Эпопея с освобождением Юлии Тимошенко перешла в завершающуюся стадию. Во-первых, экс-премьер-министр дала свое согласие на лечение в Германии. Во-вторых, представители ЕС Александр Квасьневский и Пэт Кокс передали Президенту Виктору Януковичу прошение о помиловании Юлии Владимировны. Также установлен четкий дедлайн: очевидно, Виктору Федоровичу предстоит решить вопрос с Тимошенко до 15 октября, то есть до оглашения отчета миссии Квасневский-Кокс. Правда, зная достаточно плотную работу Банковой с миссией, которые регулярно находятся на связи, можно предположить, что ответ на вопрос, какова судьба ожидает Юлию Тимошенко, уже окончательно готов.
К слову, в середине октября пройдет заседание комиссии по помилованию. Впрочем, если на лечение в Германии, скорее всего, Тимошенко может рассчитывать «железно», то с помилованием далеко не все так однозначно. Косвенно, о том, что о помиловании думают всерьез говорит «первая ласточка» для Европы, которой можно считать «ссылку» первого заместителя Генерального прокурора Рената Кузьмина в ведомство Андрея Клюева – Совет национальной безопасности и обороны Украины, которое уже давно окрестили «пристанищем сбитых летчиков». Стоит отметить, что Ренат Равильевич, будучи публичным «палачом» Юлии Тимошенко, уже в течение последних двух лет является главной «красной тряпкой» для Запада. «Комментарии» решили узнать у экспертов, что ожидает политическую жизнь Украины, когда Тимошенко выедет на лечение в Германию и тем более, если ее помилуют.
Виктор Небоженко, директор социологической службы «Украинский барометр»:
- Президенту очень важно найти сейчас людей, которые сделали бы за него эту грязную политико-юридическую работу. Это могут сделать только два человека в стране – генпрокурор, либо министр юстиции. Их подписи могут сделать более-менее легитимным выезд Тимошенко за границу. Но, в любом случае, после этого Тимошенко, конечно же, не оставит в покое ни его, ни их. Все, кто подпишет бумаги о ее выезде будут потом, конечно, обвинены в различных преступлениях. Ну, прежде всего, почему это сделали сейчас, а не полгода назад...
Есть и другой вариант: Янукович лично берет на себя ответственность, и помилует ее. Но это чревато падением его рейтинга потому что, она с 2009 года считается самым реальным кандидатом в президенты, а он стал Президентом, посадил ее в тюрьму. Электорат Януковича может простить ему евроинтеграцию или Таможенный Союз – они не сильно разбираются в этом. Социология показывает, что электорат Януковича абсолютно не изменился ни вправо, ни влево, ни больше, ни меньше. А вот освобождение Тимошенко будет рассматриваться общественностью, как личное политическое поражение Януковича, и соответственно победа Тимошенко. После этого вопрос о том, кто главный в оппозиции вообще не стоит – она будет именно тем человеком, которая победила его.
Как они посадили ее в тюрьму, точно так же они могут и лишить ее судимости. Это связано исключительно с внутриполитическими разборками, и с давлением того же Запада. И нет никаких преград тому, что как только она выезжает туда, Запад не начнет требовать от Януковича снять с нее судимости.
Вы же понимаете, что Юлия Владимировна активная женщина. Она сидеть молча не будет, она тут же начнет активно передвигаться. Янукович каждое утро будет требовать не сведения о прослушке украинской элиты, а информацию о том, что, где и как делает Тимошенко. В то же время Януковичу это никаких плюсов не даст. Вы же видите, не реагирует его электоральное гетто, не реагирует и Западная Украина. Вы знаете, это там наверху ветки деревьев колышутся, а внизу люди живут своей подножной жизнью, натуральным хозяйством и выживанием. Пока говорить о том, что стремления Украины в Европу это большой праздник для них – реально такого нет, социология такого не заметила. Но выпуск Тимошенко – это, конечно, станет сенсацией, потому что она давно уже стала мифическим героем, как и сам Янукович.
Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:
- Все это говорит о том, что увеличиваются шансы, что будет реализован сценарий лечения Тимошенко за рубежом. Раньше такого согласия не было, и было много интриг вокруг этого. А сейчас заявление – это одна из предпосылок для того, чтобы этот сценарий осуществился. Здесь важны три ключевых события, не только заявление Тимошенко, но и увольнение Кузьмина из прокуратуры, и третье важное событие – это обращение Кокса и Квасьневского к Президенту с просьбой о помиловании. По сути дела Квасьневский и Кокс упростили задачу Януковичу. Они дали ему конкретный сценарий, а дальше уже решение за самим Януковичем. То есть, и Тимошенко, и Квасьневский, и Кокс сделали пас Януковичу, ему надо забить гол, либо отказаться это сделать. Выгода здесь одна – подписание Соглашения об Ассоциации.
Евгений Копатько, директор компании Research and Branding Group:
- С точки зрения социальной ситуации в стране, если это решение будет принято, то это существенно облегчит ситуацию для принятия политического решения о подписании Соглашения с ЕС. Это я точно могу сказать, если эта информация достоверная и будет подтверждена людьми, которые отвечают за переговоры с Евросоюзом. Речь идет о том, что сейчас для страны достаточно сложный период, и в этом случае можно говорить об определенных возможностях, а также снятии определенных рисков и сложностей в переговорах с Европой. Это снимет напряженность в стране, это расширит окно возможностей для принятия политических решений. Как это будет осуществляться технически, об этом должны сказать те люди, которые договариваются, которые принимают политическое решение.
От «Комментариев» добавим, что вопрос реабилитации Тимошенко весьма двоякий. Действительно, полностью реабилитированная Тимошенко сможет вновь стать активным игроком в большой украинской политике. Но, есть версия, что Виктор Янукович может все-таки помиловать Юлию Тимошенко, чтобы усилить «внутривидовые» конфликты в оппозиции. Тем более, что имеется пример Юрия Луценко, активно участвующего в политической жизни страны, и регулярно вбивающего клин между лидерами оппозиции. Однако, учитывая опыт Юлии Владимировны в политических играх, есть серьезные подозрения, что она не захочет играться в раскольничество с какой-нибудь «четвертой украинской республикой».