Итак, в стране начинается полный и окончательный дерибан. Кабмин Януковича Азарова готовит широкомасштабную распродажу того, что еще не успели разворовать за 20 с лишним лет. Прихватизация коснется даже газотранспортной системы (!), общегосударственной телерадиокоммуникационной сети, элеваторов и других важнейших объектов. Словом, все – на продажу!
Делается это, как и водится, под насквозь прогнившими лозунгами о том, что частная собственность, дескать, является более эффективной, чем государственная. Хотя опыт Украины, да и кризисного мира, часто свидетельствует об обратном. В Украине многие приватизированные за копейки в 1990-х годах предприятия уже давно перестали существовать. В мире, даже в США, на фоне кризиса государству пришлось срочно вливать огромные деньги, часто эмиссионные, для поддержки тонущих корпораций.
Другое дело, что для эффективного функционирования предприятий в государственной собственности нужны квалифицированные и честные менеджеры. Когда поведенческой доминантой в обществе стали алчность, стяжательство, накопительство и "потреблятство”, никакая форма собственности не спасает, и в частных корпорациях наемный менеджмент ворует у своих хозяев не меньше, чем в государственном секторе.
Важнейшей причиной окончательной распродажи бывшей общенародной собственности называют также необходимость наполнения бюджета. Но эксперты предостерегают, что массированная распродажа произойдет за копейки, а после единоразовой продажи доходы бюджета резко упадут, ибо частники платят налогов намного меньше.
Кабмин подготовил изменения в Закон "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации». Документ готовится в режиме секретности, но министр экономразвития и торговли Петр Порошенко заявил, что из нынешних 1492 предприятий в собственности государства останется в 5 (!) раз меньше – 296. В СМИ просочилась информация, что в последний момент из списка предприятий, подлежащих продаже, был изъят "Турбоатом”.
Предлагается отдать в частные руки практически все угольные шахты. В собственности государства останется лишь 11 предприятий в Донецкой и в 7 шахт в Луганской областях. Будет проведена массовая приватизация спиртзаводов, радиотелевизионных передающих центров концерта РРТ и книжно-журнальных издательств, включая некогда знаменитые "Мистецтво”, "Либідь”, "Дніпро”, "Веселка”. Частными хотят сделать почти все спортивные базы, бассейны и стадионы, за исключением киевского Дворца спорта, НСК «Олимпийский» и «Львов-Арены». Предлагается продать южноукраинские и закарпатские совхозы-заводов, включая Ужгородский, Одесский коньячные заводы и Одесский завод шампанских вин. В собственности государства планируется оставить только самые знаковые винзаводы – "Коктебель” и "Массандру”. Из всех элеваторов в государственной собственности останется только Новотроицкий, но на элеваторах более подробно остановимся далее.
Из списка запрещенных к продаже изымаются также Харьковский электромеханический завод, Дашавский завод композиционных материалов, Солотвинский солерудник и специальное производство киевского завода "Радар”. Для тех, кто не в курсе, поясним: спецпроизводство завода "Радар” — это, в частности, производство бортовых радиолокационных станций практически для всех гражданских воздушных судов и очень многих военных!
Более того, из списка неприватизируемых объектов исключат НАК "Нафтогаз Украины”, "Черноморнефтегаз”, "Укринтерэнерго” и "Укрспецтрансгаз” (транспортировка сжиженного газа), ГАО "Магистральные трубопроводы "Дружба”. Таким образом откроется возможность для приватизации стратегический структурообразующих предприятий, являющихся, к тому же монополиями. Чего стоят одни только планы по приватизации НАК "Нафтогаз”!
Очевидно, что главными выгодополучателями от массированного выброса на рынок бывшей народной собственности станут отечественные олигархи, который получат возможность за копейки прибрать к рукам оставшееся. Что-то ухватит российский бизнес. Иностранные компании смогут если что-то и приобретут, то это будут незначительные активы: во-первых, нехватка денег на фоне кризиса; во-вторых, иностранцы просто побояться вкладываться в Украину с ее коррупцией, бандитизмом и воровством, приближающимися к африканским аналогам.
Потенциальные покупатели уже потирают руки, повторяя изжеванные мантры о том, что частный инвестор эффективнее государственного. Приватизацией спиртзаводов очень довольны водочные бароны. Почетный президент группы компаний "Олимп” обещает, что эффективный частный собственник "наведет порядок” в этой отрасли, где до сих пор чиновники вкупе с олигархами развалили все, чтобы теперь скупить подешевле.
В свою очередь, президент индустриальной группы УПЭК Анатолий Гиршфельд уверяет, что приватизация – это очень правильно, и если бы государство не тянуло с приватизацией Харьковского электромеханического завода, он не дошел бы сейчас до банкротства.
Подобные "витии” предпочитают помалкивать о том, как "эффективные собственники” довели до ручки украинскую нефтепереработку после ее тотальной приватизации на рубеже 1990-2000 годов. В результате Украина теперь практически не имеет своего бензина и дизельного топлива. И это далеко не единственный пример!..
Если депутаты одобрят законопроект по сокращению списка объектов, не подлежащих приватизации, под дерибан пойдут принадлежащие пока государству зернохранилища мощностью 5 млн т, кроме Новотроицкого элеватора, принадлежащего Госрезерву.
По данным ГП «Госреестры Украины», в настоящий момент в стране сертифицировано 719 зерновых складов общей мощностью 30,1 млн т. Из них 25 млн т (83%) — частные, и 5,5 млн т (17%) — государственные. В свою очередь, наибольшие мощности государственных хранилищ в объеме 3,5 млн т сосредоточены в Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины (ГПЗКУ). Кроме перечисленных мощностей, Госагентству резерва Украины принадлежат элеваторы на 7 млн. т, а "Хлебу Украины” — на 252 тыс. т.
Новость о приватизации госэлеваторов вызвала оживление среди структур, лоббирующих интересы крупного агробизнеса. В частности президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко через СМИ заявил: «Давно пора это было сделать. Эти мощности зависли — государство их не модернизирует, страна теряет склады для зерна, так как со временем они приходят в негодность». Но на вопрос о том, какие именно объекты могли бы заинтересовать инвесторов, Клименко уклончиво ответил, что это будет зависеть от их стартовой стоимости.
Эксперты отмечают, что элеваторы могут быть интересны владельцам отечественных агрохолдингов. Транснациональным компаниям, которые вывозят из Украины зерно, но не имеют в Украине вертикально интегрированный агробизнес, эти объекты не нужны. Зато элеваторы нужны тем, кто наращивает земельный банк и зерновое производство, а это, прежде всего, такие украинские олигархические корпорации, как «Нибулон», «Кернел Украина», Мироновский хлебопродукт (МХП) и другие.
Каждый год при сборе урожая возникает проблема его сохранения. Эта проблема особо обостряется в годы обильного урожая. Так было в прошлом, в 2011 году, когда собрали 56 млн т, а достаточных мощностей для хранения нет. Постройка элеваторов — дорогостоящее и рискованное занятие. По оценкам экспертов, создание хранилища требует около 100 долл на тонну хранения, т.е. для возведения мощностей на 5 млн т нужно вложить 500 млн долл. Приватизация имеющихся элеваторов существенно сокращает затраты, сроки строительства и окупаемости.
Итак, речь идет о распродаже хранилищ ГПЗКУ, но здесь желающих прибрать к рукам мощности ожидает «маленькая» неприятность. Оказывается, ГПЗКУ заложила все свое имущество, включая элеваторы, под китайский кредит для АПК в размере 3 млрд долл. Да-да под тот самый, который вызвал недавний скандал. Чиновники заложили государственное имущество, не спросив разрешения ни у народа, ни хотя бы у парламента! Залог, по предварительным данным, будет действительным на протяжении нескольких лет, пока заем не будет полностью погашен. Кстати, чем не возможность не возвращать кредит вообще, расплатившись с китайцами народным добром?..
Пока кредит не будет погашен, ни один инвестор покупать хранилища не будет. Но тогда власть может пойти на еще более преступный шаг — продавать лишь зернохранилища Госрезерва и "Хлеба Украины”. В результате для закладки госрезерва государство будет вынуждено арендовать частные элеваторы, что обернется большими расходами и коррупцией и хищениями резерва, как это уже было на частных складах.
Но действительно независимые и по-настоящему уважаемые эксперты крайне встревожены «скоропостижной» распродажей. По оценкам директора Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерия Гейца, поспешная приватизация не только приведет к продаже предприятий по заниженной цене, как это было в предыдущие годы, но и лишит бюджет налоговых поступлений. Академик Геец подчеркивает: «Наши исследования показали, что многие предприятия после приватизации резко сокращают объем уплаты налогов. Поэтому необходимо тщательно рассчитать, что даст такой шаг, и смотреть не только на возможность получения средств от приватизации, но и на потребности бюджетов будущих лет».
В 2009 году, в разгар кризиса, политолог Петр Лелик обратил внимание на тот факт, что в новых реалиях развитые страны стали стремительно избавляться от либерал-буржуазных мифов о «свободном рынке», которого уже давно нет и быть не может по причине вхождения мира в эпоху монополистического капитализма. Лелик отмечает: за первый год кризиса доля государства в экономике США выросла с 33% до 40%, в Германии – с 39% до 51%, во Франции – с 42% до 52%. И это не огосударствление экономики, а критическое сужение либеральной рыночной среды для противодействия транснациональным корпорациям. Даже в России поняли, что базарные барыги не могут управлять экономикой и уже ставят вопрос о национализации остатков индустриального комплекса. Сейчас в Украине доля государства в экономике не превышает 15%, да и государственной эта доля может считаться только условно, поскольку контролируется кланами. После распродажи эта доля станет почти нулевой, и страна окончательно утратит возможность выстраивать государственную экономическую политику и участвовать в геополитических процессах в качестве суверенного субъекта, а не объекта для удовлетворения интересов других субъектов.
Но власти не до таких сложностей. Провластные депутаты готовы запустить дерибан до выборов, ибо потом принять решение будет сложнее. Депутат-регионал Алексей Плотников радостно сообщает, что для проталкивания «закона об окончательном дерибане» в парламенте найдется необходимое число голосов даже без коммунистов.
Предвыборная дерибанизационная паранойя окончательно превратит в нищих страну и граждан.