В Евросоюзе нет единства в вопросе прочтения Минских соглашений, сообщил на этой неделе в интервью Euractiv главный дипломат Литвы Л.Линкявичус. А это означает, что обсуждение Евросоюзом продления антироссийских санкций в июне может быть весьма непростым. По нашей информации, как минимум четыре страны — Венгрия, Словакия, Италия и Греция — выступают за скорейшую отмену ограничительных мер против России.
Громче всех в этом хоре звучит голос Венгрии. Недавно побывавший в Москве венгерский премьер В.Орбан заявил, что «в конце первого полугодия в ЕС ожидаются серьезные дебаты относительно выполнения Минских договоренностей, другими словами, автоматического продолжения санкций против России не будет». Видимо, именно позиция Будапешта по санкциям и стала основным поводом для Петра Порошенко встретиться в минувший четверг с премьером Орбаном в Брюсселе, где украинский президент находился с визитом для переговоров с руководством ЕС.
Свое стремление снизить или даже отменить европейское санкционное давление на РФ Будапешт настойчиво аргументирует якобы огромными потерями для венгерского бизнеса и экономики, подчас называя фантастические цифры убытков. Однако, как мы уже подробно писали (см. «Венгрия. Лучшие друзья России», ZN.UA №24 от 03.07.2015 г.), дело не только и не столько в санкциях. Даже российский лидер на встрече с венгерским премьером пояснил спад во взаимной торговле «конъюнктурными факторами» — нестабильностью валютных курсов, цен на энергоносители, ну и антироссийскими санкциями, конечно. «Виноваты не мы, а неблагоприятная международная обстановка, — поддакнул Орбан. — Все хорошее в наших отношениях сделано нами, а все нехорошее — другими».
Да, экспорт Венгрии в РФ в прошлом году упал на 39%, а взаимный товарооборот — на 40%. Но негативные тенденции, вызванные глубоким экономическим кризисом в РФ, связанным, в первую очередь, с низкими ценами на нефть и нереформированностью российской экономики, наблюдались в торговле России с большинством государств мира. Возьмем хотя бы Китай, оборот с которым у РФ наибольший и составляет 12% ее внешней торговли. В минувшем году экспорт Китая в Россию упал на 33% (с 50,9 млрд долл. в 2014-м до 34,1 млрд в 2015-м), а импорт из России в Поднебесную снизился на 27% (с 37,4 млрд долл. до 27,3 млрд). И это без каких-либо санкций. Так что, очевидно, дело не в них.
Прибыв в Москву день в день ровно через год после того, как Путин торжественно посетил Будапешт, 17 февраля, В.Орбан изо всех сил демонстрировал свое расположение хозяину Кремля. «Я уверен в том, что Россия — не враг Венгрии, а партнер Венгрии. Россия нашей стране, нашему отечеству не угрожает, а предлагает партнерские хорошие отношения. Венгрия и Россия заинтересованы в том, чтобы безопасность в Европе укреплялась, нормализовались отношения между Европейским союзом и РФ, — сообщил Орбан после переговоров с Путиным. — Венгрия — лояльный член ЕС. И если Россия и ЕС не смогут наладить экономическое региональное сотрудничество, союз, тогда мы все вместе проиграем в соревновании мировой экономики. Здравый смысл говорит о том, что мы должны сотрудничать. До сих пор санкции автоматически продлевались, но этот период уже позади».
Видимо, после этих слов не привыкшему оправдываться и всегда уверенному в своей правоте В.Орбану нечего было сказать украинскому министру иностранных дел П.Климкину, прибывшему с визитом в Будапешт спустя неделю после поездки Орбана в Москву. И хотя переговоры с венгерским премьером до последнего значились в программе визита главы украинского МИДа, эта встреча была отменена под предлогом участия Орбана в срочном совещании по проблеме миграции.
Многие, в том числе и в Евросоюзе, недоумевают, что же произошло с В.Орбаном. Ведь прежде он считался одним из самых «антироссийских» политиков в Европе, а теперь выступает в роли едва ли не «лучшего друга» Путина, который ранее, после нелицеприятных высказываний Орбана, очень долго не принимал строптивого венгра в Москве.
Причин эксперты называют как минимум две. Диктатору по натуре Орбану Путин симпатичен, пожалуй, он им даже восхищается. И завидует умению держать в руках скрученную в бараний рог страну и вызывающе игнорировать требования Европы и США. Орбан, которого глава Еврокомиссии Ж.-К.Юнкер на одном из саммитов как-то встретил словами «Привет, диктатор», явно стремится наследовать манеры поведения Путина — как во внутренней, так и во внешней политике.
Феномен Орбана в том, что, будучи лидером государства — члена ЕС, он подчас умудряется делать вещи, которые не снились даже Януковичу, считают некоторые наблюдатели. Например, в 2009 г., вновь придя к власти, венгерский премьер распорядился уволить около 500 журналистов из государственной телерадиокомпании. Ограничение демократических свобод, в том числе и свободы прессы, неоднократно вызывали в Венгрии народные протесты.
Пытаясь демонстрировать независимость, Орбан не только публично критикует Брюссель и Вашингтон, но и зачастую поступает наперекор им, нарушая принятые в приличном западном сообществе правила и даже игнорируя основополагающие ценности. Можно долго перечислять венгерские законы, начиная с конституции и закона о СМИ, принятие которых с подачи Орбана вызывало резкое неудовольствие партнеров. Последний камень преткновения — нежелание Будапешта принимать беженцев и его категорическое несогласие с планом распределения квот на размещение мигрантов по всем странам ЕС. Эти квоты глава канцелярии венгерского премьера Я.Лазар назвал «моральным империализмом Германии».
Как и Путин, Орбан — талантливый популист. Уже сегодня задумываясь о будущих выборах, он строит в Венгрии «нелиберальную демократию» («либеральное государство не смогло бы уменьшить счета на газ и электричество») и делает ставку на низкие тарифы на комуслуги для населения. А для этого ему нужна Россия. И в этой необходимости — второе объяснение сближения Орбана с Путиным.
Одним из главных вопросов на встречах двух лидеров, как в Будапеште, так и недавно в Москве, было расширение единственной в Венгрии АЭС «Пакш», вырабатывающей около 40% электроэнергии в стране. Напомним, что контракты на строительство пятого и шестого энергоблоков, на их сервисное обслуживание и поставки ядерного топлива Будапешт без проведения тендера заключил с «Росатомом» в конце 2014 г.
А год назад венгерский парламент, приняв специальный закон, засекретил эту сделку на 30 лет. Однако известно, что расширение «Пакш», названное Орбаном в Москве «проектом века», будет стоить более 12 млрд евро, а Россия предоставит Венгрии государственный кредит на 10 млрд евро.
Проект вызвал большое неудовольствие Брюсселя, уже заявившего о том, что заключение соглашений на расширение АЭС «Пакш» без проведения международного тендера не соответствует правилам ЕС по госзакупкам. В ноябре прошлого года Еврокомиссия начала процедуру расследования признаков государственной финансовой поддержки этого проекта. Как писала месяц назад венгерская «Мадьяр Идек», в США и ЕС в проекте увидели не только средство укрепления личной власти Орбана, но также путь распространения коррупции.
Но в Будапеште уже предвкушают поступление российских средств. По информации венгерских СМИ, деньги из России должны поступить уже в середине т.г. — первые транши запланированы в размере примерно 0,9 и 1,8 млрд долл. И нет никаких сомнений, что премьер Орбан будет яростно отстаивать этот проект, который не только позволит ему удерживать низкие тарифы для населения и обеспечит голоса на выборах, но и «подкормит» окружение, даст мощный толчок для развития венгерской промышленности.
Еще один важный для Орбана совместный проект с россиянами — обновление парка вагонов Будапештского метро. Тендер выиграл российский «Метровагонмаш», который в течение трех лет должен будет отремонтировать 222 вагона. Контракт на 220 млн евро — это, конечно, мизер, по сравнению с «проектом века» Пакш-2 на 12 млрд, но для масштабов Венгрии — тоже весьма внушительная сделка. А главное, что она также замечательно укладывается в планы Орбана по подготовке к выборам. Старое и аварийно опасное будапештское метро остро нуждается в обновлении, и к моменту начала электоральной кампании через два года жители венгерской столицы получат капитально отремонтированные россиянами вагоны для своей подземки.
Но Москва тоже не желает оставаться в накладе. За свое «благодетельство» (в основном по «Пакшу») она хочет получить какую-то компенсацию. Так родилась идея продать Венгрии около 30 российских вертолетов на сумму примерно 400 млн долл. НАТО давно критикует Будапешт за срыв программы развития сил специальных операций, обусловленный во многом как раз отсутствием необходимого количества многофункциональных вертолетов. Но «решать проблему» путем покупки российских Ми-8 — это очевидный вызов Орбана Брюсселю и Вашингтону.
Правда, путь российско-венгерской «вертолетной» сделке преграждают европейские санкции. И, как утверждают некоторые эксперты, именно покупка вертолетов (как плата за российский кредит), а не пресловутые проблемы венгерского бизнеса — основной мотив для Орбана постоянно критиковать антироссийские санкции и призывать к их отмене.
Очевидно, что при таком раскладе денежных сумм и интересов в отношениях Будапешта с Москвой Киеву весьма непросто работать с Будапештом и наивно рассчитывать на его поддержку (или хотя бы скромное молчание) в вопросе санкций. Но это отнюдь не может служить оправданием тому, что в Венгрии вот уже два года нет украинского посла. Для любого государства подобный факт по отношению к нему — свидетельство неуважения. Для страны-соседа, которая еще и значится в списке стратегических партнеров Украины, — повод затаить обиду. На прошлой неделе уполномоченный венгерского правительства И.Грежа, находясь в Закарпатье, неодобрительно заметил, что длительное отсутствие украинского посла в Венгрии — это «достаточно непонятная и удивительная позиция». «Мы надеялись, что во время недавнего визита в нашу страну министра иностранных дел Украины П.Климкина тот, наконец-то, представит Чрезвычайного и Полномочного Посла, но этого не произошло, и должность остается вакантной», — посетовал Грежа. Но, надеемся, Будапешт вскоре таки увидит нового украинского посла: по нашей информации, документы на получение агремана Киев венгерской стороне уже отправил, а будущая глава украинской дипмиссии не только выбирает платье для вручения верительных грамот, но и готовится, засучив рукава, приступить к разбору завалов, накопившихся за два года.
Латать бреши и рихтовать шероховатости в двусторонних отношениях нашим дипломатам не привыкать. Но вот с возведением крепкого фундамента дела обстоят сложнее. К сожалению, у Украины и Венгрии нет больших совместных проектов (сравнимых хотя бы с модернизацией будапештского метро), которые могли бы не только сблизить стороны, но также помочь найти общий язык и в других вопросах.
Украина признательна Венгрии за то, что та в трудное для нас время стала первой страной, обеспечившей реверсные поставки газа из Европы и доказавшей, что это возможно сделать. Киев благодарен венграм за поддержку введения безвизового режима для украинских граждан, за лечение и реабилитацию раненых в АТО и оздоровление детей, чьи родители погибли или были ранены во время боевых действий в Донбассе, за обмен студентами.
Однако и проблем в «двусторонке» хватает. В текущем году венгерская сторона резко сократила количество разрешений для украинских грузоперевозчиков — вместо запрошенных 45 250 (на уровне 2014 г.) Киеву предложили лишь 6,5 тыс. на первый квартал, а пакет на весь год вряд ли превысит половину необходимого украинской стороне количества, что явно не отвечает потребностям украинских перевозчиков. Позиция Будапешта обусловлена, видимо, тем, что венгерские перевозчики нынче неохотно ездят на восток (им выгоднее работать в Евросоюзе), и не выбирают свою квоту, предоставленную Украиной, соответственно, и для украинцев они хотят зеркально снизить количество разрешений. Но тогда возникает вопрос: если с начала этого года наконец-то заработала долгожданная зона свободной торговли между Украиной и ЕС, что должно привести к росту торговли, то кто будет перевозить эти грузы?
Не идут венгры навстречу и в вопросе совместного контроля на границе, который значительно снизил бы затраты обеих сторон. А заодно и позволил бы выявить граждан Украины, имеющих двойное гражданство, которые нынче, проходя украинский контроль, показывают украинский паспорт, а на венгерском вынимают из широких штанин — венгерский. В начале января вице-премьер Венгрии Ж.Шемьен мгновенно отреагировал на сообщение Павла Климкина о планах ввести общую таможенную границу: «Господин украинский министр иностранных дел может быть абсолютно уверен в том, что Венгрия не будет партнером в делах, которые могли бы поставить под наименьшую угрозу интересы венгров в Закарпатье».
Это правда. Будапешт жестко отстаивает интересы закарпатских венгров. Вплоть до призывов к Киеву не отправлять их в Донбасс для участия в АТО. И если на уровне правительства это делается относительно дипломатично, то политики из набирающей популярность партии «Йоббик» вполне откровенны: «К сожалению, официальная позиция правительства Венгрии состоит в том, что венгры, проживающие в Украине, не должны быть мобилизованы в украинскую армию в большем соотношении к общему населению Украины. Наша же позиция в том, что ни одного венгра не должны призывать в украинскую армию и заставлять сражаться в чужой войне. Это не их война и не война Венгрии. Должен быть установлен мир. Но этого можно добиться только путем давления на Киев, который должен уважать меньшинства и прекратить вести войну против собственного населения», — заявил в феврале 2015-го в интервью российской «Свободной прессе» зампредседателя комитета по иностранным делам венгерского парламента и депутат ПАСЕ Мартон Дьендьеши.
Зато Закарпатье, похоже, «венгерские» венгры все больше считают «своим». За последнее время там побывало около 30 венгерских госсекретарей, причем зачастую об их визитах Будапешт даже не ставил в известность украинский МИД. Уполномоченный правительстваВенгрии по вопросам сотрудничества с Закарпатьем И.Грежа еще не нашел времени посетить Киев, однако в Закарпатье уже побывал.
Венгрия финансово помогает украинским венграм, выделяя средства на их образовательные и культурные нужды. И в этом не было бы ничего плохого, (особенно учитывая скромные возможности украинского бюджета), если бы за призывами Будапешта к согражданам и областным центрам Венгрии «взять ответственность за судьбу закарпатской венгерской общины» не просматривались и иные, нежели «предотвращение гуманитарной катастрофы» цели…
Еще в начале своего третьего премьерского срока (в 2014 г.) В.Орбан заявил в парламенте о необходимости автономии для этнических венгров, живущих за рубежом, и предоставлении им двойного гражданства. Пока Будапешт открыто не требует от Киева предоставления автономии закарпатским венграм. Но минувшей осенью он был крайне недоволен «нарезкой» округов перед местными выборами, не отвечавшей пожеланиям как Будапешта, так и венгерской общины Закарпатья создать «венгерский избирательный округ». Перед выборами на объединительном съезде (для консолидации усилий) двух венгерских партий — Общества венгерской культуры и Демократического союза венгров Украины — присутствовал и высокий гость из Будапешта — вице-премьер Ж.Шемьен. А после выборов в декабре 114 населенных пунктов Закарпатья объявили о желании создать «отдельный венгерский район» с центром в Берегово.
Бросается в глаза, насколько часто российские СМИ пишут о Закарпатье, как скрупулезно отслеживают тамошние современные тенденции и пускаются в пространные исторические экскурсы, как подчеркивают особенности этого края, его «неукраинскость» и отличия от «остальной Украины», как подбрасывают и пытаются раздуть уголек сепаратизма. И нет никаких сомнений, что если Донбасс таки получит свой специальный статус согласно Минским соглашениям, Москва продолжит «раскачивать» Украину и с Запада, настойчиво вкладывая в головы закарпатцев мысль «И чем мы хуже Донбасса?». А Будапешт ей поможет?