В июле 2018 года вступает в силу Закон Украины №4941 «Об энергетической эффективности строений». Особое внимание в нем уделено определению энергоэффективности зданий и сертификации энергоэффективности.
В последние годы общая сумма в платежках за жилищно-коммунальные услуги постоянно увеличивалась и к 2017 г. уже составляла от трети до половины доходов среднестатистического украинца. Львиная доля этих средств приходится на отопление и горячее водоснабжение. Например, оплата всех ЖК-услуг для жителей двухкомнатной квартиры площадью 50 кв. м в среднем обходится в 1000–1200 грн. Зимой же эта сумма возрастает еще примерно на 1500 грн (варьируется в зависимости от региона и теплопоставщика).
В такой ситуации сограждане ищут пути экономии и начинают с минимизации энергозатрат, в том числе путем их рационального учета с помощью счетчиков. Однако такой способ, к сожалению, не решает другую важную проблему: потерь тепла на пути к квартирам жильцов, когда, образно говоря, отапливается улица, и за это приходится платить жильцам всего дома.
На решение проблемы сокращения потерь тепла нацелен Закон №4941 «Об энергетической эффективности строений», вступающий в силу уже в июле 2018 г. В нем заслуживают особого внимания несколько разделов — об определении энергоэффективности зданий и о сертификации энергоэффективности.
С началом действия этого закона сертификация станет обязательной для всех зданий при новом строительстве, реконструкции или капитальном ремонте. Речь идет о строениях высотностью более четырех этажей (класс последствий СС2 и СС3). Сам же сертификат станет обязательной составляющей проектной документации и технического паспорта на объект.
Сертификат энергетической эффективности зданий, не подлежащих обязательной сертификации, будут составлять на основании решения собственника (совладельца). Что важно, при покупке жилья на первичном или вторичном рынке покупатели, благодаря энергетическому сертификату, смогут сразу просчитать, в какую сумму им обойдутся коммунальные услуги.
В настоящее время Минрегионстрой разрабатывает порядок проведения сертификации. Уже известно, что это будет текстово-графический документ, оформленный, в том числе, и в электронном виде. Срок его действия — не более десяти лет. По истечении этого времени будет проводиться перерегистрация.
Ранее в украинском законодательстве присутствовало понятие «энергетический паспорт». Однако требования к его предоставлению при проведении экспертизы не были четко прописаны. В новом же законе присутствует однозначное требование о том, что аналог такого паспорта — сертификат — в обязательном порядке должен быть предоставлен экспертной организацией в случае проведения экспертизы проектной документации.
Изначально планировалось, что сертифицировать придется каждую квартиру отдельно. Но в итоге авторы законопроекта пришли к выводу, что это нецелесообразно. Ведь в зависимости от расположения квартиры даже в одном подъезде показатели теплопотерь могут иметь существенные различия: например, в помещениях на первом и последнем этажах, а также в торцевых квартирах они выше, чем во всех остальных. Поэтому в новых нормах предусматривается сертификация всего дома или, по меньшей мере, его блок-секции.
Одной из главных характеристик сертификата станет класс энергоэффективности. В целом их будет семь: от максимально теплого дома класса А до наиболее холодного класса G (см. рис.)
То есть, если дом относится к классу уровня энергоэффективности А, это означает, что потребление энергии в квартире составит до 10 кВт∙ч на квадратный метр в год. А если дом относится к классу уровня G, то потребление энергии — более 90 кВт∙ч.
Еще одной новацией указанного закона является то, что при продаже квартиры ее потенциальный покупатель будет иметь право требовать у владельца энергетический сертификат. Это касается и первичного, и вторичного рынка недвижимости.
Прогнозировать точно, как отразится сертификация энергоэффективности на стоимости жилья, сложно. Но в целом понятно, что при покупке квартиры в энергоэффективном доме ее стоимость будет выше, чем в строении с более низким классом, зато впоследствии затраты на отопление будут меньшими. В первую очередь, это касается нового жилья, где, как правило, обеспечивается более высокий коэффициент термического сопротивления по сравнению, например, с существующими панельными зданиями.
Подчеркиваю, сертификация уже существующих зданий возлагается на объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), хотя в обязанность им это не вменяется, в отличие от новостроев. Обязательная оценка энергоэффективности понадобится ОСМД только в том случае, если оно будет проводить термомодернизацию с привлечением средств из госбюджета.
Добавлю, что нормы Закона «Об энергетической эффективности строений» не распространяются на промышленные и сельскохозяйственные здания, объекты энергетики, транспорта, связи и обороны, культурного наследия, склады, церкви, временные строения.
Закон принят, дело за его разумным применением.