За четыре месяца текущего года сальдо внешней торговли составило -1,7 млрд долл. (по данным НБУ), и этот показатель ухудшился по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом (-1,3 млрд долл.). Отрицательное внешнеторговое сальдо Украины стало довольно печальной констатацией первых результатов введения режима свободной торговли для нашей страны с ЕС, актуализировав пессимистические прогнозы скептиков о его негативных последствиях. Риски для платежного баланса все больше материализуются, но как власть, так и бизнес используют далеко не все открывшиеся на общеевропейском пространстве возможности.

Евроэкзамен для бизнеса

Требования ЕС оказались посильными далеко не для всех. Так, отечественным экспортерам свинины по состоянию на начало июня удалось заполнить только 5% квоты, в пределах которой ЕС разрешает беспошлинный ввоз.

В организованной посольством Украины в Австрии выставке-презентации продукции отечественного пищепрома с закупщиками крупнейших австрийских торговых сетей в Вене приняли участие 11 компаний. Возможно, такое количество объясняется организационными нюансами, и вполне вероятно, что у нас не так много отечественных производителей, которые соответствовали бы заявленным критериям отбора. В частности, наличие сертификатов по безопасности и качеству продукции, на право осуществления экспорта, разработанная цепочка поставок, четкое понимание ценообразования в ЕС. Действительно, на внешние рынки пока выходит ограниченное число субъектов, в основном крупный бизнес, а малому и среднему в контексте украинских реалий делать это сложнее.

Хождение с препятствиями

В прошлогоднем рейтинге Doing Business-2016 Украина хоть и поднялась на четыре позиции, но по маркеру «Международная торговля» (учитывающему такие индикаторы, как время и стоимость прохождения пограничного и таможенного контроля, оформление документов и т.п.) осталась на том же 109-м месте. Следует ли ожидать улучшения оценок в текущем году? Разве что лишь номинального.

Сложные и непрозрачные таможенные процедуры создают едва ли не наибольшие трудности отечественным производителям-экспортерам, зависимым от ввозного сырья. «С экспортом особых проблем нет, а при импорте сырья приходится вести борьбу с таможенниками по поводу цен, — рассказали в одной украинской фирме, занимающейся производством и экспортом средств по уходу за волосами. — Например, таможенники могут потребовать дополнительные документы, которые являются коммерческой тайной или которые просто нереально предоставить. Поэтому приходится платить ту цену, которую они скажут».

Это далеко не единственное препятствие. В детальном исследовании состояния украинского экспорта в ЕС, проведенном в конце прошлого года Украинским центром содействия инвестициям и торговле совместно с ГП «Укрпромвнешэкспертиза» по заказу правительства Королевства Нидерландов, указан ряд проблем наших экспортеров — малых и средних производителей. Так, кроме уже банальных для нашей экономики финансовых сложностей — нехватки внутренних ресурсов и ограниченного доступа к долгосрочному кредитованию, субъект внешнеэкономической деятельности страдает от несовершенной регуляторной политики — задержки в возмещении экспортного НДС, существующих требований валютного контроля. Авторы исследования также указывают на проблемы маркетинга — отсутствие знаний о рынках ЕС/ЕАСТ и требованиях о доступе на них; отсутствие маркетинговых навыков, опыта разработки и реализации маркетинговых стратегий; дефицит финансовых ресурсов для участия в зарубежных выставках; ухудшение в глазах импортеров имиджа украинских компаний как надежных партнеров из-за войны на Востоке Украины. Отмечены и низкий уровень государственной поддержки экспорта; неэффективная работа отраслевых ассоциаций; слабый уровень кооперации между предприятиями соответствующих секторов; неудовлетворительное развитие инфраструктуры по поддержке экспорта. Кроме того, предприятие, функционирующее в той или той отрасли, сталкивается еще и со специфическими трудностями для осуществления экспортных операций.

К перечисленным проблемам можно добавить отсутствие информационной поддержки. Хотя есть и некоторые сдвиги — Минэкономразвития взялось организовывать двусторонние встречи украинской делегации из представителей власти и бизнеса с иностранными партнерами и призывает предпринимателей присоединяться к торговым миссиям за границей, зарегистрировавшись по ссылке https://goo.gl/3lIUww.

Слово бизнеса с трибуны

Пытаясь наладить диалог с властью, предпринимательское сообщество в марте инициировало Украинский форум бизнеса, участники которого касались и проблем экспорта. Свои наработки они передали бывшему правительству, но, констатируют в УСПП, эффективного сотрудничества не получилось. Поэтому остается возлагать надежды на новый Кабмин. Антикризисный совет общественных организаций Украины разработал и передал правительству В.Гройсмана Антикризисную программу совместных действий власти и бизнеса. В части содействия экспорту авторы предлагают ввести экспортное кредитование импортера-покупателя на оплату закупок в качестве механизма отсрочки платежа за поставленную продукцию; страхование экспортных кредитов; упростить или отменить процедуру получения разрешений на размещение валютных ценностей на счетах за границей; снятие ограничения (срока) на возврат и зачисление выручки в иностранной валюте в сроки выплаты задолженностей, указанных в контрактах, и т.п.

До сих пор актуальна проблема адаптации бизнеса к европейским техническим стандартам. Поэтому предприниматели предлагают создавать в Украине за счет грантов ЕС современные центры по выдаче сертификатов качества и безопасности европейского образца; рассчитывают также на помощь от Евросоюза и в плане гармонизации налогового законодательства. Часть финпомощи ЕС предлагают направить на создание специального фонда, из которого можно было бы субсидировать процентные ставки по обслуживанию инвестиционных кредитов (за исключением тела кредита) для реализации нацеленных на рынок ЕС проектов; прямо или опосредованно финансировать такие проекты по ставкам ниже среднерыночных; страховать иностранные инвестиции.

От специализации из-за бедности — на 180°

Увеличение сбыта биржевых товаров, например, зерновых, а с ним и валютных поступлений в страну — действительно хорошая новость. Но экспортная стратегия не должна этим ограничиваться. Известна закономерность, что страны, экспортирующие преимущественно сырье (а ее удельный вес в структуре отечественного внешнего сбыта достигает 70%), не могут рассчитывать на стабильное развитие из-за зависимости результата торговли от конъюнктуры мирового рынка. К тому же, по прогнозам экспертов, спад стоимости сырьевых товаров скоро возобновится. Но чтобы конкурировать за лидерство в экспорте товаров с более высокой добавленной стоимостью, Украине еще нужно наладить их производство — надлежащего качества и в необходимом количестве. Для этого надо развивать свое производство.

Как отметил норвежский экономист Эрик С.Райнерт в книге «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными», «…страна с неэффективным промышленным сектором намного богаче, чем страна, где вообще нет промышленного сектора» и «…если предположить, что определенные виды экономической деятельности (сельское хозяйство) подлежат уменьшаемой прибыльности, вместе с тем остальные (обрабатывающая промышленность и развитые услуги) подлежат увеличительной прибыльности (уменьшение затрат на единицу продукции с увеличением объема производства. — Е.Д.)… мы получим теорию, которая красноречиво объясняет, почему бедные страны должны индустриализироваться».

Развивать и защищать

Подобно сказочному персонажу барону Мюнхгаузену, прежде всего Украина должна приложить усилия, чтобы вытащить себя из трясины, запустив процесс реиндустриализации. Промышленность крайне нуждается в технико-технологической модернизации. Сам факт подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, по мнению энтузиастов, должен был добавить привлекательности Украине в глазах иностранных инвесторов. Но чуда не произошло. Не удается привлекать их в стратегические для развития страны отрасли — с увеличительной прибыльностью, в которой продуцируются товары с высокой добавленной стоимостью, способные на инновационную диффузию. Так, сумма привлеченных прямых иностранных инвестиций (акционерный капитал) в металлургию в 5–6 раз превышает аналог для машиностроения, и эта тенденция не меняется, по крайней мере, последние пять лет. Поэтому надо продолжать работу в направлении налаживания инвестиционного климата, также целесообразно ввести налогово-инвестиционные стимулы для модернизации предприятий.

Не лишним было бы преодолеть и сами себе сооруженные препятствия. Например, до сих пор действуют ввозные пошлины на оборудование, оснащение и сырье, которое не добывается в Украине. Интересен опыт Японии после Второй мировой войны. Тогдашнее правительство начало субсидировать импорт новейшего станочного оборудования (50% стоимости) и оплачивало половину расходов японских производителей такого оборудования.

Не следует забывать об ІТ-отрасли, которая имеет потенциал интеграции в глобальные цепи добавленной стоимости, среди плюсов которых — доступ к современным технологиям. Понятно, что иностранный инновационный бизнес придет работать не только туда, где хороший деловой климат, но и туда, где высококвалифицированные кадры. Поэтому несомненный приоритет — развитие науки и образования.

Итак, проблемы очерчены, предложения наработаны. Была бы синергия со стороны власти и бизнес-кругов, но она возможна, если отказаться от практики критиковать персоналии, а не идеи. Только так диалог может быть результативным и мотивировать к действиям. Конечно, не следует ждать особой активности от материально заинтересованных в экспорте сырья лоббистов, поэтому их влияние на ключевые решения должно быть нейтрализовано... Свободная торговля сама по себе не является залогом богатства страны. По мнению того же Райнерта, свободная торговля удобна обеим сторонам, только если они достигли одной стадии развития, т.е. между равными. Это вовсе не аргумент для евроскептиков, это скорее стимул для тех, кто стремится стать лучшим.