Со вступлением в силу 1 января 2017 г. Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата Украины» №1797-VIII из НК была исключена глава «Налоговая милиция». Следователи налоговой милиции были лишены каких-либо полномочий, в т. ч. на ведение досудебного следствия. Но хотя ее деятельность и не предусмотрена законом, налоговая милиция продолжает работать в составе ГФС и финансироваться из госбюджета. Например, проводить рейды по обнаружению фальсифицированной подакцизной продукции накануне пасхальных праздников.
И вот 3 апреля в Верховной Раде был зарегистрирован очередной проект, который предусматривает ликвидацию налоговой милиции. Это альтернативный проекту №8157 о Национальном бюро финансовой безопасности (авторства главы Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной) законопроект №8157-2 о правовых основах организации и деятельности Финансовой полиции. Среди его инициаторов — Татьяна Острикова, Роман Семенуха, Виктория Пташник и др. В основе этого законопроекта лежит законопроект №4228 «О финансовой полиции».
Как отмечают авторы, законом от 10.11.2015 о внесении изменений в УПК относительно выполнения рекомендаций ЕС по выполнению Украиной Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины об уточнении подследственности органов предварительного расследования Службу безопасности Украины лишили полномочий по расследованию преступлений в сфере хозяйственной деятельности. А в конце 2017 г. Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по обеспечению соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования». Этот закон предусматривает, что судебное разбирательство и досудебное расследование автоматически фиксируются с помощью аудио- и видеозаписывающих средств, при проведении обысков обязательно должен присутствовать адвокат, а доказательства, полученные правоохранителями с нарушением этих норм, в суде будут признаны недопустимыми.
Критика проекта о НБФБ
Однако принятие вроде бы прогрессивных законов не способствовало улучшению бизнес-климата в стране и уменьшению неправомерного силового давления на предпринимателей. «СБУ и другие правоохранительные органы продолжают вмешиваться в работу субъектов предпринимательской деятельности и безосновательно блокировать их работу… Анализ действующего законодательства и практики свидетельствует, что функции по противодействию преступлениям в сфере финансов неоправданно рассеяны по разным ведомствам и часто дублируются. В частности, такими полномочиями наделены подразделения Национальной полиции (департамент защиты экономики), Службы безопасности Украины, налоговой милиции», — отмечают авторы законопроекта №8157-2.
Они раскритиковали проект «О Национальном бюро финансовой безопасности Украины». По их мнению, он расширяет полномочия Президента Украины в части назначения/увольнения руководителя НБФБ, что не предусмотрено действующей Конституцией и требует одновременного или заблаговременного внесения изменений в Основной Закон; не обеспечивает прозрачный и беспристрастный отбор кандидатов на должность руководителя НБФБ.
«Фактически выбран один из наиболее критикуемых способов отбора кандидата, при котором только политические силы определяют кандидатов в конкурсной комиссии по избранию руководителя органа, который будет расследовать уголовные производства в отношении всех ветвей власти. При этом ухудшается возможность избрания качественного состава конкурсной комиссии: закрывается возможность участия в конкурсной комиссии авторитетных зарубежных специалистов, допускается возможность быть членом комиссии государственному служащему, что создает конфликт интересов», — отмечают авторы.
Также законопроект Южаниной, по их мнению, не содержит фильтров, которые помешали бы попасть в новую службу непрофессиональным и коррумпированным сотрудникам правоохранительных органов. Кроме того, документ не решает основные запросы общества по снижению давления силовых структур на бизнес («маски-шоу стоп»), ведь предусматривает функционирование в пределах НБФБ подразделения физической защиты; создает конфликт интересов между НАБУ и НБФБ, а также с другими институтами и органами исполнительной власти и дублирует их функции, задачи и полномочия.
Именно так аргументируют авторы необходимость подать альтернативный законопроект, в котором следует урегулировать все спорные вопросы и создать предпосылки для надлежащего функционирования единого правоохранительного органа по расследованию преступлений в сфере публичных финансов.
По их словам, на сегодня оптимальной моделью является ликвидация налоговой милиции и создание финансовой полиции, деятельность которой направляется и координируется Кабмином через министра финансов Украины.
Какие преступления будет расследовать Финполиция
Законопроектом предлагается создать Финансовую полицию, которая будет осуществлять мероприятия по предотвращению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений, отнесенных к ее подследственности. А это, согласно предлагаемым изменениям в ст. 216 УПК, нарушение порядка финансирования политической партии, предвыборной агитации (ст. 159-1); присвоение, растрата или завладение бюджетными средствами путем злоупотребления служебным положением (ст. 191-1); фиктивное предпринимательство (ст. 205); уклонение от уплаты налогов, сборов (ст. 212); уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ст. 2121); доведение банка до неплатежеспособности (ст. 2181); доведение до банкротства (ст. 219); нарушение порядка ведения базы данных о вкладчиках или порядка формирования отчетности (ст. 220-1); фальсификация финансовых документов и отчетности финансовой организации (ст. 220-2); мошенничество с финансовыми ресурсами (ст. 222); манипулирование на фондовом рынке (ст. 222-1); незаконная приватизация государственного, коммунального имущества (ст. 233); финансирование терроризма (ст. 258-5).
Кроме того, если в ходе расследования вышеуказанных преступлений будут установлены другие связанные преступления (указан конкретный перечень), Финансовая полиция сможет их также расследовать, кроме случаев, когда эти преступления отнесены к подследственности НАБУ.
Систему Финансовой полиции будут составлять центральный аппарат и до 7 территориальных управлений (ч. 1 и 3 ст. 13 проекта). Установлено и максимальное количество работников — не более 1500 человек, для которых определен исчерпывающий перечень оснований для прекращения полномочий, их особая правовая и социальная защита, надлежащие условия оплаты труда.
Определена также процедура конкурсного отбора руководителя, его заместителей и других работников финансовой полиции конкурсной комиссией, в состав которой входят представители, делегированные из разных сфер.
Финансовая полиция будет иметь достаточные полномочия для эффективной работы — детективы будут осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а также досудебное расследование преступлений. Кроме того, этот орган получит право прямого доступа к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных, держателями (администраторами) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, а также достаточные финансовые и материально-технические ресурсы.