Вот и прошел День Соборности. Вряд ли кто-то сможет всерьез утверждать, будто 22 января чем-то отличалось для среднестатистического украинца, от 17-го, к примеру, или от 20-го…
День как день, только работники коммунальных служб чертыхались привычно, объясняя близким причину своего отсутствия дома в субботнее утро. Как обычно, погнали толпы подневольных работников ЖЭКов на «праздник», раздали на десять человек по одному флагу, и строго-настрого приказали не расходиться человеческому стаду. Если есть праздник, стало быть, должны быть и те, кто празднуют. Праздник-то государственный, первые лица с экранов народ поздравили, надо теперь кем-то улицы забить…
Но вернулись насильственно согнанные домой в середине дня, выпили чарку с мороза, улыбнулись, да и забыли о потраченных впустую часах. Вот у кого к вечеру настроения не должно быть вовсе – это у тех, кто именуется в нашей стране «оппозицией». Не знаю, в каком состоянии были факиры, однако фокус у них явно не удался.
Судя по заявлениям представителей оппонентов действующей власти, 22-го планировалось нечто поистине грандиозное. Газета «Коммерсант», в частности, сообщала:
«Вчера один из оппозиционных депутатов на условиях анонимности также сообщил Ъ, что Партия регионов (ПР) намерена помешать оппозиции провести митинг, и 22 января планирует организовать на Софийской площади альтернативную акцию. Они собираются подать заявку на тот же день и время, что и мы, для того, чтобы у суда появилась возможность запретить наше мероприятие. Для этого «регионалы» намерены свезти в Киев около 20 тысяч человек».
Депутат от БЮТ Виктор Олийнык, не постеснявшись, в отличие от предыдущего народного избранника, назвать свою фамилию, поведал об автобусах, останавливаемых ГАИ:
«Автобусы из Львова, Одессы, Днепропетровской области и других регионов, которые следовали в столицу, сотрудники ГАИ не выпустили даже за пределы областей.
В частности, львовские перевозчики, с которыми были предварительно заключены договора, отказались ехать, обосновав это давлением со стороны властей. Еще несколько автобусов, которые выехали еще ночью, ГАИ вернуло обратно.
Такая же ситуация и в других регионах. Власть делает все возможное, чтобы не дать возможности людям приехать на совместную акцию протеста и отпраздновать День Соборности».
Вывод, который можно сделать из подобного рода заявлений, один – власть до смерти боится стотысячных акций. Не иначе, власть просто в ужасе от подготовленных оппозицией мероприятий! Нагнетание обстановки наблюдалось на протяжении нескольких недель вплоть до 22-го.
Что касается ситуации с автобусами, которые якобы не пустили в Киев, то вопрос этот я решил уточнить по телефону у начальника Пресс-службы Департамента ГАИ МВД Украины полковника Евгения Кравца. Вот его ответ:
«Ни одного случая препятствования следованию автобусов, направлявшихся в столицу, не было. Все заявки на выезд из регионов в Киев были удовлетворены без каких бы то ни было препятствий со стороны сотрудников Госавтоинспекции. По информации на час дня в Киев из разных регионов прибыл 31 автобус. Водителям предложили оставить транспортные средства в специально оборудованных местах, а пассажиры могли без проблем добраться до мест празднования общественным транспортом».
По всей видимости, формула «российский спецназ прячется в Мариинском парке», принятая на вооружение в 2004-м, успешно применяется и сегодня. «ГАИ остановило сотни автобусов!» Сказал – а там хоть трава не расти. Все равно за слова ответ держать не придется.
Митинг оппозиции должен был стать масштабным и мощным. Привезти 31 автобус в Киев, оплатить тем, кто в автобусах, эту «экскурсию» - не копейку стоит. Однако в Киеве также «сотники» и «десятники» без дела (и без зарплаты) не сидели. Набор происходил даже с привлечением специалистов со стороны – организаторов массовок на ток-шоу.
Обзвон начался за неделю, отдельные наглецы из «координаторов», не особо парясь, размещали в Интернете объявления о наборе «пехоты» для митинга. Домохозяйкам было обещано по 100 гривен, сколько «десятники» оставляли себе – неведомо. В «празднование» была вбухана куча денег – учитывая средства, потраченные на информационный артобстрел, на оплату услуг организаторов (пастухов, сгоняющих разрозненные стайки приезжих в организованные колонны с транспарантами), на уже упомянутые мною транспортные расходы и суточные тем, кто приехал, сумма получается весьма солидная, с шестью нулями минимум.
Однако акция провалилась. Журналисты насчитали 6 тысяч человек на Софийской площади и тысячу на Контрактовой. Как счетоводы отделяли праздных зевак, коих в выходные на обеих площадях масса, от, собственно, собравшихся на митинг – неизвестно. Не получилось наскрести даже 10 тысяч, не говоря о 60-ти (и такие цифры анонсировались). Общество не откликнулось на клич.
Причин, на мой взгляд, несколько. Первая – весьма неудачный «праздник». Остановите прохожего в столице, и спросите – что он знает о Дне Соборности? Я пробовал, спрашивал. В лучшем случае – «соединение Украины». «Соединения» под эту дату быть не может, ибо дата не вполне однозначная. На момент провозглашения «Акта Злуки» петлюровская Директория, «злучившаяся» с правительством ЗУНР, контролировала лишь Киев и его окрестности. Уже спустя неделю Семен Васильевич Петлюра из Киева бежал, выбитый красными комиссарами. Еще через год все тот же Петлюра заключил договор с Польшей, отдав шляхтичам Галицию. Вот и весь сказ. Говорить о том, что каждый украинец неминуемо будет наполняться патриотическими чувствами при слове «соборность» – смешно. Киевляне же никогда «честно» не праздновали оккупации своего города галичанами в 1919 году.
Но эта причина не является основной, если по деталям разбирать черный ящик рухнувшего самолета оппозиционных акций 22 января. При грамотной организации даже из 8 марта можно всеукраинскую акцию протеста состряпать. Дело не в мифических гаишниках, не пустивших тысячи автобусов, дело не в морозе и не в «несознательности народной».
Из пламенной речи Юлии Тимошенко:
«Мы должны объединиться, потому, что мы все любим Украину, стремимся жить в мире и согласии. День Соборности должен засвидетельствовать, что мы едины!»
«День Соборности – это общее празднование объединения людей, которые проживают в разных частях нашего государства. Это праздник объединения Западной и Восточной Украины. Это праздник, который дает надежду на то, что народ Украины станет сильным, потому что будет единым».
«Здесь практически вся Украина – это первый шаг к изменению. Давайте, мы с вами на этой исторической площади ощутим дух свободы!»
Не знаю, ощутил ли народ презентованный Юлией Владимировной «дух», но расходиться, сдавая флаги, начал сразу после ее выступления.
Можно лишь надеяться, что из очередного громкого провала оппозиция извлечет выводы. Вывод первый – пора менять лозунги, потому что скармливать раз от разу просроченную колбасу, которую народ когда-то кушал, но от которой его уже давно тошнит, больше не получится. «Мы должны», «мы едины» «свобода», «ура!» Какая экспрессия, как ново, интересно, как редко мы слышали это раньше...
Вывод второй – старые технологии больше не работают, или же работают не так, как хотелось бы. Если пять лет назад люди готовы были за 30 гривен в час лезть на баррикады, это вовсе не означает, что в 2011 году можно обозленных и разочарованных граждан так дешево купить. Оппозиция в глазах общества выглядит настолько неадекватной, что граждане не реагируют на ее сигналы даже за деньги. Кроме того, любовь за деньги имеет другое название, и не делает чести Тимошенко вербовка киевских домохозяек и пенсионерок. Многие оскорбились.
Народ попросту НЕ ПОЖЕЛАЛ смотреть на очередной митинг политической элиты, провозглашающей затертые лозунги, от которых в сон клонит. Выходить к Яценюку, Кириленко, Матвиенко, Порошенко, Мартыненко и прочим? Ради ста гривен? Насколько рядовые украинцы беспокоили вышеперечисленных граждан во времена нахождения их при власти, настолько же эти граждане интересуют народ сегодня. Выходить к Тимошенко, обещающей рай на земле, и выливающей очередной ушат помоев на нынешнюю власть? Мерзнуть ради того, чтобы узнать, что власть плохая, потому что она власть, а Тимошенко – спаситель нации, потому что она Тимошенко, никто не станет.
Фокус не удался, и, если факир не пьян, он обязательно усовершенствует технику. В противном случае, до гневного свиста и до гнилых помидоров, летящих на сцену, оппозиции рукой подать…