Дайте советским людям спокойно дожить в СССР.

У меня никак не выходит из головы безобразная картинка 9 Мая у памятника Вечной Славы в Киеве во время так называемого шествия Бессмертного полка. Старики тогда (в основном — бабушки) надели георгиевские ленточки. А молодые, здоровые мужики в камуфляже и бойкие журналисты не нашли более достойного дела, кроме как заняться травлей и провоцированием скандала.

Да, это запрещенная символика. Более того, можно предположить, что для некоторых участников шествия это был своеобразный вызов. Их вызов обществу, которое лишило всего — обеспеченной жизни, социальных гарантий, медицины, а теперь пытается лишить памяти и прошлого. Вызов бессильный, неспособный что‑либо изменить, направленный на то, чтобы вернуть себе часть достоинства, побыть среди «своих». И хотя большинство из них по возрасту никак не могли участвовать во Второй мировой, все равно это была их возможность почувствовать себя победителями: дескать, это наш день, советский День победы, и ключевое здесь — советский.

Но кому‑то понадобилось устроить шоу, унижая этих, в сущности, несчастных стариков, отбирая у них георгиевские ленточки и прочие символы советской эпохи. Хотя со всей столицы на шествие собралось не более двух тысяч участников. Двух тысяч! Кому они мешали? Зачем устраивать потасовки? Получилось какое‑то злобное «торжество победителя» — с гиком, с издевками. Это — доблесть? Неужели унижение стариков — непременная составляющая строительства новой Украины?

Что нужно было делать? Да ничего. Дайте им, тем, кто по‑прежнему чувствует себя советскими людьми, жить спокойно. Эти люди уже не изменятся. Они жили в Советском Союзе, в нем они были счастливы и ментально по‑прежнему там.

Новое общество, к сожалению, ничего хорошего большинству из них не дало. Так пусть спокойно доживают свою жизнь в СССР. Они вне современных игр и уже ни на что не влияют.

«Как не влияют?» — слышу возмущенные голоса. «А выборы? Ведь они ходят на выборы и голосуют черт знает за кого». Более того, перед выборами время от времени раздаются призывы спрятать паспорт бабушки, а то и вовсе установить возрастной ценз. Не будем говорить о том, насколько это все совместимо с европейским выбором Украины, тут все ясно.

Но давайте посмотрим, как голосуют старшие избиратели. Например, результаты парламентских выборов 2014 года. В них еще участвовала Коммунистическая партия. Пятипроцентный барьер она не одолела. Данные экзитпола позволяют дифференцированно посмотреть, как голосовали разные социально-демографические группы. Да, избиратели в возрасте старше 60 лет коммунистов поддержали больше всех, но это всего лишь 5,8%! Еще раз: меньше 6% избирателей старшего возраста поддержали на выборах Коммунистическую партию, а в возрастной группе 50–59 лет — всего 2,3%. Кстати, вопрос: а стоило ли запрещать Коммунистическую партию, которая и так почила естественной смертью?

Вообще, процессы декоммунизации в Украине иногда напоминают большевистский радикализм 20‑х годов с его «мы наш, мы новый мир построим» сразу и просто. В Киеве сейчас, например, собирают подписи за переименование Московского проспекта и проспекта Ватутина. С Московским — все понятно. Но причем здесь Ватутин? Он с нами воюет? Более того, в общем скопе предлагают переименовать и улицу Мечникова. Какие претензии к великому ученому с мировым именем, уроженцу Украины, который и до советской власти‑то не дожил (умер в 1916 году)?

Ребята, давайте займемся делом. Например, обратим внимание на то, как излагают историю и как трактуют современность некоторые учителя Донецкой и Луганской областей. Конечно, надо бы уволить, но вот кто будет вместо них? Может быть, яростным борцам за декоммунизацию, имеющим гуманитарное образование, стоит годик-другой поработать в школах регионов, где просоветскость и даже пророссийскость и сегодня владеют умами значительной части не только старшего, но и молодого поколения? В конце концов, декоммунизация — это ведь не о ленточках и даже не о названиях, а о состоянии умов и душ.

А стариков — тех, что с ленточками, — оставьте в покое. Пусть доживают мирно в СССР.