«Караул устал и хочет спать» — именно так, согласно популярной легенде, толково объяснил всероссийскому Учредительному собранию причины его разгона матрос Железняков. Украинские депутаты с поиском повода, чтобы подольше посидеть в привычных креслах, тоже не заморачиваются. Один из ярких представителей нынешнего большинства еще прошлой осенью сообщил: что, мол, и рады бы покинуть насиженные места, но устал… народ. Не от депутатов устал, а от выборов. Голосуешь-голосуешь, а все без толку. А ведь до участка путь неблизкий, и еще голову поломать нужно, за кого именно бросить бюллетень… Словом, поспешили законодатели на помощь утомленному народу и продлили свои собственные полномочия до октября 2012 года (хотя избирались в общем-то на четыре года, то есть до 2011-го). Только аппетит, как говорится, приходит во время еды. Не прошло и полугода, как кое-кому показалось, что и срок до осени 2012-го, как бы сказать поделикатнее… до обидного мал. И стоит продлить его… ну, скажем, до 2015-го.

Избирателям, на усталость которых, вполне возможно, будут ссылаться и на этот раз, о планах пролонгации сообщил вице-спикер Николай Томенко. С возмущением, разумеется. Поскольку сам он, по его словам, категорически против переноса выборов. Спикер Владимир Литвин, правда, настроен не столь решительно. И практически сразу же намекнул, что лично он не прочь отодвинуть хотя бы начало избирательной кампании. В интересах страны, конечно. Куда ж без них. Правда, если быть последовательным, то стоит признать: идея остаться в кресле исключительно «народа ради» принадлежит не Литвину. Он ее всего лишь творчески развил. Интересами страны объясняли нежелание нынешних депутатов расходиться еще в далеком 2008-м. Хотя указ о роспуске тогдашним президентом Ющенко уже был подписан. Против были сторонники премьера Тимошенко — то есть нынешние оппозиционеры. И они — при поддержке ныне сменившего политическую ориентацию Андрея Портнова — добились-таки своего. Зато теперь те, кто едва не лишился мандатов после года депутатства, готовятся подепутатствовать целых восемь. Некоторые на словах действительно против. Но сдать мандат в индивидуальном порядке — в сроки, которые сами оппозиционеры считают конституционными, — из возмущенных узурпацией не пообещал пока никто.

Кстати, восемь лет тоже не предел. В истории были случаи, когда полномочия продлевали и на больший срок. Британский парламент, собравшийся в 1640 году, вообще принял закон, согласно которому он мог быть распущен только по своему собственному решению. И король этот закон подписал. На свою голову. Поскольку Карл Первый лишился головы в буквальном смысле — по постановлению этого самого парламента, вошедшего в историю под названием Долгого. А заседал парламент действительно долго. Ибо пережил не только короля Карла, но и Оливера Кромвеля, пытавшегося его сначала очистить от оппозиционеров, а потом и попросту разогнать. Депутаты согласились на самороспуск только в 1660-м, то есть через двадцать (!) лет.

Правда, об идее превратить в долгий парламент Верховную Раду шестого созыва вслух пока говорят только недовольные (хотя бы на словах) оппозиционеры. Регионалы публично от подобных планов решительно открещиваются. Ярослав Сухой назвал новость от Томенко провокацией, а Юрий Мирошниченко заявил, что Конституция просто «не разрешает переносить выборы». Впрочем, полгода назад Мирошниченко столь же компетентно признавался, что и продлевать на пять лет полномочия депутатов, избранных на четыре, не совсем законно, но их все же продлили. Да и Конституцию — при желании — поменять можно. Именно над этим, в общем-то, и работают люди, уже традиционно «утрясающие» в Раде воп­росы, в решении которых заинтересован президент. Это подтверждают как источники в среде тех, кто «утрясает», так и тех, кого «утрясают».

Идея якобы заключается в том, чтобы внести в Основной Закон норму об одновременном проведении парламентских и президентских выборов. Объяснение привычное: в интересах страны и для экономии бюджетных денег (об этом, между прочим, и Кучма говорил, и Ющенко). А поскольку президент избран на пять лет, то и полномочия Рады продлеваются еще на три года — для этого, дескать, достаточно одной строчки в переходных положениях. Голоса в поддержку подобной манипуляции (если не говорить — узурпации) можно найти не только среди регионалов, а в первую очередь среди тех, кто не имеет больших шансов попасть в следующий состав парламента, — литвиновцев, перебежчиков из рядов оппозиции, нунсовцев и даже бютовских «заднескамеечников». Их заинтересованность в продолжении банкета действительно очевидна. Зато совсем не очевиден интерес в таком сценарии самой Банковой. Ей-то зачем продлевать полномочия в общем не слишком надежных парламентариев, если гораздо удобнее сформировать более ручную Раду по новому избирательному закону, уже подготовленному Минюстом? Не говоря о том, что распыление сил административно-финансового пула на обеспечение нужного результата парламентских выборов не позволяет в нужной степени сосредоточиться на решении главной задачи — переизбрании Януковича на второй срок.

Поэтому и возникают подозрения, что на самом деле игра ведется более сложная. И совмещение сроков очередных выборов в 2015-м требуется не для отмены выборов в 2012-м, а для того, чтобы избрать следующую Раду на неполный срок. А уже в 2015 г. закрепить успех окончательно. Для этого якобы вторым этапом — после внесения изменений в Конституцию — подкорректируют законодательство, позволив, скажем, вариант досрочного прекращения полномочий Рады после сложения 150 мандатов. Если помните, именно этой лазейкой воспользовались нашеукраинцы и бютовцы в 2006-м. После чего лавочку решили закрыть. Зато теперь, по столь же конъюнктурным соображениям, могут и открыть. Для поправок к закону при этом, в отличие от Конституции, голоса тушек уже не будут нужны в таком количестве. Да и голосовать за них смогут не только регионалы, но и, скажем, коммунисты. Недаром Петр Симоненко уже поспешил заявить, что выборы должны сос­тояться и в 2012-м, и в 2015-м (по собственной инициативе, заметьте, никто его об этом не спрашивал). В таком варианте, впрочем, голосование можно даже приблизить. Учитывая, что рейтинги власти снижаются, сценарий не лишен логики. В конце концов Сергей Левочкин, в отличие, скажем, от Анд­рея Клюева, еще зимой считался сторонником выборов as soon as possible.

 С другой стороны, для ускорения выборов ни к чему вообще городить конституционный огород, рисковать провалом всего плана и повышать ставки. Зато слухи о продлении полномочий парламента — весьма своевременное дополнение для агитации против «и без того засидевшихся» в своих креслах депутатов. И неплохой способ канализировать общественное недовольство в безопасное для власти русло. Если уж для этого вице-премьерами готовы жертвовать, то депутатов, «способных только за кадык друг друга хватать», тем более не жалко. И уж совсем необязательно, кстати, видеть в этом проявление некоего внутреннего антагонизма в лагере бело-синих. Андрею Петровичу ведь нужно не только триста голосов собирать для поправок к Конституции, но и возвращение к смешанной избирательной системе про­­давливать, и расписывать мажоритарные округа между «своими» и «примк­нувшими», число которых продолжает расти. Интрига с пролонгацией (в которой тушки, как уже говорилось, заинтересованы по определению) эту работу — как минимум — облегчает. А народное недовольство интригой — пусть даже довольно глухое — делает участников переговоров намного податливее. Если артачиться, то можно не успеть договориться до того момента, когда караул от исполнительной власти в очередной раз устанет. А в том, что народ от депутатов действительно утомился, нынешние «народные избранники» знают не хуже нас с вами.