С высоких трибун время от времени объявляют о закрытии скандально известной программы «Доступное жилье» — такие заявления звучат то в октябре 2012-го, то в апреле 2013-го, то в июне... Народ реагирует в Интернете комментариями вроде: «Я так и знал», «Давно понятно было» и т.п. Впрочем, потом эти заявления не подтверждаются официально, и вместо объявлений о закрытии старых программ анонсируется создание новых.
Старые программы переходят в вялотекущую стадию, а власти иногда предпринимают слабые телодвижения, дабы показать, что все они теоретически жизнеспособны, просто «внесены некоторые изменения в структуру их реализации».
При этом нельзя сказать, что государственные программы жилищного строительства в Украине вообще не нужны. На квартирном учете состоит больше миллиона семей, претендующих минимум на восемь миллионов квадратных метров жилья. Реально нуждающихся в жилье, надо полагать, намного больше — просто многие и не утруждают себя постановкой на жилищный учет ввиду полной бесперспективности этого занятия. И при этом чиновники гордо рапортуют о том, как за год сдали сотню-полторы квартир?
Потенциальные претенденты на жилье путаются, сколько вообще таких программ, зачем их столько и чем они друг от друга отличаются. Есть, например, программы 30/70 или 50/50 — предоставление соответственно 30% или 50% государственной поддержки на постройку или приобретение жилья, есть президентская ипотека под 3% годовых — это программы с бюджетной поддержкой. А есть еще отдельный проект «Доступное жилье» Государственного агентства по инвестициям с привлечением спонсорских средств. Это помимо молодежного строительства, молодежного кредита...
Всего, говорят, таких программ семь, хотя сами чиновники путаются. И это неспроста — имея такую путаницу с количеством и содержанием программ под общим названием, легче скрывать провал каждой из них.
Некоторые из них и были задуманы как заведомо провальные. Взять, например, программу 50/50. На участие в ней могут претендовать только врачи муниципальных лечебниц, учителя государственных школ, работники социальных и коммунальных служб. А деньги за квартиру следует внести еще до начала строительства. Учителя и дворники так и побегут становиться в очередь с туго набитыми кошельками, как раз тот случай!
Основная черта всех этих программ — вопиющее несоответствие количества нуждающихся в жилье и тех, кто смог воспользоваться этими программами. Например, программа молодежного жилищного кредитования с 2002 года ввела в эксплуатацию лишь 12% жилья от запланированного. По данным Госфининспекции, в 2010 — 2012 годах в Киеве и области льготные кредиты в рамках программы выделялись аж четырем семьям ежегодно. При этом почти 2 тысячи семей выбыли из программы по возрасту, так и не дождавшись льготного кредита. И это понятно: с 2009 года не финансировалось возмещение процентов по кредитам, в результате застройщики были вынуждены выплачивать их полностью, а претенденты на жилье, прослышав об этом, перестали заключать договоры с фондом.
Но дело тут не только в хроническом недофинансировании. Счетная палата прямо обвиняла Фонд содействия молодежному жилищному строительству в неэффективном использовании средств: часть объектов застройщики так и не завершили, а многие из-за непрозрачности ценообразования оказались намного дороже, чем планировалось.
Возникли справедливые подозрения в разворовывании бюджетных денег: только в Киеве 50 миллионов гривен, из которых 40 миллионов — государственных средств, перекочевали в карманы жуликов, которые называли себя застройщиками, но и не думали что-то строить. Какая сумма из украденного вернулась в карманы чиновников Ипотечного фонда за содействие — история умалчивает, поскольку к ответственности никого не привлекли: ответственность за нецелевое использование средств не предусмотрена ни одним из учредительных документов фонда...
Это, кстати, общая беда всех программ «доступного жилья»: хоть программы и государственные, но застройщики-то частные, а механизм их выбора, мягко говоря, не вполне понятен. Почему-то государственные строительные компании с многолетним опытом работы и заслуженным авторитетом, как правило, остаются «за бортом», зато явным приоритетом пользуются сомнительные «фирмочки», зачастую созданные за пару дней до получения разрешения на строительство и исчезающие бесследно сразу после получения денег. И пусть не уверяют, будто это результат наивности и недосмотра чиновников, отвечающих за реализацию программы, — тут явно нечто похуже.
Впрочем, причиной провала являются не только жулики, но и вполне официальное недофинансирование. Так, по задумке, разницу между льготной ставкой кредита и ставкой коммерческих банков должно было компенсировать Государственное ипотечное учреждение. Но в июне Кабинет министров (во второй уже раз) уменьшил уставной капитал Государственного ипотечного учреждения, на этот раз — на 20,6%, до 755,7 миллиона гривен. В прошлый раз, год назад, было уменьшение в 2,3 раза, до 951,8 миллиона с начальных 2,2 миллиарда. Соответственно — и результаты: на 27 мая ведомство рефинансировало аж 200 ипотечных кредитов на 41,5 миллиона (для сравнения, за 2012 год — около 1,2 тысяч).
Что же касается обещанной с шумом и треском программы льготной аренды жилья, то ее вообще не могут запустить. Недаром первый заместитель председателя профильного комитета Верховной Рады Геннадий Зубко («Батьківщина») заявил, что программа удешевления ипотеки существует лишь на бумаге.
Что же касается программы 30/70, то в июне текущего года поступила информация: в ряде областей (Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Кировоградская, Луганская, Николаевская, Полтавская, Тернопольская) до сих пор не приступили к ее реализации! А в остальных регионах средств хватает от силы на 700 семей, из них за первое полугодие реально участвовали в программе аж 215.
Есть еще социальная инициатива по удешевлению стоимости ипотечных кредитов «Доступное жилье». Но она... пока не пользуется спросом среди населения. За все время реализации программы, с мая 2012-го, ею интересовались десятки тысяч граждан, а реально оформили ипотечные кредиты лишь 336 человек. Откуда такой разрыв?
Как явствует из названия, суть программы — в том, что государство возмещает часть процентов по банковским кредитам на приобретение жилья, участнику программы остается оплатить 3% годовых. Хорошо? Конечно... Если бы не куча всяких малоприятных нюансов.
Так, компенсация осуществляется по нормативам жилплощади на человека, между тем, квартиры сейчас, как известно, строят просторные. Получается, за «лишние» квадратные метры (сверх норматива) получатель жилья должен платить «на всю катушку».
Кроме того, предполагается, что ставка по кредиту должна составлять 16%, из них 13% компенсирует государство, 3% — заемщик. Но ведь реально ставка по кредитам достигает 23%, на чей счет записать разницу? И при этом ежемесячные платежи не должны превышать половины бюджета семьи, иначе кредит вообще не дадут...
Еще одна закавыка: уровень доверия банков к государству настолько низок, что участвовать в названных программах могут только те из них, которые напрямую зависят от государства, потому не могут сказать твердое «нет»: «Ощадбанк» и «Укргазбанк». Причины боязни остальных банков понять нетрудно: она заложена в самой системе оформления льготного кредита при поддержке государства.
Хотя эта самая поддержка обещана, но никак не подкреплена. Ведь заключается такой договор в банке и по полной кредитной ставке, документ, гарантирующий возмещение кредитной ставки от имени государства, заемщику не выдается.
Соответственно государство, в бюджете которого сквозняки гуляют, в любой момент может отказаться от своих обещаний. В таком случае участник программы, не имея на руках никаких гарантий государства, не может предъявить к нему претензий, а остается один на один с банком. Он оказывается перед необходимостью платить полностью проценты по кредиту, они оказываются «неподъемными» и у банка вместо доходов оказывается в активе куча несостоятельных должников, с которых и взято-то нечего. Банкам это нужно?
И в случае, если вам посчастливилось стать участником программы (а вероятность этого не больше, чем вероятность падения метеорита в вашем дворе), вам все равно предстоит сразу внести не менее 25% стоимости жилья, на которое вы рассчитываете. Сумма получается немалая.
Но самое неприятное: приобрести в рамках какой-то из программ уже готовое жилье реально лишь в том случае, если вы крестник или племянник влиятельного чиновника. В противном случае, даже если застройщик окажется надежным, то дом строится не один год, все это время молодая семья должна где-то жить и, помимо платежей по кредиту, выплачивать еще и стоимость аренды. А в таком случае ежемесячные платежи становятся неподъемными для людей не только с низкими, но и со средними доходами. Не говоря уже о молодежи, которой, как правило, платят мало. Где ей взять такие деньги?
Правда, Николай Азаров в октябре прошлого года в очередной раз насмешил горьким смехом всю страну: предложил молодым людям ради приобретения жилья работать на двух работах (когда и по одной-то не на каждого найдется!). Правда, при этом не уточнил, на скольких работах заработал свои миллионы его же родной сын. А вообще складывается впечатление, что премьер-министр или полностью утратил все связи с реальностью и живет в каком-то ностальгическом неосоветском мире, или же просто издевается над гражданами вверенной ему страны.
В любом из этих случаев понятно — при столь «проФФесиональном» подходе никакая программа работать не может и не будет, и вообще предназначена не для этого, а лишь чтобы демонстрировать заботу о нуждах народа, не прилагая для этого серьезных усилий.