Несмотря на запоздалые разъяснения Министерства доходов и сборов о тонкостях использования льгот для поставщиков программной продукции, многие из 150 компаний, перешедших на льготный режим налогообложения, продолжают констатировать противоречивость требований льготного и обычного налогового законодательства. Такая противоречивость и «половинчатость» нормативной базы вынудила ряд компаний для пользования льготами в виде эксперимента создать отдельное юридическое лицо. А некоторые субъекты индустрии программной продукции, не протянув на льготном режиме даже одного года, уже готовятся в начале 2014 автоматически покинуть число льготников, как несоответствующие требованиям закона.
Так Анна Боднарчук, директор компании «Софткей-Украина», перешедшей на льготный режим 1 июля 2013, говорит, что компания получила льготу, потому что посчитала это выгодным. Но при этом она отмечает одну очень важную деталь: «Например, чтобы получить льготу по снижению налога на прибыль до 5%, нужно желание (это дело добровольное) и соответствие определенным критериям. А применять ИТ-льготу по НДС налогоплательщику предстоит в обязательном порядке без права выбора (см. Письмо ГНСУ от 26.03.13 № 4670/6/15-33-15 на с. 4, консультация в разделе 130.16.07 ЕБНЗ), то есть эти 2 льготы не связаны между собой, и по этому вопросу очень много путаницы у ряда компаний».
Если бы не было подобных проблем с реализацией льготы, то, по мнению Анны Бондарчук, количество воспользовавшихся ею компаний было бы ощутимо больше нынешних 150: «Дело в том, что налог на прибыль 5% действует только на операции, которые подлежат льготному налогообложению, по всем остальным налог составляет 19%. Это значит, что бухгалтерия ведет учет двух видов операций: те, которые подлежат льготному налогообложению, и стандартные. Проблема в том, что в Миндоходов на сегодня нет разработанной формы декларации на прибыль, которая бы учитывала два вида операций: льготные и стандартные. Поэтому отчет о прибыли за 9 месяцев работы часть IТ-компаний не сдали, а часть компаний, воспользовавшись п.46.6 НКУ, подали отчеты по старым формам отчетности, используя среднеарифметический показатель для расчета налога на прибыль, дабы сдать декларацию в срок».
О «прелестях» двойной налоговой отчетности на своем опыте узнал Валерий Порутенко, директор КМП «Информпроект», которая получила статус налогового льготника 1 апреля 2013. «Честно говоря, я даже не знаю, сколько и по какой ставке платить налог на прибыль в конце этого года. Обращался по этому поводу в налоговую, но и там этого не знают. Еще большой вопрос, как посмотрит налоговая на то, как мы посчитаем налог на прибыль. Впрочем, скорее всего в следующем году у нас скорее всего отбирут эту налоговую льготу, потому что мы не выполняем требования законодательства. Чтобы иметь статус льготника, наша компания должна делать более 70% продаж без НДС. Но хотя вся наша работа связана с разработкой автоматизированных систем, не все эти услуги можно оказывать без НДС. Под критерии законодательства попадает только разработка новых систем, а поскольку новые системы разрабатываются не часто, мы не дотягиваем до 70%», — рассказывает софтверный разработчик о неудачном опыте использования льгот.
По его словам, чтобы воспользоваться льготами некоторым компаниям пришлось разделиться на два юридических лица: одно работает, как неплательщик НДС, другое НДС платит. «Но необходимо иметь ощутимый объем продаж без НДС, чтобы было выгодно создавать еще одну организацию», — подчеркивает директор «Информпроект».
По схеме двух юридических лиц начала работать и ГК Softprom. По словам Павла Ждановича, директора ГК Softprom, причиной разделения стал тот факт, что платежи типа роялти относятся на затраты максимум на 4% оборота прошлого года. «Работая в режиме эксперимента, мы платим только 5% налога с таких операций, а не весь налог на прибыль», — говорит Павел Жданович.
Однако и он отмечает несовершенство налоговых льгот. «Кроме все прочего, мы платим налог на репатриацию прибыли, поэтому назвать этот режим льготным можно для индустрии очень условно. Получается, что программное обеспечение в Украине должно быть дороже на 10-20% чем в соседней России, где тоже отменили НДС на сублицензирование, но нет таких косвенных налогов», — объясняет директор Softprom.
Примечательно, что из четырех опрошенных «proIT» компаний, получивших налоговые льготы, представитель только одной оказался полностью доволен условиями налоговых послаблений. Директор компании «Памак» не скрывает, что ему нравится налог на прибыль в размере 5%: «С моей стороны нет никаких нареканий на механизм оформления и начисления льгот. Нам нет нужды отслеживать дает ли более 70% дохода наша деятельность по продаже ПО или меньше, потому что мы не занимаемся ничем кроме софтверной разработки».
Между тем, один из крупнейших в Украине программных разработчиков, EPAM Systems, до сих пор не решается перейти на льготный режим: «Мы рассматриваем возможность работы на условиях налоговых льгот, — говорит Юрий Антонюк, директор EPAM Systems. — Но существуют некоторые противоречивые требования с точки зрения порядка и размеров уплаты налогов в действующем (не льготном) и льготном законодательстве по налогу на прибыль, которые не позволяют сделать однозначный выбор в пользу льготного налогообложения на прибыль. Т.к. мы занимаемся экспортом услуг, то льгота по НДС не актуальна для нас», — отмечает Юрий Антонюк.
По его словам, в текущей ситуации льготное налогообложение наиболее выгодно компаниям работающем на внутреннем рынке за счет использования льготы по НДС: «Думаю, что таковых большинство из этих 150 компаний. Я лично знаю только двух IТ-экспортеров, которые выбрали льготный режим налогообложения на данный момент».