В поисках денег для реализации заявленных социальных инициатив власть обратила свой взгляд на богатых украинцев. Согласно подготовленному Министерством соцполитики законопроекту, налогом будут облагаться дома и квартиры площадью более 400 и 200 квю м соответственно, автомобили с объемом двигателя свыше 3400 куб. см, а также самолеты, вертолеты, яхты и ряд изделий роскоши. Увеличится и налог на доходы в случае если таковые превышают 16 95 грн. в месяц. Cколько же денег можно будет собрать с украинских богачей и не станет ли главным плательщиком этого налога украинский средний класс?
Первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Сергей Терехин подчеркивает, что в Верховной Раде пока еще нет законопроекта о введении налога на богатство.
Комментируя последние инициативы Минсоцполитики, он выразил мнение, что предлагаемое налогообложение домов, квартир, автомобилей и т. п. не является в полной мере налогом на богатство. "Очень сложно затрату считать богатством, – подчеркивает С. Терехин. – Все, что там перечислено, было куплено с теоретически уплаченными налогами".
Политик обратил внимание, что налоги могут быть эффективными лишь в случае, когда они легко собираются. В то же время все имущественные налоги очень тяжелы в администрировании, отмечает он. "А то, что там написано, вообще не администрируется. Я подозреваю, что на зарплату налоговикам пойдет больше, чем будет собрано из всех этих источников", – полагает С. Терехин.
"Богатство – это заводы, пароходы, деньги большие, где-то на счетах либо в кубышке, – подчеркнул первый заместитель главы комитета ВР. – Я обращаю внимание, что как не платили олигархи налог по своим миллиардным вкладам в банках – так и не будут платить. Также не будут платить и за владение заводами и пароходами. А вот человек, который продает свою рабочую силу, – будет платить".
"Есть две директивы в ЕС, которыми обязались 1 января прошлого года устанавливать налоги на пассивные доходы – проценты, дивиденды, роялти, доходы от торговли ценными бумагами – на уровне не меньшем, чем налогообложение зарплат. Они поставили планку в 35% и все сейчас взимают, кроме Британии", – сказал С. Терехин, отметив целесообразность распространения такой практики и на Украину.
Руководитель аналитического департамента Реформаторского клуба Игорь Лавриненко также обращает внимание, что окончательного текста законопроекта еще нет. "Какой именно вариант текста попадет в Верховную Раду – пока под вопросом. Поэтому сейчас стоит обсуждать не столько текст, сколько идею", – отметил он.
Если данный закон будет принят, он станет источником дополнительных поступлений в бюджет. "Налоговая администрация оценивает их в 800 млн грн. в год. Для начала это нормально, потому что нет ни необходимого законодательного поля, а главное – нет привычки этот налог платить", – говорит он. "Этот закон будет интересен даже не дополнительными поступлениями, а как появление нового тренда и как повод для дискуссии в обществе о том, что такое справедливость, – отмечает эксперт. – Потому что сейчас мы все равны в своем нежелании и отсутствии необходимости платить налоги. Кстати, во Франции аналогичный налог называется налогом на справедливость. То есть если у человека избыточное имущество, он должен восстанавливать справедливость и делиться с более бедными членами общества".
В то же время И. Лавриненко выразил уверенность, что принятие закона не ударит по среднему классу: "Украинский средний класс – это люди с ежемесячными доходами от 4 до 10 тыс. грн. Если подразумевать под средним классом этих людей – на них закон распространяться не будет. А вот кто может пострадать – наследники. Но эта проблема не сегодняшнего дня. Она может быть актуальна лет через 5-10, когда дети сегодняшних успешных людей не смогут справляться с обязанностями, которые на них будет возлагать наследство".
Ведущий эксперт Центра Разумкова Павел Розенко считает, что данный закон не сильно заденет действительно богатых людей. "Они, как правило, размещают свои активы, в т. ч. имущественные, за границей, а недвижимость и автомобили записывают в Украине на юридических лиц. Фактически эти супербогатые люди будут выведены за рамки законопроекта, – уверен он. – А платить налог на роскошь будет средний класс, у которого, возможно, эта квартира, дом или более престижный автомобиль является единственным приобретением за всю трудовую деятельность".
По словам эксперта, финансовый результат от введения налога на роскошь также не будет существенным. "Само правительство сегодня говорит, что максимальный эффект от этого законопроекта составит 800 млн грн. в год. Если поделить эту сумму на всех пенсионеров, мы получим дополнительно к пенсии приблизительно по 5 грн. в месяц", – подсчитал П. Розенко, напомнив, что глава государства недавно пообещал увеличение пенсий на 100 грн. в месяц.
Кроме того, П. Розенко полагает, что власть на самом деле не заинтересована в введении налога на роскошь. Обосновывая свое мнение, он напомнил, что впервые законопроект был обнародован еще в ноябре прошлого года. "Прошло уже 5 месяцев, и пока идет только общая болтовня. Если бы у власти было действительно желание его принять, это было бы сделано за месяц, как это происходит со всеми принципиальными законопроектами. То есть этот закон нужен не для реализации, а для пиара, чтобы власти было с чем выйти к гражданам во время избирательной кампании", – сказал он.
При этом эксперт отметил, что в принятии закона не заинтересованы не только представители высших эшелонов власти, но и средняя прослойка депутатов и чиновников. "Поэтому судьба закона будет очень трудной. Он будет принят, в этом я убежден на 100%, но конечный вид закона, подписанного Президентом, будет очень сильно отличаться от того, о чем сегодня говорит правительство", – прогнозирует П.Розенко.
Существует большая вероятность того, что данный закон так и останется красивым и бесполезным документом, которые принимают исключительно под выборы, говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. "Он очень запутан и нечетко прописан, а это даст возможность реально богатым людям без особых проблемы обходить этот закон и не выполнять его требования. К слову, во многих развитых странах мира отказались от законов на богатство. Мировая экономика уже давно поняла, что такого рода законы просто не работают", – говорит эксперт.
Опасность того, что инициативы Минсоцполитики ударят в первую очередь по среднему классу, действительно существует, считает эксперт. "Людям с небольшими доходами будет сложно нанять дорогих адвокатов и юристов, чтобы они могли обеспечить "безналоговые" схемы работы. Поэтому им действительно придется платить за свое имущество", – отмечает он.
По оценкам А. Охрименко, поступления в госбюджет в случае введения налога на богатство будут небольшими – на уровне 200-300 млн грн. в год: "Это во многом декоративный налог, который будет больше требовать затрат на его администрирование, чем принесет пользы".
В свою очередь финансовый директор ИГ "АРТ Капитал" Дмитрий Мельник считает, что целью украинского правительства является если не гармонизация, то, как минимум, приведение в соответствие системы налогообложения Украины с более развитыми странами. "Поэтому мы и видим возникновение доселе для нас экзотичных имущественных налогов, таких как налог на богатство. Такой налог определенно нужен, его появление обосновано и, может, где-то запоздало", – полагает он.
В то же время эксперт отмечает, что в Украине прогрессивный закон с помощью "креативного" подхода со стороны государственных органов вмиг превращается в сплошной деструктив: "Сегодня даже самые отъявленные оптимисты не считают принятый Налоговый кодекс прогрессивным документом, признавая наличие в нем множества спорных норм, трактовка которых со стороны налоговых органов почему-то сугубо фискальная, полностью игнорируются здравый смысл (в западном праве к нему часто прибегают) и интересы налогоплательщика. Один из примеров, о котором наслышаны все, – это перенос балансовых убытков прошлых лет".
"Поэтому, несмотря на прогрессивность идеи налога на богатство, его принятие ожидается с тревогой. Ведь склонность депутатов принимать все без обсуждения и каких-либо прений делает нас заложниками команды разработчиков – Кабинета министров, который в настоящее время больше озабочен не социальным неравенством, а наполнением государственного бюджета", – резюмировал Д. Мельник.