По мнению экспертов, политика Украины в горно-металлургической отрасли вот уже два года имеет сырьевой вектор. Эта тенденция рискует сохраниться и в нынешнем году. Почему Министерство экономического развития и торговли видит в экспорте лома больший приоритет, чем в производстве собственного металла, и чем это грозит украинскому рынку?

Стратегическое сырье на экспорт?

В 2014-м Министерство экономического развития и торговли резко увеличило допустимую норму экспорта металлолома - до 1 млн тонн (против 0,3-0,4 млн тонн в 2012-2013 годах). В 2015-м экспортный порог был поднят еще до 1,25 млн тонн. При этом внутренние производители регулярно заявляли о том, что из-за ухода большинства лома за рубеж украинские перерабатывающие предприятия испытывают острую нехватку сырья.

Федерация металлургов Украины (ФМУ) и отраслевое объединение металлургических предприятий Украины «Металлургпром» не единожды обращались в Минэкономразвития с просьбой сократить квоты на вывоз лома, регулярно указывая на рекордно низкие заготовки лома. Январь 2016-го не стал исключением.

По информации «Интерпайп», дефицит металлолома в Украине в январе составил 105 тыс. тонн или 40% потребности. Директор по экономике и финансам предприятия Денис Мороз отметил: «В стране заготавливается меньше металлолома, чем востребовано. При этом госрегулятор выступает за либерализацию экспорта этого сырья, а его импорт ограничен 5%-й пошлиной. Нам как компании, вложившей около 700 млн дол в строительство нового промышленного предприятия, работающего на этом сырье, такой подход непонятен».

Морозов указал, что предприятие в определенный период простаивало, а значит теряло не только в прямых экономических показателях, но и в косвенных, так как срывались сроки поставки продукции заказчикам.

Что уж говорить о новых вызовах, которые возникли перед украинской экономикой после российской агрессии. Из-за оккупации части Донецкой, Луганской областей и Крыма Украина потеряла заготовку около 1 млн тонн лома в год. Нехватку сырья многие металлоперерабатывающие предприятия компенсировали за счет увеличения в технологическом процессе чугуна и горячебрикетированного железа. Но оба эти компонента дороже металлолома в среднем на 35% и удорожают конечный продукт на 10%. К тому же, горячебрикетированное железо поступает из России. В контексте последних таможенных войн с РФ под вопрос может встать и доступность этого «ломозаменителя». Во-вторых, активизация оборонной промышленности требует адекватного количества металла от внутреннего производителя. О крайней важности этой области производства говорить не приходится.

24 февраля в СМИ появилась информация по поводу предлагаемого МЭРТ баланса образования и потребления лома черных металлов на 2016 год, которым регулируется квота на экспорт лома.

Из данной информации следует, что на 2016 год предлагается утвердить выплавку стали на уровне 24,5 млн тонн, что на 6,5% выше показателей предыдущего года (23 млн тонн).

Уровень заготовки лома планируется лишь незначительно повысить - до 4,6 млн тонн металлолома, тогда как в 2015 году он составлял 4,28 млн тонн.

На внутренний рынок планируется поставить 3,5 млн тонн металлолома (76% от общей заготовки) по сравнению с 3,07 млн тонн в 2015-м (71,7%).

При этом, на экспорт предполагается поставить 1,1 млн тонн металлолома, что немного ниже по сравнению с 2015 годом (1,21 млн тонн).

От комментариев по поводу обнародованных цифр Министерство воздерживается. Цензор.НЕТ направил в ведомство запрос, чтобы узнать, насколько заявленный баланс соответствует реальным планам МЭРТ. На момент публикации материала редакция ответ еще не получила. Как только в распоряжении Цензор.НЕТ окажется ответ от профильного Министерства они буду обнародованы на сайте.

Металлурги о своей позиции заявляют открыто. Увеличения экспорта с государственной точки зрения в данных условиях они называют абсолютно не обоснованным. Главную проблему этого баланса они видят в завышенном прогнозе уровня заготовки металлолома - фактические данные января и февраля свидетельствуют о годовой заготовке до 3 млн т. (в проекте баланса - 4,6 млн). Т.е. внутри страны металлолома будет заготовлено меньше, чем востребовано металлургами.

«В прошлом году было экспортировано рекордное количество лома за последние лет десять. В результате возник дефицит в 850 тысяч тонн (около 25% от общих потребностей). Для электрометаллургических предприятий это означает фактически полную остановку. Крупные компании полного цикла вынуждены заменять лом дорогостоящим чугуном. Это лишний раз бьет по себестоимости и делает продукцию неконкурентоспособной. Металлургические предприятия уже давно работают в убыток, но сейчас продажи не покрывают даже переменные расходы, не говоря уже о постоянных. Сколько они еще продержатся - я не знаю», - сказал в комментарии Цензор.НЕТ Александр Каленков, президент «Металлургпрома».

Чем планируется обеспечить выплавку стали на должном уровне, в Министерстве также пока не объяснили. Ведь металлурги говорят не просто о дефиците сырья, что вызывает значительные сбои в работе предприятий, но о печальном исходе для всей отрасли уже через год-два.

В начале февраля в парламенте был зарегистрирован законопроект, который призван стабилизировать ситуацию на рынке - о повышении пошлины на экспорт лома черных металлов с 10 евро за тонну до 35 евро за тонну сроком на три года. Как заявил Каленков, на словах Министерство поддерживает такие нововведения. Однако, без ответа остается вопрос, почему в Раду так и не подали аналогичный правительственный законопроект, которым экспортные пошлины на лом планировалось поднять до 30 евро за тонну. Публикацию данного проекта закона анонсировал министр Айварас Абромавичус еще 10 декабря 2015-го. Вероятно данный проект застопорился в условиях подвешенного статуса министра.

ФМУ и «Металлурпром» призывают депутатов поддержать данную инициативу, однако уверяют, что более действенным был бы радикальн ый метод:

«Ломозаготовители чувствуют давление по ценам и закрывают часть заготавливающих мощностей, - отметил президент «Металлургпрома». - Ситуация была плохая и в прошлом году. Если сравнивать с предыдущим январем, то уровень приблизительно тот же. Но февраль неожиданно плохой. Сейчас мы в такой ситуации, когда выжили в первом квартале, уже хорошо. Если мы до конца года сохраним предприятия в том виде, в котором имели их в начале - без закрытий и массовых увольнений - это буде большая удача. Поэтому не пускал бы лом на экспорт хотя бы в первом квартале. Потом нужно будет смотреть по балансу. Потому что чаще всего ломозаготовители оптимистично подают объем ломозаготовки. Какова истинная ситуация, нужно смотреть после первого квартала».

Также металлурги призывають отменить 5%-ную пошлину на ввоз лома.

Метпредприятия заявляют о намерении увеличить в 2016 году выплавку стали на 29,3% и по сравнению с предыдущим годом - до 29,65 млн тонн (что почти на 5 млн тонн больше, чем заявлено в обнародованном СМИ варианте баланса металлолома, увеличение за счет работы Алчевского и Енакиевского метзаводов, простаивавших в прошлом году). Кроме того, в связи с появлением в украинской металлургии электросталеплавильных мини-заводов (например, Донецкий электрометаллургический завод и «Интерпайп Сталь»), и модернизацией литейных цехов машиностроительных заводов, потребность предприятий в ломе увеличилась.

В соответствии с озвученными планами предпрпиятий «Металлургпромом» сообщает о потребности в привозном металлоломе на 2016 год в 5,6 млн тонн. Если объемы экспорта лома не сократится, а ввозные пошлины не приравняют к нулю, то абсурдная ситуация на рынке сырья продолжится: украинские предприятия и дальше будут переплачивать по сути за возврат на внутренний рынок отечественного металлолома.

В свою очередь Украинская ассоциация экспортеров металлолома (УАЭМ) называет обоснования ФМУ и «Металлургпрома» не соответствующими действительности.

В письме УАЭМ в адрес премьер-министра Арсения Яценюка производство стали в Украине в 2016 году прогнозируется на уровне 23-23,5 млн тонн, а не 29,6 млн тонн, для чего потребуется лишь около 3 млн тонн привозного лома.

«Подчеркиваем, что для переплавки большего объема металлолома в Украине нет действующих сталеплавильных мощностей», - говорится в письме.

Производители стали приводят в качестве контраргумента факт простоя металлургических предприятий.

«Интерпайповский «Днепросталь» стоял более двух месяцев из-за отсутствия сырья. В Курахове электросталоплавильный завод стоит», - сообщил Александр Каленков.

Поскольку в нынешнем состоянии экономики Украины инвестиций для обновления инфраструктуры и строительства современных заводов по обработке лома нет, резкое ограничение экспорта кажется наиболее приемлемым выходом.

Если Украина уйдет с глобального рынка стали, мир этого не заметит

Логику Министерства в поддержке экспортеров лома можно объяснить желанием увеличить прибыль от ломозаготовки, объем которой должен увеличиться вместе с вывозом сырья. Однако статистика противоречит этому тезису. В прошлом году экспорт лома был максимально высоким, тогда как уровень заготовки все равно оставался довольно низким - 4,28 тонн.

Об одной из вероятных, и не последних, причин такой позиции чиновников эксперты говорят прямо.

«Понятно, что на них давят. В Украине многие депутаты и чиновники занимаются ломом. Но это не повод, чтобы идти на поводу у них и отпускать ситуацию», - добавил Каленков.

По данным на 2015 год, около 70 % низовой заготовки металлолома в Украине находилось в «тени». Следовательно, содействие МЭРТа инициативам ломозаготовителей государственной поддержкой теневого бизнеса.

Получится ли у производителей пробить «ломовое лобби» в данный момент спрогнозировать сложно. Хотя, по их словам, они имеют поддержку профильных парламентских комитетов - по вопросам экономической политики, а также по вопросам налоговой и таможенной политики.

При этом эксперты напоминают, что горно-металлургический комплекс остается для Украины стратегической отраслью, несмотря на сокращение производства и падение мировых цен на сырье. Только в 2014 году украинские металлург и и горняк и перечислили в госбюджет почти 15 млрд грн налогов. ГМК генерирует 10% ВВП, а с учетом подрядов для смежных отраслей - транспорт, энергетика и т.д. - около 40% ВВП Украины.

С соответствующим призывом к Верховной Раде и Кабинету Министров обратился Запорожский областной совет. В обращении депутаты указали, что н ельзя допустить остановки металлургических предприятий из-за дефицита сырья:

«В части заготовки металлолома и обеспечения потребности в нем металлургов баланс не выполняется. При планах заготовить 5,5 млн.т сырья в 2015 году по итогам года заготовка составила всего 4,3 млн т. В результате, образовался дефицит металлолома, предприятия теряют рынки сбыта, уменьшаются объемы производства, снижаются отчисления в бюджет, люди на предприятиях работают не полную неделю, и, как результат, снижаются доходы населения. На фоне роста цен и огромных коммунальных платежей, в то время, когда идет АТО, работники находятся под угрозой социального взрыва».

С другой стороны, хотя Украина остается в десятке крупнейших производителей стали в мире, ее нишу в случае ухода с глобального рынка будет легко занять. То, что первым кандидатом на замещение украинской стали являются производители из РФ, является очевидным фактом. Не останется в стороне и непризнанная республика Приднестровье - один из основных пунктов приема «теневого» металлолома из Украины.

Каленков объяснил: «Этот вопрос нельзя рассматривать в отрыве от внешней конъюнктуры. Такого сложного положения не было за все годы независимости. Цены на сырье рекордно низкие. Сегодняшнюю ситуацию отличает от предыдущих периодов низких цен то, что в мире не задействован большой объем мощностей - порядка 750 миллионов тонн. А в Украине в прошлом году выплавлено 23 миллиона тонн. Если Украина закроет свои мощности в данной отрасли, глобальный рынок этого вообще не заметит. Но для Украины последствия будут катастрофические. Несмотря на то, что в последние годы падала валютная выручка, она все равно составляет треть всей валютной выручки».

Представители ГМК настаивают, что их предложения по сокращению экспорта лома и ликвидации пошлин на ввоз сырья являются не просто обращением о поддержке отдельно взятой отрасли и смежных областей промышленности. По словам Каленкова, уровень поступлений от горно-металлургического комплекса дает основания говорить о его превосходстве над рынком металлолома: грубо говоря, 15 миллиардов против нескольких сотен миллионов.

«1 тонна экспортированного металлолома дает в 9-10 раз меньше поступлений в бюджет, чем тонна лома, который перерабатывается в металл и тоже экспортируется. Поэтому мне сложно объяснить, почему Украина должна экспортировать сырье вместо того, чтобы его здесь перерабатывать, и экспортировать уже готовую продукцию», - считает эксперт.

Поэтому он настаивает, что в борьбе за сырье между отечественными переработчиками и экспортерами лома профильное Министерство должно, если и не принять сторону первых, то хотя бы оставаться нейтральным.

«Если ограничат экспорт, это, конечно, будет плюс для металлургии. Но мы продолжаем исходить и из государственных интересов. В тридцати странах мира в той или иной мере ограничивают экспорт лома, потому что это невозобновляемое стратегическое сырье. Поэтому в данном случае логично, что государственная политика должна быть направлена на ограничение экспорта. В данном случае то, что хорошо промышленности, выгодно и государству, так как это напрямую отражается на поступлениях в бюджет», - подытожил Каленков.

Производители с пессимизмом ожидают показателей первого квартала и настаивают на принятии своих предложений. Спустя два дня после публикации цифр предполагаемого баланса оборота металлолома Минэкономразвития сохраняет молчание. Окажутся ли заявленные цифры реальными, а если так, то удастся ли металлургам отстоять свои интересы, составляет едва ли не главную интригу в экономической политике страны.