Сильно затрудняет положение россиян инициатива международного трибунала по «Боингу», выдвинутая пятью странами, включая Украину. В принципе, если решение будет принимать Совбез, РФ сможет его заблокировать. Но сама решимость западных стран продвинуть эту идею не может не пугать Москву.

Ровно год назад в небе над Украиной боевики непризнанной «ДНР» сбили пассажирский лайнер «Боинг-777» авиакомпании Malaysian Airlines, приняв его за украинский военный Ан-26. Во всяком случае, это следует из заявлений самих боевиков: менее чем через полчаса после катастрофы уведомление о сбитом Ан-26 появилось на странице их командира Игоря Гиркина. Однако когда выяснилось, что в этом месте и в это время разбился «Боинг», сообщение исчезло (как и многие аналогичные сообщения на других ресурсах, включая печально известный российский «ЛайфНьюс»). А никакого сбитого АН никто впоследствии так и не обнаружил.

Подтверждением вины боевиков являются и многочисленные данные международного расследования, вкупе с данными экспертиз попадающие в мировую и отечественную прессу. Хотя официальный доклад опубликуют только в октябре, сомнений в его общей направленности нет уже сейчас.

В то же время, российская сторона будет противодействовать на дипломатическом, кулуарном и информационном уровне. Да, Россия официально не участвует в международном расследовании, но имеет определенное право на «участие» в подготовке финального доклада. Ведь это расследование проводится под эгидой ICAO - Международной организации гражданской авиации (на чем в свое время настояла, опять же, Россия). В июне, согласно правилам этой организации, предварительные выводы были направлены заинтересованным сторонам - в том числе в Росавиацию.

Таким образом, там знают о ходе расследования и готовят свои контраргументы. Причем российская позиция должна быть включена в финальный доклад. Хотя не обязательно собственно в текст: это может быть изложение «особого мнения».

На днях CNN со ссылкой на свои источники вкратце пересказало предварительные итоги расследования. Согласно CNN, непосредственно в гибели лайнера виновны « pro - russian rebels «, то есть «пророссийские повстанцы» (или «мятежники», кому как больше нравится). Россия же обвиняется в поставке им оружия, которым уничтожен самолет. В то же время, говорится и о компании Malaysian Airlines, которая могла бы, но не стала изменять маршруты своих рейсов. Хотя ряд других крупных компаний это сделали, что малайзийцам было хорошо известно.

Очевидно, россияне ухватятся не только за этот факт, но и - с еще большей «цепкостью» - за утверждение, что полностью запретить полеты над зоной боевых действий должен был Украэрорух. Сейчас эта тема активно муссируется российскими СМИ.

Кроме того, российская сторона наверняка будет уверять, что принадлежность «Бука» сепаратистам недоказуема, и что ракета якобы была украинской. В начале июня с таким докладом выступили специалисты компании «Алмаз-Антей», производителя «Бука». Они уверяли, что запуск был произведен с территории, подконтрольной украинским войскам, и что «Боинг» поразила ракета 9М38, которых в РФ нет с 1998 года, но которые есть в Украине.

Одна из проблем россиян здесь (кроме данных экспертизы, указывающих на ракету 9М317) - то, что Следственный комитет РФ, также «расследующий» катастрофу, продолжает настаивать, будто «Боинг» сбит украинским боевым самолетом. Хотя эта версия не вяжется с версией «Алмаз-Антея» и вообще, похоже, базируется лишь на голословных утверждениях якобы перебежчика с украинской авиабазы.

Можно предположить, что российским оружейникам позволили пойти против официальной версии потому, что концерн сейчас находится под санкциями, в том числе и из-за «Боинга», и переживает не лучшие времена. Кроме того, обилие противоречащих друг другу версий, вбрасываемых в информационное пространство - известный пропагандистский прием, призванный «заболтать» ту или иную тему и, в конце концов, отвратить от нее запутавшуюся публику.

Но теперь, похоже, россияне переиграли сами себя. Довольно трудно будет и требовать включить в отчет международной комиссии версию об украинском самолете, если ее опровергают все остальные данные - и умолчать об этой версии, ведь тогда для чего она разрабатывается вообще?

Сильно затрудняет положение россиян инициатива международного трибунала по «Боингу», выдвинутая пятью странами, включая Украину. В принципе, если решение будет принимать Совбез, РФ сможет его заблокировать. Но сама решимость западных стран продвинуть эту идею не может не пугать Москву. Даже не потому, что когда-нибудь, через год или два, трибунал, допустим, объявит виновным во всем лично Путина. А потому, что разбор полета «Боинга» неминуемо выльется в «разбор полетов» всей деятельности России на Донбассе за тот год. И прощай мечта отделаться от санкций, а то еще и новые введут…

Но в краткосрочной перспективе, уверены опрошенные специалисты по международному праву, важнейшим вопросом являются судебные процессы, которые могут инициировать родные и близкие жертв. Собственно, первый процесс пошел: в Чикаго подан иск против Гиркина-Стрелкова на сумму 900 млн. долларов. И сам Гиркин уже даже успел прокомментировать его российской прессе в том смысле, что у него и 900 долларов не наберется, а бездуховным капиталистам лишь бы денег заполучить.

Действительно, никакие земные суды не воскресят 298 погибших, двое из которых, кстати, до сих пор не опознаны. Но, как бы цинично это ни звучало, суды по делу о «Боинге» - в первую очередь политический вопрос. Украина, надо думать, была бы не прочь, чтобы кто-нибудь из родственников жертв обратился в суд не только против террористов, но и против России. И такая перспектива есть. С другой стороны, существует угроза, что россияне, с их-то ресурсами, склонят кого-то подать иск и против украинских госструктур. Например, по все тому же поводу отсутствия запрета на полеты. Эту угрозу соответствующим украинским службам необходимо всемерно учитывать.