Правительство намерено к 1 апреля узаконить свою борьбу с рейдерством, которое, по словам чиновников, приобрело в Украине форму «обычного бандитизма». В рамках этой борьбы Министерство юстиции совместно с Генпрокуратурой и МВД должно разработать специальное законодательство, которое поможет защищать собственникам свои предприятия. На милицию возлагается в этом процессе еще одна задача – провести тотальную проверку лицензий всех охранных компаний Украины.
Поможет ли «перелицензирвоание» охранных предприятий в борьбе с рейдерством в стране или приведет наоборот к тенизации рынка (и что собой сегодня этот рынок представляет) – об этом «Комментарии» поговорили с президентом Украинской федерации профессионалов безопасности Сергеем Шабовтой.
На последнем заседании антирейдерской комиссии, Кабмин инициировал проверку лицензий у всех предприятий, оказывающих услуги по охране. Какие изменения это может вызвать на рынке охранных услуг?
Я абсолютно убежден, что подобные решения, в определенной степени, авантюра со стороны правительства. Я могу с уверенностью сказать, что на рынке есть изрядное количество охранных фирм, которые не соответствуют по качеству предоставляемых услуг. Лидеры рынка сами регулярно инициируют проверки рынка услуг. А кто будет сейчас проверять? Какое ведомство? Какие задачи будут перед ним поставлены? Вполне вероятно, с рынка уйдут некоторые игроки. И могут уйти не плохие компании, а те, которые имеют свою позицию, независимую от «официальной» точки зрения.
Но ведь возможен заход «своей» охранной структуры?
Мировая практика свидетельствует о том, что рынок охранных услуг не является высокорентабельным. С учетом не самого лучшего экономического состояния Украины, не стоит предполагать, что за этот рынок будут яростно бороться путем глобальной зачистки и ввода «своих». Нет предпосылок и для появления иностранного капитала. Если этот сектор был бы привлекательным с финансовой точки зрения, то «слоны» из Европы уже присутствовали бы здесь.
Вы говорите, что многие охранные компании предоставляют некачественные услуги, почему так получается?
Я бы на месте Клюева внимательно изучил существующие лицензионные условия, поскольку они очень слабы. Мы многократно говорили о том, что лицензионные условия в нынешнем виде превратили рынок в «проходной двор». Например, отсутствует материальный ценз для компаний, предоставляющих услуги по обеспечению безопасности. На сегодня нет и четко оговоренных государством технологических критериев: зарегистрированный офис, набор компьютерной техники, автомобильный парк и т.д. Без минимальной оснащенности предлагать услуги по обеспечению безопасности все равно, что предлагать услуги скорой помощи, не имея транспорта, квалифицированных кадров и помещений.
То есть получить соответствующую лицензию достаточно просто?
Слабые лицензионные условия приводят к тому, что на рынок может зайти любой желающий. Нередко какой-то милиционер после выхода на пенсию формирует свой так называемый «Бизнес» на знакомой территории: ларьки, магазины и полуподвальные помещения, которые он «топтал», имея звезды на погонах. Он убеждает владельцев бизнеса в том, что может на сохранившихся связях и механизмах влияния защищать их от напастей.
Какие еще проблемы рынка охранных услуг Вы можете назвать?
Не решена, в том числе принятием закона об охранной деятельности, проблема Государственной службы охраны (ГСО) при МВД. ГСО декларирует, что занимается не коммерческой, а хозяйственной деятельностью, что абсурдно, поскольку у них есть свои плановые показатели, налог на прибыль. ГСО пользуется субъективной поддержкой и защитой МВД там, где это выгодно. Согласно постановлению Кабмина №615 от 1993 года, которым утверждалось положение ГСО при МВД Украины, существует перечень объектов, которые подлежат обязательной охране только ГСО. Есть статья 4 Закона о предпринимательстве, в которой указано, что объекты особой важности, государственного права собственности охраняются только государственными организациями и учреждениями. Если вы сравните перечень, который есть в этом постановлении и перечень объектов, которые охраняет ГСО, то увидите, что это абсолютно разные вещи.
То есть ГСО монополизирует рынок?
Я бы не говорил о монополии, ГСО – это меньше 30 тыс. человек штата, а на рынке охранников больше 400 тыс.
Получается, что государство само создает конкурентного игрока на рынке охранных услуг?
Скажите, зачем 46 частей внутренних войск получили лицензию на охранную деятельность? Каким образом эти части, созданные для выполнения специфических задач, имеющие четко регламентированный бюджетом штат, собираются заниматься хозяйственной деятельностью по оказанию охранных услуг? В законе об охранной деятельности эта лазейка расширена. Возможно, завтра железнодорожные войска или другие подразделения, созданные при ведомствах, начнут заниматься хозяйственной деятельностью по оказанию охранных услуг. Не исключено, что их будут автоматически навязывать тем или иным партнерам.
Как выглядит сегодня рынок охранных услуг в Украине?
По информации на конец декабря это 4720 охранных фирм. На сегодня их насчитывается около 4800. Больше четверти из них находится в Киеве, столичный рынок перегружен. Если говорить о регионах, то можно отметить Днепропетровскую, Донецкую, Одесскую и Харьковскую области, в которых эта сфера очень развита.