Не стоит питать иллюзии о скором «возвращении» оккупированных территорий Донбасса в Украину. Два с лишним года войны являются убедительным доказательством, того, что конфликт на Донбассе – всерьез и надолго, и в нынешних условиях, в рамках минского процесса и нормандского формата он не решаем. Для украинской власти очевидна недопустимость проведения на Донбассе в ближайшее время каких-либо «экспресс-выборов», которые бы легально имплантировали в Украину враждебные ей пророссийские террористические «ДНР» и «ЛНР». Но вовсе не просматривается даже среднесрочная перспектива бега по замкнутому «нормандско-минскому» кругу с непрогнозированным результатом и угрозой дальнейшей эскалации. А ОРДЛО все дальше и дальше дрейфует от Украины, приближаясь к точке невозврата…
Сегодня важно трезвое и практичное понимание сложившейся альтернативы - или «охлаждение» горячей фазы и надежная изоляция оккупированных территорий или горячий конфликт по всей стране, ибо ТАКОЙ Донбасс присоединять к Украине нельзя.
«Паллиативность» Украины, «усталость» Запада и «сосредоточенность» России
Политико-правовые действия и международные усилия Украины по урегулированию ситуации на Донбассе определяются скорее тактическими соображениями. Заявления о безальтернативности Минских соглашений стали ритуальной мантрой заменяющей стратегию или комплексный план действий на российском направлении в целом, и в частности на Донбассе.
Более двух лет, с 14 апреля 2014г. идет антитеррористическая операция, объявленная указом и.о. президента А.Турчиновым. А в базовых документах - в актах Верховной Рады, заявлениях и обращениях Президента, в решениях СНБОУ говорится не о безымянных террористах, а о вооруженной российской агрессии. К примеру, в Стратегии национальной безопасности действия России определяются как «военная агрессия, участие регулярных войск, советников, инструкторов, наемников в боевых действиях на территории Украины». То есть речь идет о военном конфликте с соседним государством.
И вот 19 июля 2016г. Секретарь СНБО А.Турчинов заявил о возможности рассмотрения Советом вопроса о введении военного положения. Очевидно, что подобного рода решения надо было принимать еще в августе 2014г. в период массового российского вторжения на Донбасс. Впрочем, не поздно отойти от паллиативной политики на донбасском направлении, в т.ч. пересмотреть статус ситуации (АТО).
В ЕС, обремененном массой внутренних проблем и внешних вызовов («миграционный кризис», Brexit, война в Сирии, проблема ИГИЛ, военный путч в Турции, теракты во Франции и Германии, предстоящие выборы) наблюдается растущая финансово-политическая усталость от российско-украинской войны. Ощущается и усталость от Украины с ее перманентными внутриполитическими кризисами и вялотекущими реформами, отсюда - желание поскорее закрыть тему Донбасса. Да и заокеанский союзник погружен по шпиль Белого дома в президентские выборы и не знает, как справиться с «феноменом» Трампа.
А вот «сосредоточенной» Москве, на благоприятном фоне усталости Европы, нужно с одной стороны протолкнуть «троянский сценарий» - т.е. легально вмонтировать марионеточные «ДНР» и «ЛНР» в Украину и освободиться от бремени их финансирования. С другой - добиться в начале следующего года отмены санкций ЕС. (По некоторым данным, только на «донбасскую социалку» уходит ежегодно около $ 1-2 млрд. И это не считая прямых и косвенных военных затрат, 54 «гуманитарных конвоя», перевезших в Донбасс за время конфликта 62 тыс. тонн грузов и т.д. и т.п. Для бюджета РФ это не столь обременительно, но вкупе с дотационным Крымом, и уроном от западных санкций, который по подсчетам С.Глазьева за два года составил примерно $250 млрд. - весьма ощутимо. Поэтому, так «обнадеживающе» подбадривал Д.Медведев крымских пенсионерок).
В максимально упрощенном виде позиция Кремля относительно урегулирования на Донбассе выглядит так: мы будем убивать ваших солдат, пока вы не измените свою Конституцию, как мы хотим.
Донбасская аномалия
На Донбассе за годы оккупации усилиями РФ создано марионеточное милитаризованное псевдогосударственное образование тоталитарного типа с разросшимися метастазами «властных» институций. Возникла уродливая, карикатурная «нано-Россия», управляемая боевиками, которых контролируют российские спецслужбы. В этой аномальной зоне сформировалась и укрепилась враждебная Украине политико-идеологическая, социокультурная реальность.
Только в «ДНР» насчитывается 20 «министерств», а также всевозможные «народные советы», «советы министров», «прокуратуры», «центробанки», «верховные суды». Действуют свои профсоюзы, союз журналистов и тд.
Создан свой «медиа-спецназ» в составе: 7 телеканалов (Первый республиканский, «Юнион», «Оплот», «Новороссия» и др.), 4 радиостанции и 13 республиканских газет. Вся эта пропагандистская машина курируется Министерством пропаганды в составе 120 человек и с бюджетом, который и не снился украинскому Мининформполитики. Впрочем, местные СМИ лишь вспомогательное средство российских масс-медиа, для которых ОРДЛО - плацдарм и полигон информационной войны.
Колоссальны по масштабам и непоправимы по результатам психологические последствия изощренного российского информационного зомбирования, профессионально прививающего ненависть к «киевской хунте», «киевским карателям», «украинским фашистам» и вообще ко всему украинскому.
Якобы общественные организации в «ДНР» представляет 140-тысячное движение «Донецкая республика», созданное по подобию «Единой России». Кстати, 5 июля 2016г. в «Верховном суде» «ДНР» в присутствии лидера движения Д.Пушилина состоялось торжественное вручение членских билетов - 500 сотрудников аппарата и департаментов в едином порыве вступили в ряды движения. Это ничего не напоминает? А ничего не напоминает сбор 320 тыс. подписей под петицией о невыполнении Киевом Минских соглашений?
В «республиках» создается своя система «патриотического» воспитания молодежи по российским методикам, воспевающая подвиги Захарченко, «Мотороллы» и прочих «гиви». Пишется «отдельная» история «республики». К примеру, в Горловском лицее №14 создан музей, посвященный истории героической защиты «ДНР», первый раздел которого повествует о «зверствах» украинской армии. А вот, к примеру, в «ЛНР» выходит детский журнал «Вежливые человечки» (1 тыс экз.), который не далее как в феврале доходчиво рассказывал детям о злом заокеанском волшебнике Фашистоне, его помощнице Гнуланд и о чудищах - Большом Свине, Жадном Кролике и Гадком Турчине, которые все кругом засеяли укропом и хотели захватить Край вежливых человечков. Но спас всех добрый ПАПА (этот смелый человечек отличается удивительным портретным сходством с В.Путиным). Из множества таких примеров соткана нынешняя социокультурная реальность ОРДЛО.
Курс на Россию однозначный и неоспоримый. В сентябре прошлого года в «ЛНР» и «ДНР» как обязательная валюта введен российский рубль, по которому осуществляются расчеты и выплаты. (Кстати уже на тот момент, по данным минфина «ДНР» доля рубля в бюджете «республики» составля ла 92%, а гривны -8% ). Зарплаты боевикам, естественно, выплачиваются в рублях - в среднем 15 тыс. По информации агентства Bloomberg Россия ежемесячно перечисляет в «ДНР» около 2,5 млрд. руб. (Военная разведка Минобороны Украины сообщает, что в мае в «ДНР» было ввезено с территории Ростовской области около 1,2 млрд. руб. и $ 382 тыс. наличными).
По данным разведки конфискованное у украинцев жилье отдается российским наемникам. Параллельно продолжается массовая выдача российских паспортов местным жителям. Только в мае на Донбасс было переправлено 35 тыс. бланков паспортов для оформления гражданства РФ. (Не говоря о том, что в феврале началась выдача местных «паспортов»).
Система высшего образования в ОРДЛО полностью завязана на РФ - от целевого поступления в российские вузы до получения в местных институтах дипломов российского образца. Идет открытая и тотальная русификация оккупированных территорий. А параллельно - криминализация за счет целенаправленного экспорта в «республики» уголовных элементов из РФ.
Да и лидеры боевиков, вовсе не собираются интегрироваться в Украину - тот же Захарченко еще в сентябре 2015г. в обращении к «жителям ДНР» заявлял о том, что они не собираются возвращаться в Украину и ведут «дипломатическую битву с безжалостной террористической бандой». А в мае 2016г. лидер «ДНР» во время «прямых линий» с жителями Одессы и Харькова призывал к развалу Украины - «Может быть, собрать заново Украину на других - федеративных или конфедеративных - началах. Может быть, наоборот, демонтировать её и начать жить своей собственной жизнью». Он же 12 июня 2016 г. в своем обращении поздравил братьев-россиян с Днем России, и заявил, что «каждый из нас защищает и готов защищать до конца право быть частью русского мира».
Вооруженные силы «ЛНР» и «ДНР» (около 35 тыс.) - «боевой филиал» Минобороны РФ, костяк которого составляют российские спецподразделения, офицеры и генералы, создан по образу и подобию российских боевых частей, щедро снабжен российской техникой и вооружением и находится на материально-техническом и денежном обеспечении и, естественно, под командованием МО РФ. Ситуация в «республиках» тотально контролируется российскими спецслужбами. Кстати, в ближайшее время ожидается приезд комиссии ФСБ и МВД РФ с целью зачистки местных силовых структур от неблагонадежных элементов, т.е скрытых «бандеровцев». Обычной практикой стали инспекционные визиты в Донецк комиссий Генштаба РФ или совместное планирование силовых операций с участием ФСБ, Росгвардии и местных боевиков.
Не нужно быть семи пядей во лбу чтобы понять, что любая уважающая себя спецслужба по максимуму будет использовать возможность двухлетней свободной работы на чужой территории при поддержке местной «власти», которую она же (служба) контролирует. Следует признать, что ФСБ, ГРУ СВР и МВД России работают на Донбассе вовсе не во враждебной среде.
По данным западных источников социально-экономической сферой ОРДЛО управляет Правительство РФ через межведомственную комиссию (6 рабочих групп, созданных пятью российскими министерствами) - контролируются финансы, налоги, инфраструктура, транспорт, энергоресурсы и т.д. В составе этого теневого правительства - вице-премьер Д.Козак, замминистра экономразвития С.Назаров, замглавы минфина Л.Горнин. А со стороны Кремля «донбасский проект» курирует советник Президента РФ В. Сурков. Кстати, по указке оного в Донецке в июле стартовали фейковые праймериз.
Гибридная аннексия Донбасса превратила ОРДЛО во враждебную и чуждую Украине милитаризованную зону, пропитанную идеологией «русского мира», наполненную оружием, покрытую густой сетью агентуры и резидентуры российских спецслужб, контролируемую армией боевиков во главе с российскими офицерами. Причем, для многих боевиков обратная мирная «реинкарнация» в «шахтеры и трактористы» уже невозможна.
Условия и цена реинтеграции
Рассуждая о «мирной», «поэтапной» реинтеграции Донбасса в Украину, нужно ответить на вопросы: сколько стоит такая реинтеграция и кто за это заплатит?
В результате российской агрессии Украина утратила около 20% промышленного потенциала. На Донбассе разрушена угольная, химическая, машиностроительная промышленность. Половина шахт из 150 повреждены или закрыты. Примерно 40 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса прекратили существование.
Разрушена инфраструктура (повреждено 1610 объектов ж/д инфраструктуры, 1700 км. автодорог. В том числе - аэропорт «Донецк», в который было вложено $1,5 млрд.). По состоянию на вторую половину 2015г. повреждено и разрушено более 11 тыс. жилых домов, большая часть больниц и учебных заведений. (Только на контролируемой территории Донецкой области разрушено более 9 тыс. домов).
Ряд критических объектов инфраструктуры уничтожался «повстанцами» целенаправленно (Углегорская ТЭС, электростанция в г.Счастье, газопровод в Ясиноватой, водопровод в Луганской и тд.). По некоторым оценкам около 30% промышленного потенциала ОРДЛО было вывезено в РФ (Снежнянский завод, Луганский патронный завод, «Топаз», «Юность», «Точмаш»).
Колоссальные убытки понесла аграрная промышленность, разрушена банковская система, миллиардные утраты в бюджетном секторе. Сложилась критическая ситуация в сфере экологии. А 1,8 млн. переселенцев? А ежедневные военные затраты на отпор агрессии и удержание фронта? А убытки от разрыва кооперационных связей? И это только начало перечня ущерба и утрат Украины от российской интервенции на Донбассе. Кстати, по экспертным оценкам только для разминирования около 7 тыс. кв. км. потребуется 10-15 лет и не один миллиард грн….
Справится ли украинская экономика с затратами такого масштаба? Да и у налогоплательщика возникнет вполне резонный вопрос: почему из его кармана должно оплачиваться восстановление разрушенного Россией Донбасса? Наивно полагать, что всем этим займется раскаявшаяся страна-агрессор, тем более, что ныне не наблюдается, и нет оснований ожидать в ближайшее время перемен в позиции России поддерживающей и курирующей «ДНР» и «ЛНР».
Решающее значение обретает помощь западных стран. Но, с одной стороны, очевидно, что в нынешней ситуации на континенте и в мире, Донбасс для Запада не ключевой приоритет. С другой стороны - такая помощь возможна лишь тогда, когда в Донбассе окончательно и бесповоротно утвердится украинская власть.
И даже в случае гипотетического ухода России из Донбасса потребуется немало времени на «карантин» (с сохранением пропускного контроля) и комплексную долгосрочную «санацию» этой территории (в т.ч. ликвидация структур предыдущей «власти», тотальная демилитаризация, информационное покрытие территории, обезвреживания криминально-террористического пророссийского подполья, агентуры спецслужб и т.д. и т.п.).
Повестка для Украины
Оптимальный в нынешней ситуации вариант - «замораживание» конфликта на Донбассе - т.е. прекращение огня, разведение сторон, создание 400-километровой буферной зоны по всей линии фронта, обязательно под международным контролем. Нужно сосредоточить внешнеполитические усилия на безоговорочном выполнении первых трех пунктов Минских соглашений (остановка боевых действий), без каких-либо политических условий. Это должно стать базовым требованием и основной переговорной формулой в нормандском формате и приоритетной темой заседаний трехсторонней группы в Минске.
Согласно украинскому законодательству, Стратегии национальной безопасности, Военной доктрине пересмотреть статус ситуации на Донбассе и решить вопрос о введении военного положения в зоне боевых действий.
Необходимо на основе Постановления Верховной Рады «Про признание отдельных районов, городов, сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями» от 17 марта 2015г. принять соответствующий полноценный Закон Украины со всеми вытекающими политико-правовыми последствиями.
Использовать возможные международные механизмы и площадки для максимальной «интернационализации» процесса урегулирования конфликта, т.е. - расширения присутствия на Донбассе миссий ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, ЕС, Красного Креста, международных правозащитных и гуманитарных организаций. В рамках Постоянного совета ОБСЕ добиваться решения о полицейской миссии на Донбассе. Добиваться признания РФ стороною конфликта.
Продолжить настойчиво инициировать консультации стран-подписантов Будапештского меморандума, настаивать на соответствующем расширении нормандского формата. Активизировать переговорный процесс по формуле «большая пятерка» плюс Украина, запущенный на Варшавском саммите НАТО.
Очевидным приоритетом является оперативная комплексная реформа и укрепление сектора обороны страны, наращивание надежного военного потенциала, обеспечение внешней военно-технической помощи стран Запада. Максимально использовать Комплексный пакет помощи НАТО (около 40 направлений материально-технической и финансовой помощи - от логистики и разминирования до тылового обеспечения и кибербезопасности). Обеспечить условия для присоединения Киева к натовской Программе усиленных возможностей. В рамках решений Варшавского саммита НАТО расширять военно-техническое сотрудничество на двустороннем уровне со странами Альянса для получения летального оборонительного вооружения.
Добиваться сохранения международной поддержки и солидарности с Украиной, учитывая возможность того, что санкции ЕС относительно России, продленные до января 2017г., могут быть смягчены или отменены. (В зависимости от результатов выборов в США может быть трансформирована и позиция Вашингтона относительно ситуации на Донбассе и политики на российском направлении в целом).
Базовый пункт - реальная, ощутимая в быту, европейская интеграция, несмотря на внутреннюю ситуацию в ЕС. Речь идет о практической реализации Соглашения об ассоциации с ЕС (в т.ч. преодолении последствий голландского референдума). Это самый эффективный инструмент противостояния российской угрозе.
Конечно, это далеко не полный и не бесспорный перечень, но, вся эта, или какая-либо другая повестка возможна лишь при осуществлении эффективных внутренних реформ, и в первую очередь - обуздании коррупции.