«Укрзалізниця» готовит новый порядок взаимодействия с экспедиторами по транзитным перевозкам: посредники не только не исчезают, но и вводят новые платежи за пользование вагонами. Конечная цель — консолидация и монополизация рынка экспедиторских услуг, считают в логистических компаниях, а железная дорога и не спорит.

Госадминистрация железнодорожного транспорта начала применять к договорам на транзит тот же порядок организации, что и по экспортно-импортным и внутренним перевозкам. Об этом «i» сообщили в ряде экспедиторских предприятий. Это значит, что, с одной стороны, становится возможным разблокирование перевозок в транзитном сообщении, которое до сих пор происходило со значительными перебоями из-за отсутствия внятных условий подачи вагонов.

«Никто конкретных инструкций не дает. Один день централизованно разрешается перевозка транзитных грузов через Украину, на второй день уже объявляется запрет на ту же перевозку»,— возмущается ситуацией директор транспортной компании «Пакобо» Василий Палко. С другой стороны — на сегмент транзита распространили те же условия, которые возмутили участников рынка в случае с перевозками внутренними и экспортно-импортными. Речь идет о работе с конкретными посредниками, статус которых теперь приравнивается к экспедиторскому и которые единственные сейчас имеют доступ к подвижному составу. Всего шесть ООО, получившие такую исключительную привилегию, теперь подмяли под себя и транзитный сегмент. Суммарно объем грузоперевозок по этим направлениям приносит железным дорогам 34 млрд. грн. дохода в год.

У кого и в каком порядке брать вагоны — разрешилось, кому платить — тоже. Часть тарифа за пользование инфраструктурой берет Украинский логистический транспортный центр, часть за пользование вагоном — агент, одно из шести ООО. Но экспедиторы возмущены тем, что структура нового тарифа стала еще более непонятной, чем была, к тому же появились новые платежи, «Укрзалізницею» никак не объясненные.

«Теперь сверх вагонной составляющей мы платим коэффициент в размере 1,14-1,17 плюс 20% НДС. Помимо этого, за ежесуточное пользование платим $29 за крытый вагон и $45 — за полувагон, а еще $150 — за подачу вагона под погрузку на приграничную станцию»,— говорит один из участников рынка. И это — не считая услуг посредников, стоимость которых, по его словам, выросла с 0,3 до 3%. В целом для некоторых логистических операторов стоимость перевозки выросла на 80%, говорит глава Ассоциации международных экспедиторов Украины Юрий Приходько, и около половины компаний не желают работать на новых условиях и уходят с рынка.

В принципе, если попробовать разобраться в хаосе озвученных цифр и наборе составляющих, некая логика все же прорисовывается. Например, коэффициент 1,14-1,17 (экспедиторы говорят, что называются разные цифры) — это давно обещанное «Укрзалізницею» повышение вагонной составляющей. Сейчас она находится в пределах 22%, а увеличившись на 17%, как раз и почти достигнет тех 40%, которые приняты в России. Это значит, что спрос на украинские вагоны в России и СНГ как самые дешевые упадет. А также — что теперь железным дорогам придется большую часть тарифа, чем раньше, отдавать собственнику вагона — частному либо государственному. Так что возить грузы в своих вагонах или сдавать их в аренду станет выгоднее. Но одновременно это обозначает и сокращение доходной части бюджета «Укрзалізниці» — в случае, если уровень тарифной ставки останется неизменным. Железная дорога упорно не хочет ее поднимать, а скорее всего — не может, поскольку «выше» все подобные попытки пресекаются на корню.

Вот и спасается дополнительными платежами, ведь в текущем году предусмотрено не сокращение, а рост доходной составляющей — минимум на 15%.

Начисление платы за подачу вагона к станции погрузки — пресловутая плата за порожний пробег, которая, по словам грузоотправителей, привела к повышению стоимости перевозки на 30%. Но это — издержки перехода на бизнес-модель, аналогичную частным компаниям, уверяют в госадминистрации. Те такую плату брали и раньше.

Правда, зато при этом они не требовали взятку за подачу вагона — о том, что такое явление существует в кулуарах вагонных «закромов» «Укрзалізниці», ее гендиректор Владимир Козак сам говорил ранее в интервью еженедельнику «Комментарии».

Среди названных платежей остается неясной обоснованность платы за посуточное пользование вагонами, ведь она уже заложена в вагонной составляющей тарифа. А также, по словам экспедиторов, противоречит закону (ст. 197.8 Налогового кодекса) норма об обложении НДС транзитного тарифа.

Что же касается посредников, позиция железной дороги остается неубедительной. «У нас более 400 экспедиторов, и мы будем готовы работать со всеми, кто предложит устраивающие нас условия»,— так прокомментировал «i» ситуацию Владимир Козак. И добавил, что в данный момент никаких ограничений нет, все желающие логистические предприятия могут получать вагоны непосредственно у госпредприятий. Тем не менее факт остается фактом — прямого доступа к вагонам нет ни у кого, кроме шести частников-агентов.

«Укрзалізниця» пытается монополизировать рынок экспедиторских услуг, причем без ведома общественности, поскольку все документы с новыми посредниками находятся в режиме «секретно»,— говорится в отчете общественной экспертизы по реформированию отрасли, организованной Европейским союзом транспортников Украины.

Скорее всего, так и будет: в одном из последних интервью Владимир Козак подтвердил, что количество экспедиторов планируется ограничивать, требования к ним и предельную норму комиссионных — ужесточать. Кто после таких преобразований останется на рынке, остается только догадываться.