Анализ деклараций о доходах народных депутатов и высших чиновников страны интересен не только в разрезе источников происхождения задекларированных средств. Даже беглый анализ их имущества дает понять, что руководство страны, в большинстве своем, не верит в надежность украинских банков и предпочитает хранить средства “под матрасом». Кроме того, согласно данным е-деклараций, высшие чины украинского правительства и народные депутаты не особо жалуют нацвалюту и активно вкладывают средства в американский доллар и валюту ЕС.
На сегодняшний день, электронную декларацию о своих доходах заполнили почти все депутаты и высшие чины украинского правительства, включая премьер-министра Владимира Гройсмана, а также президента Петра Порошенко.
По подсчетам экспертов, общая сумма средств, которыми владеют народные избранники составляет 12,3 млрд. грн, что приблизительно равно трети госбюджета соседней Молдовы за 2016 год. Как сообщает на своей странице Facebook исполнительный директор ИК Конкорд Капитал Андрей Герус, в среднем на одного депутата из этой суммы приходится 30,4 млн грн, однако эти цифры разнятся в зависимости от фракций и групп: от 4 млн грн на одного депутата «Самопомочи» до 50 млн грн на представителя «Воли народа» и «Возрождения». При этом наличные средства составляют большую часть этой суммы. «Под матрасом» депутаты держат около 7,4 млрд грн.
Согласно данным электронных деклараций народных депутатов и чиновников, большинство из них при выборе валюты наличных сбережений делают ставку на американский доллар, а не украинскую гривну. И это несмотря на политику Национального банка по дедолларизации украинской экономики и стремление регулятора приучить украинцев к безналичным расчетам.
Еще в 2015 году на вопрос одного из депутатов украинского парламента касательно того, где и как можно купить валюту при существующих ограничениях на покупку долларов в банках, председатель НБУ Валерия Гонтарева ответила, что «валюту покупать не нужно, а каждый кто хочет это сделать - создает панику». Тем же, кому нужны средства для заграничной поездки Гонтарева тогда посоветовала пользоваться платежной картой.
Не способствует повышению доверия к гривне и сама Валерия Гонтарева на счету которой в Укрэксимбанке, согласно декларации, лежит $1,831 млн. Для сравнения, в нацвалюте председатель Нацбанка держит лишь 61,9 тысяч гривен на счетах в Ощадбанке.
К примеру, народный депутат, глава фракции «Радикальная партия» Олег Ляшко задекларировал $740 тыс, 90 тыс евро и 890 тыс грн наличными. При этом у гражданской жены Ляшко обнаружилась наличка на сумму $200 тыс, 40 тыс евро и 760 тыс грн. В банках народный депутат, активно выступающий в защиту бедного и сельского населения держит более двух миллионов гривен.
Нравится наличка и народному депутату от БПП Руслану Демчаку, который внес в декларацию 133 млн грн наличными. Нардеп от депутатской группы «Воля народа» Олесь Довгий задекларировал $1,5 млн наличных средств. Также нал хранит и нардеп от «Опозиционного блока» Вадим Новинский - 3 млн. грн, 780 тыс евро и $2,34 млн.
Среди главных держателей налички отличился и Владимир Гройсман. Наличными у премьер-министра зафиксировано 2,28 млн гривен, $870 тыс. и 460 тысяч евро. На этом фоне выглядит несущественным запас налички у президента. Петр Порошенко задекларировал лишь $60 тыс. и 900 тысяч грн. наличных сбережений, которые хранятся в Международном инвестиционном Банке.
«Эта ситуация в очередной раз демонстрирует, что веры в гривну, как средства сбережения нет даже среди топ-политиков и чиновников. Мы должны понимать, что политика дедолларизации невозможна в ситуации, когда с стране нет веры в стабильность национальной валюты – а для этого нужно как минимум несколько лет курсовой стабильности, чего, к сожалению, мы пока не достигли», - говорит глава аналитического отдела ИК «Конкорд Капитал» Александр Паращий.
Кроме того вызывает недоумение источник задекларированной валюты с учетом того, что в Украине с весны 2014 года действуют валютные ограничения на ее покупку. Сначала регулятор ограничил приобретение долларов и других валют мира суммой равной 3 тыс грн в одни руки в одном банке, позже планку повысили до 6 тыс грн и только летом 2016 года регулятор разрешил физлицам покупать инвалюту на сумму до 12 тыс грн в эквиваленте.
По мнению аналитика ИК Adamant Capital Инны Звягинцевой, теоретически валюту декларанты могли приобрести и на черном рынке. Но, вполне возможно, что некоторые депутаты и чиновники задекларировали наличные средства “с запасом”, включив в них неформальные доходы, которые еще только могут получить в будущем. «Это могло быть сделано, чтобы избавиться от необходимости объяснять происхождение средств в дальнейшем. В целом, декларанты по каким-то причинам предпочитают ликвидные вложения – наличность является самым ликвидным видом сбережений», - поясняет эксперт.
Кроме того, не факт, что вся задекларированная валюта приобреталась в течение последних нескольких лет, когда действовали валютные ограничения. Поэтому в свое оправдание любой депутат или чиновник может сказать, что это привет из «прошлой жизни».
Помимо денежных сбережений вызывает интерес и большое количество недвижимости, владельцами которой выступают народные избранники, чиновники, а также президент.
Согласно информации, указанной в декларации, в собственности Петра Порошенко – дом, стоимостью 30 млн грн, шесть земельных участков, три квартиры и нежилое помещение. Вместе с супругой президент владеет еще одной квартирой. На жену Порошенко записан дачный дом и один земельный участок.
У Владимира Гройсмана задекларированы две квартиры, два дома и четыре земельных участка. Заметно выделяется на их фоне нардеп от оппозиционного блока Нестор Шуфрич, задекларировавший две квартиры в Ужгороде, семь квартир в Киеве, жилой дом в Козине и шесть земельных участков. «На фоне недоверия к банковской системе многие люди стали вкладывать накопления в недвижимость, и здесь чиновники не стали исключением», - говорит Инна Звягинцева.
Главное преимущество недвижимости как объекта инвестиций - возможность получать стабильный арендный доход. Однако только за счет аренды инвесторы вряд ли смогут получить доходность больше, чем у банковского депозита. «В Киеве сдача в аренду квартир в лучшем случае приносит годовой доход в размере не больше 10% от стоимости квартиры. И это без учета налогов. Для того, чтобы получить большую доходность, нужен рост цен на жилье, который на данный момент не наблюдается», - говорит главный аналитик UniCreditBank Андрей Приходько.
Действительно, в 2016 году цены на недвижимость в долларах продолжают падение во всех сегментах, хотя за счет девальвации, цены в гривнах все еще остаются немного выше, чем год назад. В связи с этим, как отмечают финансисты, доверяя украинским банкам, власть имущие могли бы зарабатывать больше. «Инвестиции в недвижимость, конечно, лучше налички, но все-таки менее привлекательны по сравнению с банковскими депозитами, ведь депозиты в гривне могут давать 15% и выше», - резюмирует Приходько.