Продавливание Налогового кодекса, который в отредактированном виде не менее серьезно бьет по бизнесу, является всего лишь следствием череды событий, организованных ранее провластной командой. Регионалы хорошо поработали. «Подмяв под себя» Конституцию, они взяли под контроль и парламентское большинство, и судей вместе с ключевыми силовыми органами власти, и местные советы, включая управление столицей. Да, и во внешней политике регионалы проявили себя не менее резво. Однако всегда ли оправданы действия представителей Партии регионов, достигающих своих целей любой ценой? Портал «Политика и деньги» собрал самые циничные примеры действий властей с целью разобраться, что же еще предстоит пережить украинцам.

Перетягивание депутатов

Получив власть, регионалы первым делом начали расширять свои возможности в парламенте, ведь только при надежной поддержке большинства депутатов можно реализовывать свои инициативы, как говорится, без шума и пыли. То есть быстро и без обсуждений. Для этого сперва приняли изменения в регламент Верховной Рады, которые позволяли входить в парламентское большинство не только целым фракциям, но и отдельным депутатам. А потом дождались и решения Конституционного суда (возглавляемого «донецким» судьей), который фактически узаконил сборное большинство. И это несмотря на то, что два года назад суд уже высказывался на эту тему и принимал прямо противоположное решение.

После этого к пропрезидентской коалиции начали перебегать то по одному, то малыми группками депутаты из БЮТ и НУ-НС, с чьей помощью регионалы набрали необходимый запас голосов в Верховной Раде. Запас, который не задает лишних вопросов и безоговорочно, часто даже не читая, голосует за то, что скажут.

У кого большинство, тот и банкует

Принятие Налогового кодекса самое яркое тому доказательство. Как отметил Ярослав Павловский, координатор проекта Агентства моделирования ситуаций, профессиональные моменты у регионалов откровенно страдают. «Первая версия Налогового кодекса представляла беспрецедентно непрофессиональный документ, с которым нельзя было выходить даже на уровень экспертного обсуждения, неговоря уже о рассмотрении в парламенте», - отметил эксперт.

Кроме того, благодаря созданию армии «голосователей» теперь правительству и Президенту легко удается то, что в свое время не получалось у Юлии Тимошенко. Например, бывшее правительство в прошлом году безуспешно пыталось заставить предпринимателей доплачивать в Пенсионный фонд необходимую сумму для минимального страхового взноса. Поскольку их отчисления были крайне низкими, и доплата происходила лишь по желанию.

Не имея поддержки в Верховной Раде, правительство выдало соответствующее постановление, которое потом отменил суд. И денежная «дыра» в Пенсионном фонде продолжила расти. А регионалы, придя к власти, в скором времени закрыли этот вопрос на уровне закона. У них количества голосов хватило. Хотя по-хорошему проблема должна была решиться независимо от того, кто при власти.

Украину дрейфует к России?

Во внешней политике депутаты также помогают главе государства осуществлять грандиозные планы. Чего только стоит ратификация одиозного «харьковского соглашения» о продлении сроков пребывания Черноморского флота в Крыму в обмен на иллюзорную скидку на газ.

Теперь еще глава государства высказался во время недавней поездки в Москву о возможности присоединения к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана, в то время как Украина состоит уже во Всемирной торговой организации. К тому же нечто непонятное происходит вокруг украинской НАК «Нефтегаз Украины», который вроде как в процессе создания совместного предприятия с «Газпромом», но окончательного решения нет.

Касательно Таможенного союза Екатерина Шинкарук, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций, считает, что это заявление было сделано, скорее, для Москвы, чтобы смягчить атмосферу переговоров. «Для Украины, как было, так и остается приемлемым создание зоны свободной торговли с Россией без исключений и изъятий, но этот вариант не устраивает РФ, которая хотела бы видеть Украину членом Таможенного союза. Но как член ВТО, Украина не может присоединиться к этому союзу на его условиях. Кроме того, это противоречило бы уже идущим переговорам о формировании зоны свободной торговли с ЕС как составляющей будущего Соглашения об ассоциации», - подчеркивает эксперт.

По мнению Екатерины Шинкарук, запас резких изменений во внешнеполитическом курсе Украины на сегодняшний день исчерпан. Поэтому неудивительно, что в вопросе слияния «Газпрома» и «Нефтегаза» нет ясности. «Замыкать энергетику на России для Украины крайне не выгодно. Россия заинтересована в совместном предприятии, чтобы получить контроль над украинской газотранспортной системой, а для Украины такой вариант объективно неприемлем. Мы заинтересованы в трехстороннем формате сотрудничества: Украина – Россия – ЕС», - заключила эксперт.

Тем не менее, Россия усиливает свое влияние на Украину, видя в ней «потенциальную Белоруссию». Но эксперты уверены, что у нашей страны свой путь и вряд ли во внешней политике власти будут делать какие-то резкие шаги по сворачиванию контактов с Европой. По словам Ярослава Павловского, социально-экономические и культурные связи Украины с Европой гораздо серьезней контактов Белоруссии с ЕС. В тоже время экспансия российского капитала может усилиться в ближайшие полтора-два года.

Местное самоуправление придушили

Однако, если власти и дальше продолжат испытывать терпение ЕС, то Европа может сама «отвернуться». В своей резолюции по Украине Европарламент широко раскритиковал, в частности, прошедшие выборы в местные органы власти. Во-первых, пользуясь своим большинством, регионалы цинично отодвинули дату выборов, а, во-вторых, несколько раз меняли избирательное законодательство за пару месяцев до голосования. Тогда как по европейским стандартам изменения в закон можно вносить не позднее, чем за год до выборов.

Напомним, что изначально «молодым», недавно зарегистрированным политическим силам чуть было вообще не запретили участвовать в выборах. Потом эту норму убрали, но, несмотря на это, в законодательстве остался ряд положений, позволявших силам из правящей коалиции в Раде получить преимущество в формировании территориальных избирательных комиссий.

В отношении Киева Виктор Янукович поступил еще «красивее». Депутаты внесли изменения в закон о столице, отменив районные советы и разрешив Президенту назначать главу Киевской госадминистрации. Эксперты восприняли новшества спокойно, мол, все равно остается в силе решение Конституционного суда, согласно которому именно мэр города должен быть главой КГГА.

Тем не менее, в этом вопросе КС президенту уже не указ и через месяц-полтора после изменения закона Виктор Янукович уволил Леонида Черновецкого и назначил главой КГГА Александра Попова. Незаконно. Но кого это интересует?! Оспаривать указ Президента – совершенно бесполезная трата времени, учитывая какая ситуация сейчас в судах.

Задел на будущее

После «освоения» парламента регионалы прибрали также под свой контроль суды. Начали с Высшего совета юстиции (ВСЮ) и Конституционного Суда, а продолжили проведением судебной реформы и принятием нового закона о судоустройстве. Согласно которому, любого судью может уволить ВСЮ. Кроме того, закон сузил вопреки Конституции полномочия Верховного суда и предусмотрел создание еще одной высшей судебной инстанции – Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и криминальных дел. Не удивительно, что возглавил его депутат-регионал, а именно – Леонид Фесенко.

Дальше регионалы продолжили гнуть свою линию. Решение Конституционного суда по вопросу формирования коалиции стало лишь первой ласточкой в деле по откату Конституционной реформы. Уже в середине осени КС снова принял очередное громкое решение, просто-напросто отменив изменения в Основной закон страны 2004-го года. Так что, форма правления в Украине из парламентско-президентской, которой в течение всей своей каденции мучался Виктор Ющенко, превратилась опять в президентско-парламентскую, как это было при Леониде Кучме.

Кстати, Виктор Ющенко также был не против вернуть все, как было до реформы, но КС к нему тогда был неблагосклонен. Нынешний президент теперь может, в частности, самостоятельно назначать премьер-министра, руководителей силовых ведомств и губернаторов. Правительство стало гораздо проще отправить в отставку, а провести импичмент президента – сложнее.

Это главе государства очень даже понадобится, когда будут приняты все непопулярные законопроекты. В любой момент Виктор Янукович сможет сделать красивый реверанс перед народом, назначив главным «виноватым» во всех бедах главу правительства и распрощаться с ним.

Пенсионеров свяжут "по рукам и ногам"

Помимо Налогового кодекса, властям еще нужно решить вопрос с пенсионной реформой, монетизацией льгот и Трудовым кодексом. На первых двух пунктах уже давно настаивает Международный валютный фонд. А поскольку властям нужны деньги, то ни на какое экспертное совещание в подготовке проектов рассчитывать не приходится. В результате документы будут снова несбалансированны, и людям не останется ничего другого, как снова выходить на улицу.

По словам Светланы Конончук, руководителя политических программ Украинского независимого центра политических исследований, недавняя ситуация с «предпринимательским Майданом» четко свидетельствует не о наличии демократии в стране как таковой, а о дефиците совещательной демократии. «Люди на улице в течение длительного времени – это явный открытый укор кулуарной, поспешной, направленной на удовлетворение интересов властей, системе принятия решений. Пока она будет сохраняться, до тех пор у нас и возможны непредсказуемые решения, в том числе, и такие, которые можно назвать неприятными сюрпризами», - говорит эксперт.

Что касается пенсионной реформы, этот вопрос в Украине свели фактически к нескольким моментам, направленным в основном на урезание дефицита Пенсионного фонда. Поднять пенсионный возраст для женщин, ограничить максимальные пенсии и сократить для отдельных категорий граждан возможность раннего выхода на пенсию. Вот основные темы, которые волнуют правительство, а не внедрение накопительной системы, разработка механизмов, которые бы позволили и дефицит ликвидировать, и улучшить пенсионное обеспечение украинцев.

Эффективность перечисленных мер без глубокого реформирования всей системы будет чуть выше ноля. В результате бюджет выиграет копейки, а интересы украинцев в очередной раз будут проигнорированы.

Как отмечает Светлана Конончук, «власть стоит перед реальными вызовами, заключающимися, прежде всего, даже не в проведении провозглашенного «курса реформ», а в финансовом обеспечении текущего и перспективного момента. С одной стороны, необходимо обеспечить поступления в Пенсионный фонд, чтобы не допустить недовольства около 14 млн пенсионеров, с другой – обеспечить интересы групп «пула Януковича», внесших свой вклад в коллективную победу Януковича».

Другими словами, уж очень много в проект «Янукович» было вложено, и давно пора возвратить все с лихвой. А тут еще и экономическая ситуация неблагоприятная. Так что, на бюджете лежит двойная нагрузка – за себя и за того парня.

Кто спасет Украину?

Никто! «Спасителя» не будет и быть не должно. Обществу нужна четкая система подотчетности власти, которая бы позволила удовлетворять интересы большинства граждан. «Украина не будет двигаться, не будет строить конкурентную экономику (хотя бы в каких-то отраслях), пока система государственной и судебной власти не автономизируется от интересов отдельных влиятельных фигур», - резюмирует Светлана Конончук.

Ярослав Павловский тем временем обращает внимание на необходимость идеологической дискуссии и идеологической ответственности в обществе. «Избиратель и гражданин должен понимать, что, голосуя за определенную политическую силу, он не столкнется с очередным предательством идеологических принципов. Как это было с Януковичем, который пришел на волне тезиса о налоговых каникулах для малого бизнеса, и в течение первого же года правления инициирует усиление налогового давления».