С начала 2013 года украинская ГАИ централизованно внедрила в действие Единую базу данных, которая носит название НАИС (Национальная автоматизированная информационная система). Однако, без проблем, как у нас в стане водится, не обошлось. Спустя некоторое время оказалось, что система, призванная облегчить «жизнь» автомобилистам и самой ГАИ, работает с перебоями. Такая ситуация по всей стране.
Создание единой общегосударственной базы ГАИ, в идеале, позволяет сотрудникам Госатоинспекции получать всю необходимую информацию о любом автомобиле, зарегистрированном в Украине, и его водителе, а автомобилистам дает возможность проводить любые регистрационные операции с ТС и документами, независимо от места регистрации транспорта или водителя в любом украинском МРЭО.
По информации начальника Центра безопасности дорожного движения Украины Сергея Будника, новая система в отличие от предыдущих баз данных - одноуровневая. То есть, например, если инспектор вносит информацию о регистрации ТС, она сразу же попадает на центральный сервер Управления ГАИ Украины.
«Ранее информация сначала поступала в региональную базу и только после этого – в центральную. При такой многоуровневой цепочке возможны были злоупотребления со стороны недобросовестных сотрудников или внешних источников. Благодаря одноуровневой системе и присвоению каждой информации персонального кода (а для этого мы создаем центр сертификации ключей) можно легко проследить, кто ответственен за ее внесение в НАИС», — заверял еще в начале прошлого года Сергей Будник.
Так это или нет, говорить пока преждевременно. Сейчас основная проблема в том, что система постоянно дает сбой.
В разных регионах страны, по данным СМИ, автомобилисты жалуются на сложности с проведением тех или иных регистрационных операций в МРЭО, вызванных введением в действие единой базы данных.
В пресс-службе Департамента ГАИ Украины не отрицают, что пока в работе НАИС возникают сбои, и на сегодняшний день система находится на этапе отладки.
К НАИС уже подключены все МРЭО Украины — около 260 отделений. В данную систему входит порядка 15 подсистем: «Автомобиль», «Розыск», «Интерпол», «Номерной знак», «Водительское удостоверение» и т.д.. Поскольку данные в некоторые из подсистем все еще продолжают вноситься, это также может провоцировать возникновение определенных проблем, — говорят в ГАИ.
О том, как работает Единая база в Крыму, мы выяснили в Управлении ГАИ АРК. По информации начальника МРЭО Александра Ковалева, проблемы в работе системы есть и здесь и связаны они с централизованными плановыми подключениями большого количества пользователей на всей территории Украины, а также с внесением корректировок, «направленных на улучшение качества обслуживания граждан». На сегодняшний день, по его словам, НАИС ГАИ работает в штатном режиме.
При корректной работе баз данных отдельно взятая операция, утверждают в ГАИ Крыма, в среднем занимает не более часа. «В случае возникновения кратковременных сбоев в работе НАИС, сотрудники регистрационно-экзаменационных подразделений рекомендуют гражданам кратковременно ожидать корректной работы программного продукта», — ответили в ведомстве.
В симферопольских автосалонах (а их мы обзвонили порядка десяти) также подтверждают, что проблемы с регистрацией автомобилей бывают. Правда, информация автодилеров немного отличается от версии ГАИ.
«Да, действительно, проблемы есть и начались они примерно с конца прошлого года. Программы периодически «зависают», сегодня, к примеру, полдня компьютерная база опять не работала», — рассказала нам менеджер одного из крупных автосалонов города.
В среднем, по информации автодилеров, на регистрацию автомобиля уходит 1-3 дня. Однако, в то же время, какие-то вопросы стало решать проще. В «плюс» новой системе ставят возможность зарегистрировать машину вне зависимости от места прописки клиента.
Как бы там ни было, нельзя сказать, что свою задачу НАИС не выполняет. Система работает, только временами «медленно и печально», поэтому автомобилистам придется запастись терпением, пока ее наладят. Вот только какое время это займет — никто сказать не берется.
Напомним, проблемы с созданием НАИС начались давно. Ее планировали ввести в эксплуатацию еще в 2011 году. Предполагалось, что она объединит базы данных местных подразделений ГАИ о зарегистрированных автомобилях, выданных документах, наложенных административных взысканиях, и будет доступна каждому патрульному экипажу. Но уже в июле прошлого года Счетная палата обнародовала результаты аудита использования ГАИ бюджетных средств , заявив, что ГАИ«фактически провалила ввод в эксплуатацию» НАИС, которая была полностью профинансирована из госбюджета в объеме более 61 миллиона гривен.
26 октября 2011 года Департамент Госавтоинспекции МВД Украины за 24 млн. 999 тыс. 424 грн. заказал услуги по созданию и внедрению Национальной автоматизированной информационной системы ГАИ. Победителем по разработке базы данных ГАИ стало криворожское ООО «Д.И.О.- Трейдер Интернейшнл».
Согласно информации на сайте ООО «Д.И.О.-Трейдер Интернационал», компания зарегистрирована исполнительным комитетом Криворожского городского совета в 1997 году. ООО «Д.И.О.- Трейдер Интернационал» осуществляет: ремонт и техническое обслуживание легковых автомобилей и других транспортных средств и техники, оборудование и эксплуатация автостоянок, автозаправок, автомоечных станций; иагностика транспортных средств; сертификационная деятельность; технические испытания и исследования; оптовая, розничная, комиссионная торговля транспортными средствами и агрегатами, подлежащими регистрации и учету в органах внутренних дел, с выдачей справок-счетов; консультирование по вопросам информатизации; разработка стандартного программного обеспечения; другие виды деятельности в сфере разработки программного обеспечения; обработка данных; деятельность, связанная с банками данных; другая деятельность в сфере информатизации.
По данным СМИ, компания имеет также кипрских учредителей. Владельцами «Д.И.О.» являются Виктор Ершов (которого в Кривом Роге больше знают, как учредителя общественных организаций «Спортивно-Стрелецкий Клуб «Медвидь» и «Клуб ветеранов бокса «Лидер»), компания ООО СК «Трейдер» и компания «Nexrom Enterprises Limited», зарегистрированная на Кипре, в городе Никосия.