Реальное отсутствие в Верховной Раде не то что конституционного, а даже простого устойчивого большинства заставляет власть менять тактику при сохранении стратегической цели — избрание Виктора Януковича на второй президентский срок. Шансы решить «проблему-2015» в условиях электоральной демократии постепенно тают. Поэтому в Администрации Президента растет число сторонников решения данного вопроса исключительно путем ревизии украинской Конституции.
То, что в этот процесс никоим образом не должен быть вовлечен нынешний парламент, практически ни у кого из власть имущих не вызывает сомнений. По данным «k:», в верхах в качестве базовых рассматриваются два варианта — мягкий и жесткий.
Софт-сценарий предполагает, что изменения в Основном Законе будут происходить в максимально демократизированном ключе, чтобы не вызвать отторжения ни в Украине, ни за ее пределами. С такой задачей вполне может справиться созданная при Банковой в мае прошлого года Конституционная ассамблея во главе с экс-президентом Леонидом Кравчуком и советником Виктора Януковича нынешнего Мариной Ставнийчук.
Жесткий вариант подразумевает вынесение всех «нужных» вопросов на всеукраинский референдум «по народной инициативе», как это было в 2000 году. Разница с тогдашней ситуацией лишь в том, что результаты «народных изменений Основного Закона» не нужно будет имплементировать через ВР, это позволяет закон о референдуме, принятый в спешке в ноябре 2012-го парламентом прошлого созыва.
Казалось бы, времена, когда плебисцит об устраивающих главу государства конституционных изменениях инициировали трудовые коллективы и родительские собрания, окончательно канули в Лету. Но не тут-то было. На минувшей неделе состоялась конференция общественных организаций — членов «Единой социальной сети» Харькова, на которой была принята резолюция о намерении инициировать всеукраинский референдум по забытым с 2000-го вопросам: о сокращении численности ВР до 300 депутатов, о создании второй палаты парламента, которая должна состоять из представителей регионов, и об отмене депутатской неприкосновенности. Бюллетень 13-летней давности общественники, ранее специализирующиеся на социальных проблемах, дополнили постановкой животрепещущей для народа проблемы — проведением парламентских выборов исключительно по мажоритарной системе. «Это не политическая акция, это позиция представителей гражданского общества», — заявила после почти единогласной поддержки резолюции вице-президент городской общественной организации инвалидов «Креавита» Елена Шингарева (кстати, она также входит в состав Харьковского горисполкома).
Дело не в требованиях упомянутого закона о референдуме для его инициирования собрать 3 млн. подписей граждан в двух третях областей, причем не менее 100 тыс. подписантов — из каждого региона. Можно предположить, что по отмашке сверху списочный урожай будет снят в срок. Например, в том же 2000-м инициаторам референдума в рекордно сжатые сроки удалось собрать в его поддержку 4 млн. подписей. По тогдашним подсчетам, на одну подпись активист тратил 26 секунд, работая днем и ночью, правда, иногда случались казусы, когда в руки оппозиционеров попадали подписные листы с именами и фамилиями, образованными от матерных ругательств, и с несуществующими адресами. И проблема уж точно не в том, почему «первая ласточка народной инициативы» родилась именно в первой столице. От властей Харькова после безнаказанного метания отдельными личностями экскрементов в оппозиционных нардепов можно уже ожидать любого использования людей в качестве «пушечного мяса». Главный вопрос состоит в следующем: побежали ли харьковские «социальные сетевики» впереди паровоза, тем самым оказав власти медвежью услугу, либо «неполитическая акция» в Харькове была пробным камнем для прощупывания общественной реакции на подобные инициативы?
Тем временем секретарь Конституционной ассамблеи Марина Ставнийчук анонсировала на ближайшие дни пленарное заседание этого органа, на котором, по ее словам, будет показан «целостный, системный, комплексный подход к обновлению Конституции Украины». Зная мнение Леонида Кравчука, который прямо называл новый закон о референдуме антиконституционным, Конституционная ассамблея не должна педалировать тему конституционного плебисцита. Впрочем, в случае невозможности «целостно, системно и комплексно» обновить Основной Закон без помощи референдума «по народной инициативе», точка зрения Леонида Макаровича, знаменитого своим хождением между капель, вполне может измениться. Особенно если не будет активничать оппозиция, в распоряжение которой экспертное сообщество уже передало проекты двух представлений в Конституционный суд относительно неконституционности отдельных положений закона о референдуме.
В свое время именно с народных плебисцитов началось ужесточение вертикали власти Александром Лукашенко. Но тогда «последний диктатор Европы» имел среди белорусов беспрецедентный уровень доверия, в то время как согласно последнему соцопросу КМИС деятельность украинского Президента позитивно оценивают только 5,5% украинцев. Есть в новейшей истории конституционных референдумов более свежий пример. 26 февраля 2012 года по инициативе сирийского президента Башара Асада в уже охваченной гражданской войной стране состоялся плебисцит по поводу нового проекта конституции Сирии, который поддержали 89,4% сирийцев, принявших участие в голосовании (оппозиционеры его бойкотировали). Но, несмотря на внешне красивые цифры народной поддержки, Асад продолжил терять влияние в стране, на сегодняшний день его правительство контролирует только внутреннюю часть столицы. При этом, по данным ООН, на начало марта текущего года в ходе гражданской войны погибло более 70 тыс. сирийцев, а количество беженцев достигло миллиона.