Премьер-министр Николай Азаров вряд ли кривил душой, заявляя в прошлую субботу, что на сегодняшний день у Украины нет острой необходимости в денежных средствах Международного валютного фонда. Бюджетные показатели первых пяти месяцев нынешнего года выглядят намного презентабельнее своих прошлогодних аналогов.

И все же такая необходимость вскоре может возникнуть. Во-первых, потому что уже практически неизбежный рост закупочных цен на газ негативно скажется не только на бюджетном, но и на платежном балансе страны. Во-вторых, потому что принципиальных структурных изменений в украинской экономике за последние полтора года не произошло — она (а значит, и бюджетные поступления) продолжает практически всецело зависеть от динамики мировых сырьевых и энергетических рынков. В-третьих, потому что без возобновления сотрудничества с Международным валютным фондом украинскому государству заемные ресурсы будут обходиться значительно дороже как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Но в данном контексте речь идет вовсе не о деньгах МВФ (было бы действительно хорошо, если бы без очередного транша удалось обойтись). Неумолимо истекают последние месяцы, если не недели, в течение которых у нынешней украинской власти остается реальный шанс и возможности провести необходимые непопулярные структурные реформы.

Текущие балансы

Состояние как бюджетного, так и платежного баланса действительно пока не вызывает особых опасений.
Как сообщил Национальный банк, в мае сохранялся приток валюты в страну от от нерезидентов, в результате чего сальдо валютных интервенций Нацбанка составило «плюс» 127,2 млн. долл. Правда, из-за необходимости выделить валюту для очередных закупок газа НАК «Нафтогаз Украины» валовые золотовалютные резервы Нацбанка немного сократились по сравнению с предыдущими рекордными показателями (с 38,4 до 37,9 млрд. долл.). Согласно данным Минфина, по состоянию на 1 июня с.г. остатки на консолидированном счете Госказначейства достигли в мае трехлетнего максимума (17,5 млрд. грн.), увеличившись за прошлый месяц в 1,8 раза. При этом валютные запасы правительства тоже остаются весьма приличными — около 2,25 млрд. долл.
По итогам пяти месяцев с начала года, доходы бюджета составили 119 млрд. грн. (41,7% плана на весь год — 285,1 млрд.), почти на 27% превысив аналогичный прошлогодний показатель.
В результате, по словам премьер-министра, дефицит государственного бюджета составил в январе—мае чуть более 1%, а по итогам года ожидается дефицит менее 3% ВВП.
Также в Минфине похвастались, что возврат НДС за этот период составил 16,7 млрд. грн, что в 2,6 раза больше прошлогодних аналогов. Привилегией автоматического возврата НДС в мае воспользовались 82 предприятия, получившие сообща 1,2 млрд. грн. (34% от сумм, запланированных к возмещению в прошлом месяце).
В принципе, Минфин сейчас не испытывает особенных долговых проблем и может пользоваться роскошью сравнительно дешевых заимствований на внутреннем рынке. Из-за проблем с выдачей новых кредитов банковские учреждения достаточно охотно покупают выпускаемые правительством среднесрочные ОВГЗ с доходностью 9—11% годовых.
За первые четыре месяца с начала года госдолг (прямой и гарантированный) вырос более чем на 31 млрд. грн. и на 1 мая составлял 463,3 млрд. грн. По подсчетам экс-министра финансов Виктора Пинзеника, по состоянию на май каждый украинец должен уже более 10 тыс. грн., не учитывая процентов по кредитам.
Кстати, расходы на обслуживание госдолга за пять месяцев этого года составили 7,7 млрд. грн., погашение — 20,7 млрд. грн. При этом за тот же период было заимствовано 37,6 млрд. грн. (в т.ч. по внутреннему — 24,9 млрд. грн, по внешнему — 12,7 млрд. грн.).
В целом по году, как ранее сообщал премьер-министр Николай Азаров, в 2011 году Украине необходимо отдать 88 млрд. грн. долгов.
При этом пик выплат, по его же словам, предположительно придется на июль 2011 года, когда правительство должно будет вернуть кредиторам около 19 млрд. грн. «Это больше, чем годовые расходы на всю систему образования в Украине. Никогда еще наше государство не было должно такую астрономическую сумму. И львиная ее доля — это одалживание в 2009 году под почти 30% годовых», — акцентировал внимание на серьезности положения Николай Янович, традиционно обвиняя в сложившемся положении дел предшественников.
Впоследствии на рынке появилась и более подробная, обновленная информация. Согласно данным из проспекта эмиссии еврооблигаций Украины, опубликованного агентством «Интерфакс-Украина» в феврале нынешнего года, правительству Украины в 2011—2014 годах предстоит направить на выплаты по государственному долгу почти 30 млрд. долл. Причем наибольшая нагрузка за эти четыре года, согласно графику выполнения правительственных обязательств, приходится на нынешний год — 10,06 млрд. долл.
По оценкам аналитиков Goldman Sachs, расходы украинского правительства на погашение и обслуживание госдолга до конца нынешнего года составят еще около 45,5 млрд. грн. (32 млрд. — внутренних и 13,5 млрд. — внешних). Приблизительно в такую же сумму (44 млрд. грн., или около 5,5 млрд. долл.) они оценивают потребности в рыночных заимствованиях правительства даже при условии 100-процентного выполнения бюджета в нынешнем году. И это — без учета 2-миллиардного долга российскому ВТБ, который, как известно, был успешно пролонгирован еще на полгода. По прогнозам Goldman Sachs, хотя большую часть этой суммы правительство попытается покрыть за счет внутренних заимствований, от 1 до 2 млрд. долл. придется занимать за рубежом. Аналитики считают, что приемлемые условия сделки могут быть получены только в случае четкого подтверждения приверженности дальнейшей реализации уже запланированных реформ. А это, по их мнению, станет заметно только в случае возобновления программы МВФ.

Риски и угрозы

И пока из-за благоприятной внешней конъюнктуры экономика Украины растет темпами, близкими к нынешним (около 5%), стабильности госфинансов особенно ничего не угрожает. На самом деле одной из главных угроз для Украины в нынешней ситуации становится не дефолт, а риски раскручивания нового инфляционного витка. Фактически, быстрое обесценивание покупательной способности гривни — это не только дополнительный налог, от которого страдают в первую очередь слои населения с самыми низкими доходами, но и своеобразный дефолт государства по выпускаемым им в обращение денежным знакам.
О серьезности инфляционной угрозы прямо говорится в «нечаянно» просочившемся в СМИ письме главы НБУ Сергея Арбузова премьер-министру Николаю Азарову. Его содержание было подробно описано в предыдущем номере ZN.UA, поэтому останавливаться на нем еще раз мы не намерены. Отдельно заметим, что содержание подобных писем должно не случайно, а вполне целенаправленно попадать на глаза широкой общественности. В Великобритании, например, публикация открытых обращений Банка Англии к тамошнему министерству финансов — вполне нормальное явление.
Согласно данным Госкомстата, в мае инфляция в Украине благодаря замедлению роста цен на продовольствие и некоторое снижение мировых цен на нефть замедлилась до 0,8% по сравнению с 1,3% в апреле. Однако ее годовые темпы, наоборот, ускорились, подскочив до уровня 11% (в прошлом мае наблюдалась дефляция — снижение индекса потребительских цен на 0,6 п.п.), что сделало предупреждения НБУ об угрозе повышенного роста цен вполне осязаемым. А значит, стали реальными и риски ужесточения денежно-кредитной политики НБУ, последствия которого могут оказаться очень болезненными как для экономики, так и бюджета. До поры до времени более высокая, нежели запланировано на нынешний год (8,9%), инфляция вполне устраивала правительство и Минфин, помогая наполнять бюджет. (Кстати, доходы госказны опережают запланированные показатели всего на 2—3% — именно на столько текущая инфляция опережает заложенную в бюджетном законе).
Но если Национальный банк все-таки осуществит свои угрозы, закрутив денежно-кредитные клапаны, то для правительства станет более проблематичным не только выполнение плана поступлений в бюджет, но и осуществление заимствований на внутреннем рынке —банковские ресурсы станут значительно дефицитнее и дороже.
Самое обидное, что неизбежное охлаждение экономической активности и фактическое убиение только-только наметившегося роста кредитования может и не возыметь надлежащего воздействия на цены. Которые растут, как известно, по причине инфляции затрат, а не спроса (именно последний находится в компетенции НБУ).
Кстати, недавно правительство значительно повысило собственный прогноз по инфляции цен производителей (до 17,9% против ранее прогнозируемых 11,3%). Оценки внешнеторгового дефицита были ухудшены с 3,4 до 4,9 млрд. долл. По мнению аналитиков ING, данные изменения правительственных прогнозов отражают нынешнюю растущую динамику цен энергоносителей и сырья на мировых рынках, что влияет как на уровень цен производителей, так и на объемы импорта.
В то же время в самой ING прогнозируют, что индекс цен производителей в нынешнем году достигнет 21,2%, а объем дефицита торгового баланса — 5,4 млрд. долл.
Поскольку вслед за ценами производителей с лагом в шесть месяцев практически неизбежно растут и потребительские цены, инфляционная угроза действительно требует самого пристального внимания властей. И политика макроэкономической стабилизации, на которую направлена программа МВФ, — лучшее тому подспорье. Видимо, от программы фонда украинским властям таки никуда не деться.

Необходимые шаги

Итак, среди наиболее сложных мер, которые украинским властям придется имплементировать в ближайшие несколько недель, — пенсионная реформа и повышение тарифов на газ для населения и теплокоммунэнерго, которого не избежать, судя по бесполезности переговоров с Москвой.
Прогнозы иностранных экспертов в отношении цен на нефть пока не вызывают особого оптимизма — стоимость барелля нефти марки Brent ожидается на уровне 120 долл. на конец нынешнего и 140 долл. — следующего года.
Так что и газ, вероятнее всего не будет стоить Украине дешево. Дополнительные валютные расходы на его закупку в размере 2 млрд. долл. — неприятный, но не смертельный урон для стабильности национальных финансов. А вот необходимые дополнительные дотации в размере 10—15 млрд. грн., которые, по оценкам экспертов, в нынешнем году понадобятся «Нафтогазу», в бюджете нынешнего года пока не предусмотрены.
Поэтому на сюрпризе в виде как минимум полуторакратного повышения тарифов, который, скорее всего, в сезон летних отпусков ожидает украинцев, «приятные» новости в нынешнем году вряд ли закончатся.
И все же рискнем предположить, что волна общественного негодования и новое падение рейтингов власти — это далеко не главное обстоятельство, тормозящее этот процесс. Дело в том, что значительные повышения энергетических тарифов сделает для украинцев значительно более актуальным вопрос: «А почему и за что, собственно, мы так много платим?». А значит, возникнет так называемый социальный заказ на большую прозрачность не только самих тарифов, но и всей газово-энергетической сферы. В которой, как известно, в Украине делаются самые большие и шальные состояния. Не потому ли главными глашатаями от правительства, выступавшими против повышения тарифов для населения, оказались вице-премьер Андрей Клюев и министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Есть, видимо, очень много вопросов, по которым точки зрения этих господ не сходятся. Но в этом они пока оказывались на редкость единодушны.
Что касается пенсионной реформы, то хотя вице-премьер Тигипко и сообщил, что нынешний ее вариант прошел предварительную экспертизу и получил одобрение у иностранных доноров, судя по отзывам экспертов, это все еще не тот прорывной документ, который бы качественно изменил ситуацию с пенсионным обеспечением в нашей стране. Да и дебаты (а по ходу — и политические торги) по этому вопросу предстоят еще очень и очень жаркие.
Но неумолимо приближается и дедлайн, за которым находится точка невозврата, после которой проводить реальные реформы будет поздно. В таком случае Украину ожидает так называемый дефолт макрополитики — невыполнение обязательств по реализации ключевых реформ, без которых невозможна не только модернизация экономики, но и ее банальная стабилизация. Поскольку менее чем за 12 месяцев до предстоящих парламентских выборов восстановить электоральные симпатии будет очень сложно. Поэтому если шанс, который еще остается, нынешним летом все-таки будет упущен, дальнейшие события в Украине будут все больше напоминать белорусский или другой похожий сценарий. И пусть никого не обманывает такой зыбкий рост мировой экономики. Который, судя по многим тревожным сигналам, может прекратиться в любой момент. Не лучше ли подготовиться?