...«Захватывать госучреждения я не дам», - пригрозил Сергей Мельничук в Виннице. И хотя он уже народный депутат, представили его в СМИ комбатом «Айдара». Да и мало в нем от депутата: камуфляж с шевронами, боевые побратимы по обе руки, интонации как у известного некогда российского генерала Лебедя. Такой - слов на ветер не бросает...
Вопрос в другом: кто он такой, чтобы кому-то что-то не давать? Да, депутат от Радикальной партии Олега Ляшко, да виннитчанин, да, бывший командир «Айдара»...Но не собирается же он приводить сюда свой батальон, чтобы наводить порядок? В Виннице ведь, хоть и конфликт между властями, но и губернатор, и глава облсовета пока на месте.
Не был сведетелем разговоров Мельничука с противостоящими сторонами. Но картинка, показанная СМИ, намекает: приехал из Киева ревизор, он разберется и вынесет правильное решение. Мельничук, вроде бы даже обращение к Петру Порошенко написал. Со своими выводами о том, что же происходит на родине Президента и спикера парламента.
Может быть ему кто-то поручал? Но кто? И почему именно Мельничуку?
У каждого подобного конфликта есть свои корни, есть такие и в Виннице. О них не берусь судить.
Но если оценивать навскидку, то исполнительная власть допустила несколько досадных ошибок, отступлений от принципов демократии. Во-первых, если это правда, что хлебные должности в области и поныне занимают бывшие руководители местных ячеек Партии регионов, то по их судьбам нужно было, как минимум, посоветоваться с ветеранами местного Евромайдана. Во-вторых, если пропрезидентские и проспикерские силы, действительно, объединились с бывшими регионалами, чтобы сменить главу облсовета, то и это нельзя назвать удачным ходом. В-третьих, ошибкой было не пускать на сессию, где готовились снимать председателя облсовета Сергея Свитко, его сторонников. (К тому же под странным предлогом, что в списке не были отмечены их паспортные данные). В-четвертых, смешна аргументация запрета на массовые акции 7 декабря: мол, на востоке страны были объявлены выборы.
Дело не в том, за кем из винницких начальников большинство. Дело в том, что опасно игнорировать меньшинство. Особенно, если в нем - множество вчерашних майдановцев.
Пару дней назад в эфире у Саввика Шустера один из лидеров российской оппозиции Гарри Каспаров сказал о феномене украинского Майдана одну очень интересную вещь: «Украинцы со времен неполного президентства Кравчука осознали возможность поражения власти». Поэтому попытки ее народного свержения так просто не остановить.
Это касается и Винницы. На самом деле, чтобы остановить конфликт, надо лишь вернуться к демократии. Но именно это, порой, и сложно. Ведь в нашей стране демократия редко выходит за границы симуляции. Самые животрепещущие вопросы - распределение госсредств, раздел рынков, собственности и земли - у нас решаются в обход демократических инструментов, кулуарным сговором промышленно-финансовых элит.
Когда говорят, что главный враг демократии - диктатура, это не совсем правда. Главный враг демократии - олигархия.
...Три вещи правят миром: деньги, сила и свобода. И у них есть три выражения в политике: олигархия, диктатура и демократия. У них разные между собой отношения, почти такие, как в известной игре на пальцах: камень, ножницы, бумага. Демократия побеждает силу, но не может победить деньги. Сила побеждает деньги, но пасует перед стремлением к свободе...
Разве наш первый, оранжевый, Майдан подавили силой? Нет, его лидеров элементарно прикупили олигархи. А потом уже Янукович, чтобы прибрать олигархов к рукам, начал строить диктатуру.
Когда-то один из правителей древнего Карфагена насмешливо заявил: «Мы не будем завоевывать Рим, мы его купим». И, знаете, почти купили. Причем едва не вырвали самое серце демократии - римский сенат. Патриции, получив от врага взятку, потребовали перемирия. И только чудаковатый сенатор Катон продолжал настаивать: «Карфаген должен быть разрушен». И сила в конце концов победила деньги.
Не за этим ли прибыл Мельничук со товарищи в Винницу?
...А теперь вернемся на несколько дней назад и вспомним парламентський демарш бывшего сотника Владимира Парасюка, нервно отреагировавшего на слова: «Здесь тебе не Майдан».
Похожее в зале заседаний ВР мы видели не раз. «Молодые и чистые» взлетев на трибуну, пытались бороться со «старым и заскорузлым». Но побеждало, обычно, заскорузлое. Тихой сапой, незаметным пропихиванием «нужных» законопроектов, ползучим накоплением послушных тушек. Побеждало потому что, за ним стоял непробиваемый и неисчерпаемый ресурс - деньги. А за молодыми и чистыми не было ничего, кроме пары-тройки соратников и надежды на грядущий где-то далеко Майдан.
За последний год все изменилось радикально. И если за оппонентами Парасюка стоит всемогущий Золотой телец, то за самим Парасюком сегодня не менее могущественный Марс - десятки тысяч добровольцев. Людей вооруженных, решительных и не прощающих предательства.
Аксакалы парламентаризма эту опасность почувствовали и посоветовали сотнику протестовать в цивилизованной форме. Нельзя, дескать, показывать врагу, что у нас свои ссорятся со своими.
Все это правильно. Но вот незадача: у сотников и комбатов нет возможности проявлять свой парламентаризм по-другому.
Неустрашимый Борислав Береза похвастался в ФБ, что стал зампредседателем парламентского комитета по борьбе с коррупцией и пообещал: «Через сопротивление «старой гвардии» и новых «любих друзів», через вопли и крики, но мы разорвем эту коррупционную машину». Кто-то из симпатиков Березы откомментировал: «Муравьи смогут победить слона?»
Как вы думаете, почему так уверенно себя чувствуют в чуждой им депутатской среде бывшие соратники Януковича? Почему весел Шуфрич, агрессивен Павленко и так уверен в себе Левочкин? Потому что за ними стоят деньги. И не только их собственные, задекларированные при выдвижении в депутаты. Но и - деньги Путина. Если не в прямом смысле, то в переносном - нынешняя просепаратистская оппозиця - это ключик к камере хранения неисчерпаемых путинских ресурсов.
Деньги в нашей стране могут многое. Даже больше, чем мы себе можем представить. Это и есть власть олигархии.
Олигархия мимикрирует под демократию. Она подстраивается под соблюдение процедур, потому что подменяет мотивации этих процедур. Она покупает тех представителей демоса, которые контролируют процедуры. И демократия начинает пожирать саму себя.
Стопроцентно по букве закона, но в разрез со всеми заверениями выдвиженцев Майдана, в руководство комитетов ВР попадают «герои 16 января» (те, кто голосовал за «диктаторские законы»). Целых десять человек. Их потребовали исключить, даже поправку внесли при голосовании. И не последний человек в команде президента Юрий Луценко обещал, что поправка учтена... Но посмотрите на сайт Верховной Рады: вся десятка осталась при должностях!
И хорошо бы, только Шуфрич да Мирошниченко доказывали, что это так надо. Но и наши европейские друзья нас не понимают. «Правильно распределять обязанности между партиями большинства и оппозиции» учит нас глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский. И попробуй объясни ему, что это не оппозиция никакая, а «финансисты сепаратистского Лугандона».
Есть буква закона, а есть дух. Юристы, отрабатывающие большие деньги, дотошно соблюдают букву, а демос, интуитивно чувствующий дух, но запутавшийся в процедурных моментах, начинает помышлять о живительной силе вооруженных легионов.
Это очень плохо, друзья, и очень опасно!
Все мы, включая власть, не понимаем, что диктатура к нам придет не в качестве контрреволюции Ахметова и Фирташа, не с Печерских холмов и не из России.
Диктатура придет, как защита демократии от олигархии. И будет таковой принята народом. Что уже не раз бывало в истории.
Что же делать?
Нельзя уничтожить деньги. Потому что идеей можно мотивировать не более 20 процентов людей, а для 80-ти главный мотив - заработок, выторг, прибыль. Бизнес - разный, большой, малый, олигархический и даже «новоросский» (они ведь готовы продавать нам уголь!) -просто необходим для восстановления страны. Бизнес - это возможность договариваться. И бизнесу нужны гарантии, а потому он всеми силами лезет во власть.
Как писал историк Лев Гумилев, после революции, которую осуществляют пассионарии, приходят так называемые «гармонические личности». Это не те, кто разносторонне развит. Это - по версии ученого - те, кто всеми путями пытается обогатиться. Но вместе с этим и восстанавливает страну. Без них нация обречена.
Вот только надо сделать как-то так, чтобы они знали свое место. Чтобы не сильно тянули меха своей «гармонии» на себя, не зарывались, не жили в роскоши, когда народ страдает. Поэтому они и должны бояться таких как Мельничук, Парасюк, Береза, Семенченко...
Но важно и другое, чтобы человек с автоматом тоже испытывал страх. Боялся посягнуть на демократию. Чтобы не пришел как матрос Железняков указывать, что он «даст», а что «не даст». Иначе - конец.
Как добиться такой гармонии? Это вопрос!