «майдаунами» и «укропами».

Психологи подчеркивают, что сторонники каждой из сторон проявляют принцип наивного реализма: когда мы смотрим на какие-то вещи, наше восприятие, наша картинка мира кажутся нам самоочевидными, и как же может быть по-другому? Это напоминает двойные иллюзии, когда люди смотрят на картинку с двойным изображением. Одни способны видеть два изображения, а другие — только одно. Наивный реализм сопоставим с восприятием этой иллюзии.

По словам Павла Фролова, есть и более сложная проблема — построение образа того будущего, в которое мы движемся. То есть условные «мы» знаем, против чего мы боремся, куда мы движемся, что могло бы нас объединить. Это очень поляризировано, и это мало обсуждается. И не принимается ни теми, ни другими.

Как бы мы ни хотели, есть вещи, прописанные глубоко внутри нас. Есть ценности, на уровне веры, доверия, они в принципе не корректируются никоим образом. Поэтому мы действительно имеем две разные ментальности и региональный раскол. Что многократно показывали голосования на телевизионных шоу Савика Шустера или Андрея Куликова.

Утрачена сама возможность диалога, по крайней мере для половины населения страны. Это может создавать огромную проблему, потому что если люди друг с другом не разговаривают, они готовы видеть друг друга через прицел.

Большая политика

Проблемы между людьми на бытовом уровне отражают процессы, которые проходят на уровне политическом, в том числе на уровне руководства страной. В окружении президента Петра Порошенко хватает ястребов, которые уверены, что решить задачу можно только силовым путем вооруженного подавления сопротивления, зачистки, и никаких переговоров с противником быть не может в принципе. Такую позицию занимает ряд военных и экспертов. В связи с этим возникает проблема — как можно консолидировать ястребов и голубей? И эту очень сложную проблему предстоит решать Порошенко и его команде.

Павел Фролов отмечает, что, с другой стороны, есть противоположная точка зрения: люди понимают, что рано или поздно все войны заканчиваются и начинаются переговоры. Так почему бы не начать с пункта, в котором все заканчивается? Вопрос будет только в количестве жертв. Сегодня это может выглядеть как утопическая вещь, потому что есть неизбежный период, пока каждому из ястребов с обеих сторон кажется, что можно все решить силой или выторговать себе более сильную позицию в переговорах и заставить оппонентов пойти на уступки. Не хочется, чтобы этот период затягивался, поскольку каждый лишний его день несет новые жертвы.

Еще одна сложность заключается в том, что есть политики и эксперты и есть общественное мнение. Соцопросы на тему, как украинцы относятся к АТО в том или ином формате, показывают, что часть людей говорит о необходимости ее продолжения, причем в радикальной форме, а часть — о том, что надо ее прекратить. И соотношение этих частей примерно равное. Но дело в том, что власть не должна тупо идти за общественным мнением, так как это мнение имеет свойство меняться в зависимости от развития обстоятельств. Тому пример — акции протеста женщин на западе Украины с требованиями вернуть домой их мужей, сыновей, братьев.

Консолидировать расколотое общество сложно. В 2005 году удалось вовремя начать общенациональный диалог, и тогда сумели выпустить пар на медийных площадках. А в 2014 году эксперты, кричавшие о необходимости начать такой диалог на разных уровнях, услышаны не были, не была проявлена политическая воля. В итоге сегодняшние круглые столы в основном вызывают критику и неприятие экспертов и общества.

Пути выхода из конфликта

В любом случае нынешняя ситуация когда-нибудь завершится. Людям снова неизбежно предстоит жить, общаться друг с другом и смотреть друг другу в глаза.

Поэтому задача политиков, политтехнологов и СМИ — уже сегодня думать, как найти консолидацию. И социальные психологи дают насчет этого практические рекомендации.

«Это базовый уровень сознания. Есть древний инстинкт — делить всех на своих и чужих, — говорит Павел Фролов. — Такое разделение очень древнее и фундаментальное, но не единственно возможное. Есть свой и чужой, но есть еще другой. Не хороший, не плохой — просто другой. Другой ситуативно может быть и своим, и чужим. Но для этого нужно приложить особые усилия, в первую очередь — к самому себе. Нужно понять, что вы не можете его, чужого, изменить. Но вы можете изменить свое отношение к нему. Таким образом вы даете возможность ему по-другому отнестись к вам. Простой пример — поведение Миклухо-Маклая по отношению к дикарям-людоедам, который сумел наладить с ними дружеские отношения. Для чего ему пришлось переломить свой страх».

Это наглядно обозначено в старом советском мультфильме «Кто в речке живет», когда медвежонок смотрит в воду и видит свое отражение. Сначала там грозился кто-то страшный, но когда медвежонку предложили улыбнуться тому, кто там в воде, эффект был совсем другой.

Надо иметь терпение, надо иметь готовность. Никто никого не заставляет принимать противоположную точку зрения, но есть позиции, вокруг которых люди могут и должны объединяться. Скажем, во время войны, когда солдаты воюющих армий обнаруживали склад с продуктами на ничейной территории, они, не сговариваясь, отставляли оружие и по очереди набирали себе продуктов. Это как перемирие зверей во время водопоя.

Такие моменты надо искать и находить. Скажем, тем людям-практикам, которые сегодня вывозят детей из зоны боевых действий, удается же договариваться с воюющими сторонами, не принимая позиций ни одних, ни вторых.

Жизнь сама заставляет находить такие решения. Поэтому то, что иной раз кажется невозможным с Олимпа, на уровне из окопа в окоп становится реальным: например, забрать с поля боя своих убитых. Пример мрачный, но с чего-то нужно начинать.