Войны ХХІ века имеют новый тренд. Им уже мало причины, хода боевых действий и результата. Нужна еще символика: красивая дата, яркий эпизод... Показательна в этом отношении «короткометражная» война Грузии и России, вошедшая в современное сознание под именем «08-08-08». По, возможно, на фарт подобранной кем-то дате начала: 8 августа 2008 года. Хотя, скорее, три восьмерки были не столько фартом, сколько элементом имиджа – мол, все настолько продуманно и подготовлено, что учли даже такие, казалось бы, ненужные в войне детали.
Моду на цифры завели не на Кавказе. Это – логичное продолжение того, что случилось 11 сентября 2001 года. Организаторы их хорошенько поиздевались над сознанием американцев, выбрав «ударным» число 911 – номер вызова экстренной помощи в США.
Спустя ровно 911 дней теракты повторились в Европе: 11 марта 2004 года взрывы в четырех пригородных поездах Мадрида забрали жизни 191 жителя Испании. Злой умысел с использованием чисел для запугивания рядовых граждан и создания иллюзии могущества авторов атак становился все более очевидным...
В день крушения небоскребов в Нью-Йорке практически все обозреватели говорили о начале новой эры. Вот, мол, по-настоящему и наступило новое тысячелетие. Теперь все будет по-другому.
Ведь раньше столь дерзкая, а главное успешная атака на важнейшие объекты США казалась просто немыслимой. С Америкой начали воевать на ее же территории! И враги при этом были невидимы настолько, что полиция готова была принять за очередного смертника любого бородатого араба или женщину в традиционной для исламских стран одежде.
Что изменилось с тех пор? Начался ли по-настоящему новый отсчет исторического времени?
И да, и нет. Американские власти достаточно быстро сделали виртуальный фронт реальным и перенесли его со своей территории на чужую. Сперва война в Афганистане принесла появление в этой стране новой администрации и уход талибов в подполье. Затем был свергнут режим еще одного восточного врага США – пал Саддам Хусейн, а западные войска заняли Ирак. К 10-летней годовщине терактов 11 сентября спецназом США был сделан главной подарок – уничтожен «террорист № 1» Усама бин Ладен, на которого возложена ответственность за трагические события в Америке.
Казалось бы, ответ США на атаку оказался очень традиционным (в ХХ веке американцы неоднократно воевали в Азии), а главное – успешным. Враги повержены, стандарты безопасности усилены, спецслужбы более ошибок не допускают, на своей территории взрывов не зафиксировано – веских причин для опасений нет. Америка практически победила терроризм. Можно сказать, что почти все кончено.
И при чем тут какой-то выдуманный теоретиками «новый исторический этап»? А при том. Если посмотреть немного под иным углом зрения.
Символика ударов по США 11 сентября 2001 г. не исчерпывается игрой с цифрами. Есть еще несколько, так сказать, идеологических моментов. Более удачной атаки на сознание западного мира сложно было придумать – и это лучше всего видно именно из дня сегодняшнего, спустя десятилетие после трагедии. Когда именно крушение Всемирного торгового центра начала 10-летия становится прологом к глобальным экономическим проблемам его конца.
«Аль-Каида» действительно перестала выглядеть главным мировым пугалом и сегодня слаба, быть может, как никогда раньше. Но ведь в мире появились проблемы куда более серьезные, чем маргинальная организация, способная изредка осуществлять кровавые вылазки. В конце концов, такие вылазки реально угрожают нескольким десяткам, сотням, а в самом лучшем для террористов случае – тысячам человек. Но в войнах, развязанных в Афганистане и Ираке, были задействованы сотни тысяч. А финансовый кризис так или иначе затронул жизнь нескольких миллиардов жителей планеты!
И с этой точки зрения сомнения в успешности действий США остаются. Да, симметричный военный ответ со стороны Белого дома на действия террористов состоялся. Но это всего лишь ответный ход. Реакция на раздражение, вызванное другим инициатором большой игры. На тот момент игроком с именем «мировой терроризм».
Да, ведущие державы объединились в борьбе с этим злом, несмотря на другие существующие между ними противоречия. Но Америка при этом не столько усилилась, сколько разменяла статус «дирижера» на «первую скрипку» большого мирового оркестра. Сам же «оркестр» перестал быть управляемым и теперь играет вообще непонятно как. Если всерьез говорить о теории «заката Запада», то нельзя будет не отметить, что Усама бин Ладен был в своем роде гениальным человеком...
Процесс переустройства мира, быть может, начался не 11 сентября, а еще во времена крушения Советского Союза и всего соцлагеря. Но уж точно именно в новом веке он пошел активнее. Горящий Пентагон на телеэкранах стал чем-то сродни жуткому целлюлиту, «засвеченному» на фото ушлого папарацци певицей-кумиром миллионов. Это не просто человеческая слабость – это крах годами создаваемого идеального образа. В данном случае, сверхдержавы – мирового гегемона, не способного, оказывается, на самом деле защитить не то что далекие союзные себе страны от полумифических угроз, а самого себя от реального удара в сердце.
Конечно, мировым переменам можно найти куда более убедительные объяснения: стоимость и ограниченность ресурсов, возвышение Китая, неправильно построенные финансовые пирамиды и проч. Очень многие аргументированно оспорят связь между падениями башен Всемирного торгового центра и последствиями банкротства «Lehman Brothers». Но и мысль о существовании такой связи имеет право на существование.
Ведь после того, как серьезного политика покажут по телевизору пьяным и голым, у него со временем возникнут проблемы как с поддержкой избирателями, так и с собственным бизнесом. Все меньше людей захотят иметь с ним дело. Со временем это будет проявляться все очевиднее. И причину надо будет искать не в неправильной политической программе или плохом качестве продаваемых товаров и услуг.
Страх перед человеком, уязвимость которого была очевидна, пропадает. Уважение, доверие – уменьшаются. А именно это – основа отношений. Политических ли, экономических…
В боксе случается, что после нескольких пропущенных ударов боец «плывет». Это, конечно, далеко не приговор, но сам боксер переживает мгновения кризиса. Для него все действительно может закончиться плохо и скоро. Но он может найти возможность восстановиться и даже победить.
Намеки, хочется верить, в подробных объяснениях не нуждаются…
…Кто знает, не случись терактов 11 сентября – стал ли возможным, например, выброс массива компромата на «Wikileaks»? Начались бы войны и революции в исламском мире?
Вопросы, на которые уже нет ответов, потому что история не знает слов «если бы».
По сути, неважно, есть ли основания считать 11 сентября 2001 г. датой рождения новой исторической реальности. Главное, что это точно не день рядового, пусть даже очень крупного теракта, унесшего жизни более 3 тысяч человек.
Это была, прежде всего, грандиозная атака на умы людей. Недаром организаторы так озаботились символикой цифр. Ведь погибшим, по сути, все равно, «красиво» ли подобрано число для их смерти и покажут ли ее последствия в прямом эфире по телевидению.
Благодаря СМИ настоящий «теракт 9/11» произошел не в Нью-Йорке, а в головах жителей всей планеты. Дальнейший регресс Америки в мировых политике и экономике действительно мог стать неким следствием этого.
Ранее неоднократно звучало пророчество, что в ХХІ веке главные войны будут информационными. Этот самый ХХІ век начался 10 лет назад.