Недавно в нашем городе митинговали против остановки одного из крупных заводов – прямо под его воротами. Участники акции полчаса жаловались в микрофон на социально-экономическое положение в стране и регионе, клеймили олигархов и «бандеровцев», вспоминали счастливые времена советского индустриального бума. А затем проголосовали за отправку коллективного письма президенту, премьер-министру и председателю Верховной Рады, в котором они требовали от них… обеспечить бесперебойную работу предприятия.

Курьез в том, что это предприятие не государственное, а частное – оно принадлежит одному из крупнейших украинских олигархов. То есть если митинговавшие хотели что-то от кого-то потребовать, то требовать им стоило именно от «хозяина». Но они то ли до этого не додумались, то ли просто не захотели.

Но в глаза бросалось не это. И не истошные визги бензопил, которыми рабочие, по приказу заводоуправления, спешно срезали стоящие рядом деревья (вполне живые кстати), дабы заглушить митинг. И даже не закрытые (по приказу того же заводоуправления) на замки двери и проходную предприятия – чтобы никто не смог выйти и присоединиться к акции. Больше всего поражала численность участников акции, которых набралось аж… полсотни человек. Из которых лишь десяток человек были собственно работниками предприятия. Остальные - приехавший депутат со свитой, группа активистов какой-то партии, несколько пенсионеров.

На предприятии работают под десять тысяч человек, из которых минимум 2-3 тысячи были не на смене, то есть не запертые, как бараны в кошаре, за заводскими воротами. И они могли свободно придти на акцию, высказать всё накипевшее – или хотя бы постоять и послушать, что говорят другие. Но они не пришли…

Многие полагают, что украинцы просто боятся отстаивать свои интересы. Не только на акциях протеста или забастовках, но и в судах, в комитетах защиты потребителей, в депутатских приемных. Проблем ведь море, у каждого за спиной не одна – а пытаются их решать единицы. Ну и поясняют это «тяжелым наследием режима»: мол, запугано нынешнее поколение украинцев, привычно вжимающее голову в плечи, только будущие поколения решатся гордо поднять её и заорать во весь голос «слышь, ты, деятель хренов!»…

Однако это вовсе не страх - хотя опасения быть уволенным или громко посланным на три буквы играют немалую роль в социальной пассивности наших сограждан. Нет, это гораздо хуже! Это чувство, в той или иной мере живущее почти в каждом украинце, описанное поэтом Евгеном Маланюком как «та розслабленість ледача і серця, й розуму, і рук», именуется в простонародье «пофигизмом».

Если взять тех же рабочих завода, то большинство из них не пошли на митинг потому, что решили: «ой, да некогда», «да глупости это всё», «это ничего не изменит», «а почему я», «там одни крикуны и бездельники соберутся» и «я лучше отосплюсь перед сменой». Некоторые даже называют подобные мысли житейской мудростью. Но все они – не более чем попытки оправдания своего пофигизма.

Украинцы очень интересный народ. Почти все они хотят жить как в Европе – ну, за исключением тех, кто верит, что Европа превратилась в жуткую смесь Содома и Магриба. Но зато поголовно все хотели бы получать европейскую зарплату. Хотели бы! Вот только никто не хочет пошевелить для этого хотя бы пальцем.

Когда в Украине последний раз проходила массовая стачка, организованная профсоюзами, с требованиями поднять зарплаты? А в Европе это происходит постоянно. Потому там и зарплаты большие, что рабочие их добились в ходе постоянной социальной борьбы. Украинцы же мечтают получить высокие зарплаты из добрых рук олигархов-филантропов, просто так, в виде подарка к Рождеству. Очевидно, они считают своих олигархов идиотами или надеются, что те впадут в маразм.

Кстати, что интересно, материальное благополучие – одна из составляющих украинского пофигизма. При этом размер наличного капитала в Украине расценивают не столько как потенциал для действий, сколько как мягкую перину для ничегонеделания. Чем больше денег – тем шире и мягче перина, на которой украинец будет лежать и плевать в потолок. Строить себе хоромы с уютной спальней и позолоченным сортиром, устраивать пикники, ездить пить и жрать в Таиланд, наполнять гардероб тряпками, наряжать жену в побрякушки – и радоваться, что жизнь удалась.

Неудивительно, что украинский бизнес не создал в этой стране ничего стоящего внимания. Не построил сверхсовременный завод, не воздвиг башню до небес, не создал поражающие воображение машины, не внес заметную лепту в искусство. Зачем?! Украинским богатеям всё пофигу! Их твердокаменный пофигизм, с которым они с пренебрежением взирают на окружающий мир – это та самая «ровная четкость», считающаяся главным признаком «крутого мужика».

Их пример – это мечта миллионов! Если великая американская мечта подразумевает обретение свободы и богатства как возможности для свершений, то великая украинская мечта - стать богатым и влиятельным настолько, чтобы тебя не трогали, а ты на всех плевал. Что-то вроде мечты о малиновых штанах…

Незыблемость своей ракушки – это еще одна важная составляющая украинского пофигизма. Совершенно пофигу, что творится за её стенами, главное, чтобы внешний мир не вторгался без приглашения в свой внутренний! А потому стены должны быть максимально прочными и толстыми, так, чтобы снаружи даже звуки не доносились. Этим, кстати, украинец отличается от русского. У наших северо-восточных соседей менталитет несколько иной: у них есть традиция совать свой нос, а потом руки и всё остальное тело туда, куда их не приглашают. «А что это вы тут делаете?» - начинается вопросом их визит, и заканчивается традиционным мордобоем с эпиграфом «ну просили же по-хорошему, как людей просили!».

Украинцы совершенно другие. Если снаружи апокалипсис – украинец попытается переждать его дома, задернув шторы. Если снаружи начался «золотой век», то украинец выйдет из ракушки только для того, чтобы что-то стырить и принести в хату. Кстати, есть мнение, что даже работая, многие украинцы всё равно тырят. А как ещё можно назвать сознательную работу с ленцою, спустя рукава, тяп-ляп, в результате которой производятся некачественные товары и оказываются некачественные услуги? Ведь продают их по ценам высшего сорта! Это именно обман, воровство.

Но украинцам пофигу и качество их труда, и морально-этические ценности, и даже законы собственного государства – впрочем, как и само государство. Пофигизм стал не просто национальной идеей украинцев, он сам стал их моральной нормой, жизненным принципом, религией. Эдаким вариантом дзэн-буддизма, в котором вместо статуи медитирующего Сиддхартхи на диване дремлет со счастливой улыбкой наевшийся вареников хохол…

Проблема в том, что подобная национальная идея медленно уничтожает и Украину, и украинцев. Собственно говоря, «весь этот горький катаклизм, который мы тут наблюдаем», является результатом именно пофигизма населения страны. И в первую очередь, в отношении избираемой им власти.

Украинцы очень интересный народ, они всегда подчеркивают, что принципиально не интересуются политикой (им пофиг), а голосуют они лишь за тех кандидатов, кто обещает им что-то дать и сделать. И это понятно: пофигисты, которые не хотят улучшать свою жизнь сами, надеются взвалить эту задачу на кого-то другого. Типичная украинская народная политическая «мудрость» - мы за вас проголосовали, свой долг выполнили, теперь вы нас кормите, и дороги нам стройте, и квартиры новые дайте!

Интересно, наши сограждане вообще в курсе, что в любой нормальной стране мира участие граждан в делах государства, региона или города не ограничиваются походом на выборы? Что в странах Запада существует масса общественных организаций и движений, постоянно контролирующих работу власти – и информирующих об этом граждан, которым это интересно и важно. Что тамошние избиратели, считая себя обманутыми своими избранниками, не бурчат об этом на кухне, а добиваются их отставки – не отсиживаясь дома со словами «мне некогда, у меня дача».

Один-единственный раз украинцам было не пофигу – в ноябре 2004 года, когда они собрались на Майдан. Кто поорать за Ющенко, кто послушать артистов, кто потусоваться, кто снять баб, а кто просто пожрать - но они собрались. Большинство пришли сами, а не пригнанные по разнарядке или за деньги. Это так впечатлило украинцев, что все они (и «оранжевые», и «сине-белые») потом восторгались Майданом еще несколько лет. Правда, толку от этой кратковременной вспышки социального самосознания и политической ответственности не было: покричали, поплясали – да и разошлись по домам. Вскоре всем снова стало пофигу и на Ющенко, и на «оранжевую революцию», и на демократию. И явка избирателей на выборы постоянно снижалась.

И даже сейчас, когда Украина делает очень важный цивилизационный выбор, определяющий её будущее на ближайшие десятилетия, украинцам снова пофиг. Да, на словах, в комментариях и на форумах, в Украине как бы немало пылких сторонников ЕС и ТС – устраивающих между собою беспощадные перепалки. Но в реальности, на улице или в общественных центрах, не видно ни тех, ни других.

Хоть бы тысяча человек собралась добровольно в поддержку или в знак протеста против подписания Ассоциации! Нет, всем абсолютно на это наплевать. Сторонники считают, что выбранное ими правительство подпишет её и без них – не зря же выбирали, тратили целый час на поход к избирательному участку! А противники, выпуская свою злость в обивку дивана, внушают себе, что их протест ничего не решит. «Вот если бы на них Путин по-настоящему надавил!» - мечтают они, вновь погружаясь в свой вечный сон пофигизма…