Украинская экономика продолжает истекать кровью. По данным Минэкономики, падение ВВП Украины в первом полугодии 2015 года составит 16,3%, падение промышленного производства — 20,5%. За этот же период объемы производства в сельском хозяйстве упали на 9,3%, а потребительские цены выросли на 39,3%. Объем экспорта тоже существенно упал – на 35,4%. Падение реальной заработной платы при этом составило 23,9%.
Вместо ожидавшегося после Евромайдана притока инвестиций в страну за последние полтора года мы имеем отток капитала в размере $3,1 млрд. Так, если по состоянию на 1 января 2014 года объем иностранных инвестиций в украинскую экономику составлял $57,3 млрд, то на начало этого года он составил $45,9 млрд, а на 1 июля уже $42,8 млрд.
За всеми этими сухими цифрами стоит жизнь любого простого человека в нашей стране. То, чем он может питаться, во что одеться, на чем ездить и как жить в принципе.
Кроме небольшого количества националистов и идеалистов, которые вышли на Евромайдан ради идей торжества нации и всеобщей справедливости, большинство людей пришли туда ради достойной жизни для себя, своих детей и внуков. Если убрать в сторону ханжество и лицемерие, то более достойной значит более свободной, богатой, спокойной и сытой. Я уверен, что именно это привлекает большинство обывателей в Евросоюзе.
На самом деле, все очень просто. Если бы президент России Владимир Путин не аннексировал бы Крым и не начал бы войны в Донбассе, ситуация в экономике действительно бы кардинально отличалась от того, что мы имеем. Евромайдан принес ряд неплохих результатов: реформа полиции, свобода слова, волонтерское движение, укрепление армии, родившийся у народа патриотизм, дерегуляция, Соглашение об ассоциации с Евросоюзом и многое другое.
Если бы не война, все это уже позволило бы нарастить инвестиции в страну, создать новые рабочие места, увеличить экспорт и получить экономический рост. Но стратегия Путина на уничтожение украинской экономики сработала. Если не верите мне, поверьте самим российским чиновникам. Недавно депутат Госдумы Вячеслав Никонов в эфире российского телешоу объявил: «Мы не дали сделать из Украины витрину западной демократии».
С тем, кто виноват, определились. Осталось выяснить, что делать. Украине нужно не просто остановить падение ВВП; сейчас, когда первый шок от военных действий прошел, а ситуация более-менее стабилизировалась, это вполне возможно. Украине нужен экономический рост. Людям нечего есть, не за что одеваться, нет денег даже на самое необходимое, на лекарства. Точки быстрого роста надо искать уже прямо сейчас.
Как этого добиться? Прежде всего, признать, что мы находимся в ситуации жесткой экономической стагнации, значит, проблемы экономики нужно решать в первую очередь. Мало того, не выдумывать велосипед, а решать проблемы по классике жанра, как это указанно в любом учебнике по экономике любого западного ВУЗа. А еще убрать ядовитый популизм, убить в себе страх и на время забыть про свои личные нужды.
Перейду от общего к частному. Приведу три конкретных примера касательно каждой части моего рецепта.
Популизм. Например, всем известен пиар Блока Юлии Тимошенко на идее о необходимости снизить тарифы на электроэнергию и газ. Никто не отрицает того факта, что в Украине поставки газа и электроэнергии осуществляются группкой монополистов. Причем главный монополист здесь даже не Дмитрий Фирташ и Ринат Ахметов, а государство. Но ведь и тарифы для населения, скажем прямо, гораздо ниже себестоимости.
Правильный выход из положения: создать газовую и энергетическую биржу, продать все государственные энергетические монополии иностранным инвесторам и начать жесткую антитрестовую кампанию. А тарифы должны стать рыночными.
Второй пример – борьба с курением. Под лозунгами заботы о здоровье парламент вначале запретил рекламу сигарет и курение в общественных местах, теперь же планирует рассмотреть закон ограничивающий оборот электронных сигарет. Пока в других странах пытаются не только бороться с курением, но и сохранить налоги, а также оставить какую-либо альтернативу курильщикам, у нас – запрещают все. По причине преобладающего популистического подхода государство снова может не досчитаться денег, а кто-то заработает себе немного балов в глазах своего электората. И так раз за разом.
Следующий пример не менее нагляден. Минэкономики в конце августа объявило, что уровень теневой экономики в Украине в первом квартале 2015 года увеличился на 5 процентных пунктов до 47% от объема официального ВВП. В ведомстве объяснили негативную тенденцию тем, что бизнес перестал верить в улучшение экономической и политической ситуации и начал активно использовать схемы сокрытия части доходов, в том числе такие, как расширение убыточности и неплатежей в экономике.
Количество обналичивающих денег «площадок», по данным министерства, не уменьшилось. Да и не могло. Депутаты всех фракций, в том числе БПП и «Народного фронта», получают часть зарплаты наличными в конвертах, а, чтобы их туда положить, нужно их для начала обналичить.
Каждое украинское правительство обещает вывести бизнес из тени. Рецепт, как это сделать, давно известен: снизить налоги, разрешить обналичивать столько денег, сколько нужно под разумный процент под контролем государства. Короче говоря, все разрешить, но жестче следить за выполнением минимальных ограничений, которые останутся, и за сбором ставок, которые нужно платить.
Еще в мае, когда я проводил интервью с заместителем министра финансов Еленой Макеевой, она рассказывала, как это хорошо и правильно - снижать налоги; когда в Грузии так поступили, то бизнес вышел из тени, и государство стало собирать больше средств. Аналогичная ситуация была в Словакии и в Польше.
Уже в июле министр финансов Наталья Яресько сказала, что боится снижать налоги, потому что может быть недобор в бюджет. А недавно и вовсе заявила, что снижение каждого процента ЕСВ - это потеря 5 млрд грн пенсионным фондом. Все мои знакомые макроэкономисты смеялись над этим заявлением.
На вопрос о том, была ли хоть одна страна, где был недобор в бюджет после снижения налогов Макеева сказала, что таких стран она не припомнит. Везде, где снижали налоги и усиливали контроль, доходы бюджета росли. Мало того, любой учебник экономики содержит простой рецепт выхода из состояния экономической стагнации: снижать налоги и инвестировать в инфраструктурные проекты.
Но отличился не только Минфин. То же касается и НБУ, чей глава Валерия Гонтарева недавно решила ввести ограничение на снятие наличных. Впрочем, знающие люди говорят, что это сделано по убедительной просьбе коммерческих банков, которые зарабатывают на безналичном обороте денег.
В общем, страх реальных изменений - одна из причин стагнации экономики страны. Минфин и НБУ похожи на человека, который боится вырезать злокачественную опухоль, поскольку это больно и страшно, предпочитая пить витамин С, поскольку он «убивает раковые клетки». Надо объяснять, чем закончится такая история?
Ну и последнее - личные интересы. Вот вам недавний пример. Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус потребовал отставки руководителей двух крупных государственных предприятий: Объединенной горно-химической компании Руслана Журило и Укрхимтрансаммиака Виктора Бондика, которых подозревают в коррупции.
В ответ на предложение министра Бондик ушел в бессрочный отпуск, а Журило обвинил Абромавичуса в дестабилизации работы компании. За первым стоит глава парламентского комитета по ТЭК Николай Мартыненко, вторую курирует бизнесмен Давид Жвания. Оба - друзья Яценюка. Оба наживались на работе госмонополий.
Некоторые считают, что наивно вообще предполагать, что в Украине президент, премьер-министр, глава парламента и министры могут прожить на одну зарплату, отказываясь от коррупционных возможностей на сотни миллионов долларов.
На мой взгляд, есть только два нормальных способа заработать много денег: заняться бизнесом либо стать топ-менеджером в очень крупной корпорации.
Если вы политик, то вы пришли за славой, а не за деньгами. Выведите экономику из кризиса, обеспечьте устойчивый рост, сделайте зарплату и пенсию, хотя бы как в 2006-2007 годах. Покройте себя доброй славой. Все равно денег у вас уже достаточно.
Если же власть для вас - инструмент заработка, то вы знаете, что вас ждет. Если не знаете, спросите у Виктора Януковича. Он тоже не верил, что все так может обернуться.