С появлением указа президента от 3 июля 1998 года №727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» права налоговых администраций были ограничены и коррупционная составляющая взаимоотношений налоговая — малый бизнес — была сведена почти к нулю.

Новые налоговые изменения несут в себе риски повышения уровня коррупции, тенизации бизнеса, увеличения безработицы, изменения структуры и количественного уменьшения среднего класса страны, дальнейшего снижения индекса потребительского оптимизма, девальвации гривни и… окончательного обвала рынка недвижимости.

Родом из прошлого

ХIV раздел проекта Налогового кодекса «Специальные налоговые режимы» на самом деле новацией не является. Все это, или почти все, мы уже проходили… В 90-х годах прошлого века.

Напомним, до 1998-го, т.е. до вступления в действие указа об «упрощенке», среднего класса (который в развитых странах составляет практически около 60% населения) как такового в стране не было, трудно ведь отнести к середнякам «челночников» и «лоточников».

Уточним и то, что в развитых экономиках костяк среднего класса составляют, как правило, высокооплачиваемые наемные работники и представители малого и среднего бизнеса (это доминирующая часть общества, которая производит львиную долю ВВП и является, кстати, главным потребителем товаров и услуг).

В условиях Украины все попытки мелкого предпринимателя «встать на ноги» в те годы пресекались на корню. Первый непробитый чек на какой-нибудь копеечный товар наказывался эквивалентом одной тысячи долларов штрафных санкций (в те времена это соответствовало стоимости небольшой однокомнатной квартиры в регионе), вторая (и последующие) оплошности при использовании кассового аппарата, совершенные в течение года, каралась уже штрафом, эквивалентным двум тысячам американских долларов (с такой суммой уже можно было претендовать на «гостинку» в Киеве).

Регулярный пересчет пачек с крупами, солью, сахаром, спичками и бутылок с минералкой в небольших торговых павильонах размером два на три метра или мини-магазинчиках по большому счету ничего, кроме отвлечения ресурсов налоговых администраций от действительно важных заданий (та же «паленая» водка в те времена гонялась фурами), — не принесла.

Да, был зафиксирован почти 30-процентный рост налоговых поступлений, который, впрочем, тут же (соответствующими изменениями в законодательство) ушел на развитие налоговой системы. Но ценою такого развития стали массовые банкротства предпринимателей, тенизация, коррупция, падение уровня жизни подавляющего большинства населения страны.

Только с появлением указа Леонида Кучмы об «упрощенке» права налоговых администраций были ограничены, коррупционная составляющая взаимоотношений «налоговая — мелкий бизнес» была сведена, можно сказать, к нулю, у «маленьких» перестали забирать все, и появились средства для развития бизнеса. С началом действия этого указа, который сейчас хотят нивелировать, начался постепенный подъем экономики страны и формирование среднего класса.

Родился класс мелких собственников-предпринимателей, приобрели цивилизованный вид торговые рынки, как грибы после дождя начали расти мини-магазинчики и мастерские, появились новые рабочие места, возросла потребительская активность.

Осталась пятилетка

Чтобы предприимчивая часть населения страны не питала иллюзий насчет своего будущего, проект Налогового кодекса (статья готовилась накануне принятия НК) устанавливает, что упрощенной системе осталось существовать пятилетку — глава 1 раздела ХIV «Специальные налоговые режимы» прекращает свое действие с 1 января 2016 года.

Нетрудно догадаться, что, получив «черную метку» от авторов кодекса, предприниматели ограничат свою деловую активность, свои инициативы по развитию бизнеса. А свободные, накопленные во времена бюрократической «оттепели» средства из бизнеса будут выведены и конвертированы в доллары, евро и российские рубли. Сейчас валюту скупает в основном население, у бизнеса возможностей в этом плане все-таки побольше. Поэтому, когда мелкий и средний бизнес начнет постепенно сворачивать свою деятельность и «замораживать» средства в валюте, не факт, что над гривней небо будет таким же безоблачным, как сейчас. Учитывая проблемы с торговым сальдо и перманентное включение печатного станка, риски нарваться на вторую волну девальвации все еще остаются.

Бизнес за пять тысяч в месяц

Планируется ограничение годового торгового оборота для «маленьких» в 300 тысяч (без применения кассового аппарата) и количества лиц (в общем случае до четырех человек), пребывающих с такими СПД в трудовых отношениях.

Тем самым априори устанавливается, что мелкий предприниматель, если он хочет оставаться на «упрощенке», должен существовать едва ли не на грани нищеты.

300 тысяч годового оборота при средней 20-процентной торговой наценке — это месячный доход всего лишь в пять тысяч гривен. На такие деньги не то что четверых, даже одного наемного работника содержать нереально, ведь сам предприниматель тоже должен что-то есть и что-то пить, содержать семью, платить за аренду и коммунальные услуги. И, между прочим, ежемесячно платить вперед как минимум около 500 гривен (включая пенсионные отчисления) того самого единого налога. (При новой максимальной ставке придется платить 900 грн.)

Кроме того, еще неизвестно, во что превратятся эти дозволенные 300 тысяч гривен годового оборота спустя некоторое время, если цены на продукты и другие товары будут продолжать свою динамику в стиле нынешней осени. Можно с уверенностью сказать одно: 300 тысяч сегодня и такая же сумма спустя пять лет (когда, по замыслу авторов, система специальных налоговых режимов должна быть ликвидирована) — это совершенно разные деньги. Так как же можно устанавливать жесткую планку на пять лет вперед? Даже в 1998-м был дозволен порог в 500 тысяч гривен (при ценах несравнимо ниже, чем сейчас).

Значит — или в тень, или находить взаимопонимание с представителями соответствующих органов. Или специальный налоговый режим предусмотрен только для «лоточников», крошечных парикмахерских и ресторанчиков?

Для лишних наемных работников дорога туда же — в тень или на биржу труда «пощипывать» доходную часть госбюджета.

Зеркало 90-х

Практически зеркальным отражением 90-х годов является логика авторов Налогового кодекса, предусматривающая (в заключительных положениях) ужесточение ст.17 Закона «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». Эти изменения достойны того, чтобы привести их в оригинале.

«17.1. В случае осуществления расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров (оказанных услуг), в случае непроведения расчетных операций через регистраторы расчетных операций, в случае нераспечатывания соответствующего расчетного документа, подтверждающего исполнение расчетной операции или проведение ее без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном субъекте такого субъекта хозяйствования на протяжении одного календарного года:

— совершенное впервые (взыскание составляет. — В.Б.) — 20% стоимости проданных товаров (оказанных услуг), на которые установлено несоответствие, но не менее 200 грн.;

— совершенное во второй раз — 50% стоимости проданных товаров (оказанных услуг), на которые установлено несоответствие, но не менее 1000 грн.;

— совершенное в третий раз — 100% стоимости проданных товаров (оказанных услуг), на которые установлено несоответствие, но не менее 3000 грн.;

— за каждое последующее совершенное нарушение в пятикратном размере стоимости проданных товаров (оказанных услуг), на которые установлено несоответствие, но не менее 5000 грн.»

И это, не учитывая возможных штрафных санкций за другие нарушения. Все вместе может вылиться в кругленькую сумму даже при первом нарушении налогового законодательства.

Суть данной логики, судя по всему, состоит в том, чтобы у компетентных органов, как и 15 лет назад, появились возможности лишь за одну проверку (если имеет место третье или последующие нарушения в продолжение года), за одно даже незначительное нарушение, к примеру, продажу спичечного коробка стоимостью в 20 копеек, буквально «обнулить» доход мелкого предпринимателя средней руки как минимум за несколько месяцев. «Отмазки» на невнимательность при выдаче чека, естественно, не проходят. Так что шансы обанкротиться резко повышаются.

Курс ускоренного банкротства

К слову, еще неделей-двумя ранее данный проект изменений в законодательство по применению кассовых аппаратов и вовсе предлагал курс ускоренного банкротства.

Последний абзац ст.17.1 закона о регистраторах предполагал, что взыскание за каждое четвертое и последующие нарушение производится «в пятикратном размере стоимости проданных товаров (оказанных услуг) с момента регистрации (!) РРО».

Т.е., если выручка, которая прошла через кассовый аппарат, к примеру, к концу года составила те же 300 тысяч гривен, то размер штрафа за пресловутый спичечный коробок (в случае четвертого и последующих нарушений в течение года) теоретически мог быть наложен в сумме 1 млн. 500 тыс. гривен. Если аппарат зарегистрирован несколько лет назад и стоимость проданных товаров соответственно больше, то и размер штрафа за «непробитую» через кассовый аппарат 25-копеечную детскую жевательную резинку (если это четвертое и последующие нарушение в течение года) мог бы составить уже несколько миллионов гривен или стоимость хорошенького пентхауса на Оболонских Липках в Киеве. Только вот представители мелкого и среднего бизнеса Украины в таких апартаментах не живут.

До пресловутого закона о трех колосках еще далеко, тем не менее оплатить штрафные санкции в размере полутора миллионов гривен не помогла бы ни продажа бизнеса, ни собственной квартиры (у кого она, конечно, имеется).

Операция «Ликвидация»

Вряд ли в какой-нибудь из развитых стран меняли бы в ультимативном порядке правила игры для бизнеса за полтора месяца до начала нового финансового года. В Украине же такая ситуация в порядке вещей, хотя и у нас закон запрещает это делать. Но в четверг пошли на компромисс – датой введения изменений для «упрощенцев» назвали 1 апреля 2011 г.

И не удивительно, что многие предприниматели закончат свою бизнес-карьеру буквально с первого дня действия нового законодательства. В частности, такая участь, скорее всего, постигнет тех «мелких», которые работали с компаниями, использующими общую систему налогообложения.

На таких СПД планируется атака с двух сторон.

Во-первых, «единоналожникам» не оставили выбора, навсегда лишив их права быть плательщиками НДС. Это значит, что предприятиям, работающим на общей системе, будет невыгодно пользоваться услугами «упрощенца», поскольку в этом случае они теряют право формировать налоговый кредит по таким операциям.

И, во-вторых, вводится фискальная норма, которая запрещает фирмам относить на валовые расходы все затраты на покупку товаров и услуг у «единоналожников».

Правда, авторы новаций обещают подсластить норму разрешением относить на валовые затраты покупку товаров и услуг, предоставляемых «упрощенцами» при наличии у них кассового аппарата и чека. Однако пока что это лишь обещания на словах, прозвучавшие в СМИ. Кроме того, в свете новых изменений в Закон «О регистраторах…» работа с кассовым аппаратом сопряжена с большим риском — за малейшую иногда случайную погрешность можно расплатиться бизнесом.

Таким образом, количество контрагентов у компаний, работающих на общей системе налогообложения, резко сократится. Для малого же бизнеса, который работал, развивался и создавал рабочие места, это будет означать финиш бизнес-деятельности.

Недвижимость и депозиты пока «отдыхают»

Часть заведомо невыполнимых и рискованных предложений по мере продвижения к финишу работы над НК исключалась из проекта кодекса. Возможно, за время подготовки статьи исчезнут и еще какие-либо опасные для предпринимателей новшества.

Ведь повезло же отечественным собственникам недвижимости. Пугали предложениями ввести налог на недвижимость, но соответствующий реестр не создан, и выполнение закона в этой части с 1 января 2011 г. было изначально практически невозможно. Поэтому введение налога на недвижимость отложено до 2012 года.

Также в проекте НК перенесены сроки введения пятипроцентного налога на прибыль от депозитных процентов со счетов, открытых в отечественных банках. И это правильно, ведь вопрос второй волны банковского кризиса с повестки дня все еще не снят, поскольку кредитная проблема погашения кредитов все еще демонстрирует плюсовую динамику.

Если Украине и нужен Налоговый кодекс, то, скорее, не сейчас и не в таком виде. Тем более что борьба с «минимизаторами» могла и должна была проводиться в рамках уже существующего налогового законодательства. Наверное, ни для кого уже не секрет, что зачастую большой магазин в центре какого-нибудь города разбит на части. И в каждой маленькой его части иногда действительно стоит по упрощенцу, но соответствующие органы, пусть даже с помощью часто критикуемых косвенных методов, элементарно могут определить, что годовой кассовый сбор каждой из таких точек (даже одного из отделов такого «маркета») многократно превышает установленный для «единщиков» даже «старый» порог в 500 тыс. грн.

О более крупных дырках доходной части бюджета говорить не будем, так как особого энтузиазма по поводу их устранения у компетентных органов мы не наблюдаем.

На бюджетные деньги

В проекте НК есть много новаций, которые отвлекут сотни тысяч человеко-часов ответственных работников налоговых администраций и много больших денег на оплату «свежей» работы, но экономический эффект от них, похоже, будет минимален. Не проще ли вместо исключения некоторых видов деятельности из числа разрешенных для «упрощенки» просто существенно повысить размер единого налога именно по этим видам деятельности?

Насколько необходимо увеличить штат налоговых администраций и расходы из госбюджета на содержание этого штата, чтобы, к примеру, отследить порядка 200 тысяч договоров аренды квартир и нежилых коммерческих помещений только по городу Киеву?

Сотни, тысячи новых штатных единиц? Многие миллионы гривен фонда заработной платы? Или эти изменения правил игры, как и десятки предыдущих, ожидает отмена, а может, коррекция? Или они коснутся только сотни-другой неудачников, которых поймают и накажут в воспитательных и показательных целях?

Давайте не забывать: чем больше налоги, тем выше стимулы уклоняться от них. Наверняка многие владельцы недвижимости в добровольном порядке согласились бы уплатить повышенную ставку единого налога, тарифицированную по зональному принципу (одна для малых населенных пунктов, другая для облцентров, третья для «спальников» Киева, четвертая для Хрещатика и центральных районов столицы и т.п.) и не иметь проблем с налоговой.

То же касается некоторых других «пострадавших» — исключенных из списка упрощенцев.

И бюджет наполнялся бы, и прозрачность была бы на уровне, и почва для коррупции отсутствовала бы в принципе.

Может, не там ищут?

Многие спорные пункты налоговых новаций несут в себе риски снижения потребительского оптимизма (а внутренний потребительский спрос, как известно, может выступать в роли одного из локомотивов общего экономического роста), сокращения рабочих мест, девальвационного давления на гривню, снижения количества среднего класса страны и, как ни странно это звучит, — дальнейшего обвала едва дышащего рынка недвижимости. И не помогут никакие госпрограммы, никакие бюджетные вливания и компенсационные программы.

А средства для доходной части бюджета искать можно и нужно. Но, может, не там ищут?

О крупных минимизаторах-упрощенцах уже говорилось. Есть еще пенсии, годовой размер которых иной предприниматель и за всю жизнь не заработает. Таких спецпенсий не одна и не две, их десятки тысяч, именно они «топят» пенсионный фонд страны и они съедают то, что недополучают бабушки и дедушки — простые учителя, медики, и инженеры.

Было бы понятно, если бы спецпенсии получали научные работники, трудом которых страна совершила бы инновационный прорыв. А то ведь топчемся на месте десятки лет, берем «первые места сзади» в мировых рейтингах с весьма сомнительными «достижениями». Эксперты считают, что без наведения порядка в первую очередь со спецпенсиями и с максимальными социальными взносами крах пенсионной системы практически неминуем.

Есть и решения судов, на миллиардном фоне которых ожидаемый эффект от усиления фискального давления на «маленьких» уже и не кажется столь значительным.

Есть пресловутые «острова» и много еще чего.

И как результат всего этого — соответствующие места в нижней части рейтингов мировых организаций относительно ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Украине, показателей душевого ВВП по паритетам покупательной способности, по уровню коррупции, по благоприятности условий для предпринимательской деятельности. А вот по уровню эмиграции, по данным Всемирного банка, мы уже в верхней части списка, на пятом месте в мире.

Справка

Ежегодно журнал Quality of Life Index составляет рейтинг из 194 стран, выделяя из них наиболее благоприятные для жизни. За основу принимаются девять различных критериев, таких как прожиточный минимум, культура и досуг, экономика, окружающая среда, свобода, здоровье, инфраструктура, безопасность и риск, а также климат.

Украина по версии авторитетного издания в списках 2010 года на 68 месте. Впереди, в частности, Эквадор, Барбадос, Молдова, Боливия, Албания и др.

Соседи сзади совсем с небольшим отрывом — почти традиционные Никарагуа, Ботсвана, Доминиканская Республика, Гондурас и др.

Так, может, действительно не там ищут дополнительные источники доходов госбюджета? А если так, может, стоит отложить введение в действие Налогового кодекса, как это предусмотрено законодательством, и спокойно разобраться вместо того чтобы менять коней на переправе? А реформы можно проводить и без Налогового кодекса. Было бы желание…