Нелегальная вырубка лесов сравнялась по значимости с индустрией торговли наркотиками. Согласно исследованию Всемирного банка, черные лесозаготовители получают $10-15 млрд. прибыли.
По подсчетам экспертов, каждые две секунды на планете незаконно вырубается участок леса размером с футбольное поле. Этим бизнесом занимаются организованные преступные группировки, коррумпирующие чиновников и вовлекающие в преступную деятельность бедные слои населения, вынужденные валить деревья, чтобы выжить. Продажа незаконно вырубленной древесины ежегодно приносит $10-15 млрд., большая часть которых оседает в карманах коррумпированных чиновников «на всех уровнях власти».
Больше всего неконтролируемая вырубка леса распространена в Индонезии, на Мадагаскаре и в Западной Африке. По мнению экспертов, с этим видом организованной преступности, угрожающим нарушить экологический баланс, нужно бороться столь же жесткими методами, как с наркоторговлей или рэкетом.
«Необходимо преследовать группы порубщиков так же, как мы поступаем с гангстерами. Сегодня в большинстве случаев нелегальной вырубки злоумышленники остаются безнаказанными. Очень редко дело доводят до суда. Чаще всего это тривиальные случаи, когда обвиняемыми оказываются лица, вовлеченные из-за своей бедности либо эксплуатируемого положения»,— описывает ситуацию автор исследования Всемирного банка Жан Песме.
Эксперты утверждают, что властям необходимо заняться поиском гаваней, в которых оседает прибыль от нелегальной вырубки. Отслеживая маршруты черных денег с использованием механизмов, разработанных в более 170 странах, органы правопорядка, по убеждению Всемирного банка, могут не только вычислить криминальные организации, но и конфисковать незаконную выручку.
Успехи в этом направлении демонстрирует Бразилия. В 2010 г. власти этой южноамериканской страны разоблачили преступную группу во главе с высокопоставленным чиновником, продавшую незаконно вырубленный лес на $500 млн. Попытки предотвратить незаконную вырубку деревьев предпринимают Камерун, Конго, Габон и Демократическая Республика Конго, но эти страны не используют техники отслеживания денежных потоков.
По словам господина Песме, для эффективной борьбы с подобным видом преступности странам необходимо применять электронные средства наблюдения, вести сбор информации и обеспечивать должный уровень защиты свидетелей.
«Необходимо тратить деньги как на разведывательные операции, так и на поиск доказательств. Необходимо выяснить, что представляют собой криминальные организации, как они структурированы, кто их посредники… Нужны изощренные инструменты, которые лучше подходят для ловли крупной рыбы»,— рассуждает Жан Песме.
Всемирный банк призвал финансировать программы, направленные на усиление ответственности властей в регионах, где происходят самые массовые вырубки. Также организация собирается бороться с проблемой и в развитых государствах путем усиления контроля за скупщиками браконьерской древесины. Три года назад такой закон был принят в США, где компании обязаны доказывать законное происхождение используемой ими древесины. В Японии и Китае подобных законов нет, и страна активно наращивает импорт этого сырья.
Леса важны тем, что снижают уровень парниковых газов, оберегают почву, обеспечивают гидрорегуляцию и опыление, являясь домом для пчел и других насекомых. Их вырубка может непосредственно повлиять на многие сектора экономики: уменьшить производительность сельского хозяйства, снизить мощность гидроэлектростанций, ухудшить качество питьевой воды. Ущерб, наносимый дефорестацией, может в десятки раз превышать выручку от продажи вырубленной древесины. Согласно подсчетам, проведенным группой экспертов по заказу правительств Великобритании и Германии, деградация окружающей среды обходится глобальной экономике в $2-4,5 трлн. в год.