В одной умной местной телепередаче ведущий поинтересовался моим мнением насчет того, как же нам все-таки извести коррупцию. Я искренне спросил: "А зачем?".
И в самом деле, бежать тут надо очень медленно, чтобы ни в коем случае не догнать. Ведь если коррупцию мы ни с того ни с сего действительно поборем, страна наша этого счастья не выдержит.
Сегодня врачей, учителей, милицию, судей, налоговиков-фондюков и прочих чиновников содержат богатые. По крайней мере, те, кто богаче остальных. Это вовсе не так несправедливо, как представляется обществу, отнюдь не умеющему кормить их как-то по-другому. Ну не жить же им всем на голую сегодняшнюю зарплату!
А может, кто-то думает, что без всех этих профессий вполне можно обойтись? Не поверите: даже налоговики — необходимое звено любого мало-мальски цивилизованного общества. И тем более представители благородных социальных профессий, благородство каковых, правда, от тяги к выживанию немного уже поизносилось-прагматизировалось. Но без них — все равно никуда.
Так что, еще больше взвинтить налоги, дабы государство получило возможность содержать их всех само? Тут уж предприятия с предпринимателями не просто застонут, а завоют!
Умные интеллектуалы, правда, уверяют, что когда не будет коррупции, всех бюджетников можно будет содержать и без увеличения налогов. Мол, собираем и так немало, просто не туда деваем, куда надо.
Вынужден разочаровать: если не будет коррупции, мы не соберем и этого. Даже если налоговики не разбегутся, ну кто у них станет нарушать законы, чтобы нечто выбить, если ВСЕ выбитое пройдет мимо них?
Но если каждый будет блюсти законодательство, оно окажется абсолютно к этому не готовым: щели для избранных станут щелями общими. В результате традиционно платившие смогут не платить — как белые люди.
Одно только правило "все противоречие — в пользу плательщика" чего стоит!
Бывшие же белые люди, кстати, окажутся в ситуации противоположной, когда на них нежданно распространятся страшилки/убивалки, предназначенные серым массам. С непривычки изнеженные белые и уехать могут. Если, конечно, успеют.
А принцип из Налогового кодекса "не вы письмо покупали — не вам его и танцевать"? Это ж письма для всех тогда просто захлестнут налоговое законодательство, и от кодекса ничего не останется!
Далее. Не будет коррупции — налоги тут же упростятся! Раз мутная вода станет ненужной, в сложности уже не будет причины! А занятость? Народ, этой сложностью занятый, куда девать? Бухгалтеров, консультантов, проверяющих, аудиторов? Это же десятки, сотни тысяч!
Особенно актуальна коррупция в новых экономических условиях, которые никак не дождутся новой политэкономии. Труд производителя больше не создает стоимость. Стоимость создается исключительно трудом продавца. Если рынок товар не принял, он ничего не стоит, как и вложенный в него труд. Это как ничего не стоит труд, затраченный на решение кроссворда.
Продавец, умеющий продавать, вместе с покупателем образует рынок, который формирует цену. Под эту цену он может нанимать производителя и платить ему кусок этой созданной продавцом цены за подобную работу — создание некоего продукта, ничего без умения его продать не стоящего.
Наниматель рискует тем, что не вернутся его вложения, а нанятый — что не будет оплачен его труд. Все в одной лодке в море рынка. Ее пассажирам никто ничего не должен. Сам факт дружной гребли — вовсе не гарантия ее оплаты.
Рынок считает, что все товаропродуктосоздающие фабрики, заводы и прочие фирмы, пока ими созданное не находит покупателя, — это неспособные себя прокормить большие группы тунеядцев, что-то смастерившие от скуки себе на радость (как ресторан для самих поваров).
Не нравится? А тогда не надо было менять строй. А коль уж поменяли, все зависит от умения продавца найти покупателя, в связи с чем госзаказы становятся одним из двигателей экономики. И именно коррупция эти госзаказы в значительной степени порождает (а не только обеспечивает).
Без нее, как без советских НИИ, обнаружится, что не так уж эти заказы и нужны, что столько они не стоят, из-за чего их сфера весьма существенно сузится, обрекая рынок на резкое снижение спроса, а население — на безработицу. Опять проблема занятости…
— Так что же, — вспоминаю вопль телеведущего, — получается, нет выхода? Может, все-таки с чего-то нужно начать и что-то надо поменять?
Отвечаю с удовольствием: поменять надо НАС. Нам нужны не законы, а разъяснения, не зарплаты, а деньги, не как надо, а как принято, не как на бумаге, а как по жизни, не "что вы мне это рассказываете, я это и сам знаю", а "что делать, я спрашиваю, конкретно: кому дать и сколько?".
Другое дело, что это "сколько" выходит иногда дорого, поэтому и возмущаемся. Так это уже, извините, торговля, а не борьба с коррупцией.
— Вы жизни не знаете, зарылись в своих законах и не имеете понятия, что в мире делается! Снимите очки, посмотрите реально!
Разве эта фраза нам незнакома? Разве у нас всех путеводитель по этой жизни иной? Тогда мы, и правда, жизни не знаем. Только одно уточнение: не надо говорить насчет всего мира. Это не в мире, это — у нас. В бывшем СССР, да и то — не во всем.
В Грузии вот ее вроде как победили. Но, во-первых, в маленькой стране это легче, а во-вторых, благодарные грузины быстро отстранили от власти и президентскую политсилу, и самого президента. Ибо не всякому народу нравится, когда его меняют. Дескать, устои надо уважать.
Но ведь если менять, то менять все. В комплексе! Системно-взаимосвязанно! Полумеры ничего не дадут. Ментальность (да чтоб при этом уцелел сам институт государства), госзарплаты (а где их взять?), право (причем налоговое — это лишь один из примеров), образование (и кто тогда попадет в вузы в стране победившей безграмотности?), медицину (если бесплатно, то всем не хватит; если за деньги, то не тот уровень) — только коррупция пока все это и разрешает, будучи стихийным регулятором.
Кстати, дедушка Брежнев, когда его просили повысить зарплаты врачам и учителям, в ответ поучал, что знает жизнь: их и так народ прокормит. То есть даже всемогущий генсек не рискнул заменить обычаи каким-то законом, ссылаясь на ментальность как на нечто объективно непобедимое.
Вернусь в завершение к родному. Весь укрбизнес держится на принципе "нам — офшоры, вам — единый налог". Он прошел через все революции, охраняя экономику в кризисные годы, дает ей продохнуть и сейчас. Представляете, если этого всего — и не будет?! Аккуратнее бы…
Так зачем в таком случае ворчим? Зачем морочим друг другу голову, покушаясь на родную и дорогую (во всех смыслах) коррупцию? Эй, бывшие советские, любите ее, мать вашу!
Нашу.