Руководство Минкультуры никак не завершит нормативно-правовую волокиту, связанную с запретом демонстрации на телевидении некоторых российских сериалов и фильмов. Министр Вячеслав Кириленко анонсировал принятие Кабмином нескольких решений, направленных на реализацию положений Закона «О внесении изменений к некоторым законам о защите информационного телерадиопространства Украины». Это притом, что документ вступил в силу еще 4 июня. «Российские сериалы сейчас запрещены. Следующий вопрос — по какому критерию надо определять эти запреты», — заявил Кириленко на брифинге.
Трудно понять, почему у чиновников телега опять оказалась впереди лошади. Ведь закон не принимался в спешке. Ему предшествовали бурные обсуждения в парламенте, длившиеся более трех месяцев. Более того, закон вступил в силу только через два месяца после того, как был подписан Президентом. Этого времени было более чем достаточно для того, чтобы подготовить нормативную базу, уточняющую формулировки-критерии, позволяющие избежать свободной трактовки положений нормативного акта. К тому же для урегулирования возникающих вопросов была создана профильная рабочая группа из числа представителей Национального совета по вопросам телерадиовещания, Госкино, телеканалов и кино-дистрибьюторов.
Несмотря на это, к 4 июня 2015 года был опубликован лишь перечень из 162 фильмов и сериалов (в дополнение к 206, которые Госкино запретило в августе 2014 года), снятых после 1 января 2014 года. Большая часть из них попала под запрет трансляции по ТВ автоматически независимо от того, являются ли они «милитарными», популяризируют ли силовые органы северо-восточного соседа. Это прямо прописано в тексте закона. Но остался двузначным момент, связанный со страной — производителем сериала. Если фильм снят РФ совместно с другой страной, это само по себе не является поводом для запрета на трансляцию в Украине — в законе нет прямых указаний на этот счет. Но позиции «не пускать» придерживается Филипп Ильенко, глава Госкино, при котором работает упомянутая группа. Поэтому был, например, «забанен» самый рейтинговый сериал «Интера» — «Дом с лилиями», созданный в украинско-российском кипродакшене в прошлом году. К тому же нет четких ориентиров для вынесения решений. Как можно, например, определить, пропагандирует ли сериал российские силовые структуры или советских агентов госбезопасности, если один из главных его героев работает в органах, но эта линия не является центральной в сюжете? А если герой — добрый «мент», снимающий кошку с дерева, но он лишь мелькает в кадре?
Этой неоднозначностью сейчас пользуются телеканалы. Например, «Украина» вместо сериала «След», попавшего в запретный список, поставила в эфир сериал «Адвокат» 2004 года выпуска. В сюжете телеэпопеи затрагивается деятельность российских судебной и правоохранительной систем, о недопустимости популяризации которых говорится в законе. Однако об адвокатуре (а это магистральная сюжетная линия) в законе не упоминается.
Не спешит Минкульт и с давно обещанной публикацией «Перечня лиц, создающих угрозу национальной безопасности». Закон предусматривает, что распространение фильмов с участием актеров, попавших в этот список, будет запрещено. Поэтому телевизионщики сейчас боятся закупать контент, который потом не смогут использовать, если в нем вдруг окажутся актеры и актрисы нон-грата. Но выпускают свой — в том числе такой, который неожиданно оказывается комплиментарным в отношении к россиянам. Пример — хит канала «1+1» под названием «Последний москаль». Судя по высоким рейтингам сериала, на стереотипных «недалеких хохлов» и «бравых москалей» есть спрос. А значит, каналы будут штамповать продукты подобного рода.